ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-945/2016 от 06.09.2016 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

ДЕЛО

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Г.ЧИТА 6 сентября 2016 ГОДА

Центральный районный суд г.Читы в составе

председательствующего судьи Сальниковой Е.А.

при секретаре Окуневой Н.В.

с участием государственного обвинителя заместителя Читинского транспортного прокурора Титова И.А.

адвоката Варфоломеевой Е.В., представившей ордер и удостоверение ,

обвиняемого Грязнова В.К.

рассмотрев в закрытом судебном заседании в порядке предварительного слушания, материалы уголовного дела в отношении

Грязнова В.К.<данные изъяты>

обвиняемого в совершении преступлени1, предусмотренных ч.1 ст.238, ч.1 ст.238 УК РФ,

У с т а н о в и л:

Обвиняемый Грязнов В.К. совершил оказание услуг не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (2 состава).

Преступления совершены при следующих обстоятельствах.

В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, у Грязнова В.К., находящегося в различных местах <адрес> края, в том числе на аэродроме <данные изъяты> расположенном в микрорайоне <адрес> тракт, 60 <адрес> края, являющегося владельцем и собственником единичного экземпляра воздушного судна <данные изъяты> на почве корыстных побуждений возник преступный умысел направленный на оказание услуг, по проведению развлекательных полетов в границах <адрес> и <адрес>, на принадлежащем ему и А.В.Ю. единичном экземпляре воздушного судна <данные изъяты> легком однодвигательном самолете <данные изъяты> (далее ЕЭВС), не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.

При этом Грязнов достоверно знал, что воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности, подтверждающего годность воздушного судна к полетам, а также имеющие государственный и регистрационный опознавательные знаки и имеющие на борту соответствующую документацию. Также Грязнову было достоверно известно, что для управления воздушным судном и осуществления на нем полетов необходимо получить свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна с отметкой о виде воздушного судна, пройти подготовку и продемонстрировать навыки управления сверхлегким воздушным судном разрешенного класса, а также иметь действующее медицинское заключение. Помимо этого, Грязнов знал, что необходимо заранее уведомлять орган Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации об использовании воздушного пространства, либо получать разрешение, в зависимости от высот и районов выполнения полетов, на осуществление полетов в определенном воздушном пространстве.

В то же время, несмотря на то, что вышеуказанные требования, непосредственно влияют на безопасность осуществления полетов воздушных судов, Грязнов, не желая нести временные затраты на их выполнение, пренебрег ими, не предприняв мер по созданию безопасных условий своей деятельности в виде оказания платных услуг по проведению ознакомительных полетов на вышеуказанном ЕЭВС.

ДД.ММ.ГГГГ в период с 17 часов 00 минут по 19 часов 00 минут местного времени, Грязнов, находясь на аэродроме <данные изъяты> расположенном по вышеуказанному адресу, реализуя свой преступный умысел направленный на оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, действуя из корыстных побуждений, с целью извлечения материальной выгоды, будучи осведомленным о недопустимости оказания услуг по полетам, заведомо зная о ненадлежащем качестве и опасности предоставляемых им услуг, умышленно, то есть, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий от своих действий, в нарушение требований ст.ст. 33, 35, 36, 37 Воздушного кодекса РФ, требований п.п. 1 и 2 приказа Министерства транспорта РФ от 17.04.2003 № 118 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения»», не имея сертификата летного годности на указанный ЕЭВС, что влечет запрет его эксплуатации, в нарушение требований п.п. 1, 1.2, 1.3, 3.1, 4.1 приказа Министерства транспорта РФ от 12.09.2008 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», не имея свидетельства пилота и не пройдя соответствующего обучения на право его получения, не имея необходимых навыков осуществления полетов и соответствующей подготовки, соответственно не имея права на управление воздушным судном и права на осуществление полетов, не имея права на осуществление коммерческой перевозки, в нарушение требований п.п. 1, 7 и 8 приказа Министерства транспорта РФ от 04.02.2003 № 11 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к эксплуатанта коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации»», не имея сертификата эксплуатанта, в нарушение требований п.п. 1, 13, 39 и 40 постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства РФ», при осуществлении полета выше 200 метров от земной и водной поверхности не уведомил орган Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации об использовании воздушного пространства, либо получении разрешения, в зависимости от высот и районов выполнения полетов, на осуществление полетов в определенном воздушном пространстве, в нарушение требований ст. 7 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с которым, потребитель имеет право на то, чтобы услуга, при обычных условиях ее использования, была безопасна для жизни, здоровья потребителя, а исполнитель обязан обеспечивать безопасность предоставляемой услуг, осуществляя свой преступный умысел, осознавая, что Р.К.А. и В.С.Л. в соответствии с законодательством являются потребителями его услуги, игнорируя требования ст.36 Воздушного кодекса РФ, устанавливающих, что выполнение коммерческих воздушных перевозок на единичном экземпляре воздушного судна т.е. воздушном судне авиации общего назначения не производимом серийно и соответственно не прошедшем в установленном порядке как при серийном производстве соответствующих испытаний и проверки - не допускается, принял необоснованное решение на вылет на единичном экземпляре воздушного судна (далее - ЕЭВС) <данные изъяты>, регистрационный номер и оказал услугу развлекательного полета не отвечающую требованиям безопасности жизни и здоровья потребителя, осуществив развлекательный полет с пассажиром Р.К.А. в границах <адрес> и <адрес> на высоте более 200 метров от земной или водной поверхности, продолжительностью около 15 минут, со взлетом и посадкой на аэродроме <данные изъяты> расположенном по указанному адресу, азатем осуществив развлекательный полет с пассажиром В.С.Л. в границах <адрес> на высоте более 200 метров от земной или водной поверхности, продолжительностью около 5 минут, со взлетом и посадкой на аэродроме «Каштак» расположенном по указанному адресу, получив за это материальное вознаграждение в сумме <данные изъяты> рублей.

Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, у Грязнова В.К., находящегося в различных местах <адрес> края, в том числе на аэродроме <данные изъяты> расположенном в микрорайоне <адрес><адрес> тракт, <адрес> края, являющегося владельцем и собственником единичного экземпляра воздушного судна <данные изъяты> на почве корыстных побуждений возник преступный умысел направленный на оказание услуг, по проведению развлекательных полетов в границах <адрес> и <адрес>, на принадлежащем ему и ФИО4 единичном экземпляре воздушного судна <данные изъяты> легком однодвигательном самолете № (далее ЕЭВС), не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.

При этом Грязнов достоверно знал, что воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности, подтверждающего годность воздушного судна к полетам, а также имеющие государственный и регистрационный опознавательные знаки и имеющие на борту соответствующую документацию. Также Грязнову было достоверно известно, что для управления воздушным судном и осуществления на нем полетов необходимо получить свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна с отметкой о виде воздушного судна, пройти подготовку и продемонстрировать навыки управления сверхлегким воздушным судном разрешенного класса, а также иметь действующее медицинское заключение. Помимо этого, Грязнов знал, что необходимо заранее уведомлять орган Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации об использовании воздушного пространства, либо получать разрешение, в зависимости от высот и районов выполнения полетов, на осуществление полетов в определенном воздушном пространстве.

В то же время, несмотря на то, что вышеуказанные требования, непосредственно влияют на безопасность осуществления полетов воздушных судов, Грязнов, не желая нести временные затраты на их выполнение, пренебрег ими, не предприняв мер по созданию безопасных условий своей деятельности в виде оказания платных услуг по проведению ознакомительных полетов на вышеуказанном ЕЭВС.

ДД.ММ.ГГГГ в период с 19 часов 10 минут по 20 часов 30 минут местного времени, Грязнов, находясь на аэродроме <данные изъяты> расположенном по вышеуказанному адресу, реализуя свой преступный умысел направленный на оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, действуя из корыстных побуждений, с целью извлечения материальной выгоды, будучи осведомленным о недопустимости оказания услуг по полетам, заведомо зная о ненадлежащем качестве и опасности предоставляемых им услуг, умышленно, то есть, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий от своих действий, в нарушение требований ст.ст. 33, 35, 36, 37 Воздушного кодекса РФ, требований п.п. 1 и 2 приказа Министерства транспорта РФ от 17.04.2003 № 118 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения»», не имея сертификата летного годности на указанный ЕЭВС, что влечет запрет его эксплуатации, в нарушение требований п.п. 1, 1.2, 1.3, 3.1, 4.1 приказа Министерства транспорта РФ от 12.09.2008 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», не имея свидетельства пилота и не пройдя соответствующего обучения на право его получения, не имея необходимых навыков осуществления полетов и соответствующей подготовки, соответственно не имея права на управление воздушным судном и права на осуществление полетов, не имея права на осуществление коммерческой перевозки, в нарушение требований п.п. 1, 7 и 8 приказа Министерства транспорта РФ от 04.02.2003 № 11 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к эксплуатанта коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации»», не имея сертификата эксплуатанта, в нарушение требований п.п. 1, 13, 39 и 40 постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства РФ», при осуществлении полета выше 200 метров от земной и водной поверхности не уведомил орган Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации об использовании воздушного пространства, либо получении разрешения, в зависимости от высот и районов выполнения полетов, на осуществление полетов в определенном воздушном пространстве, в нарушение требований ст. 7 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с которым, потребитель имеет право на то, чтобы услуга, при обычных условиях ее использования, была безопасна для жизни, здоровья потребителя, а исполнитель обязан обеспечивать безопасность предоставляемой услуг, осуществляя свой преступный умысел, осознавая, что П.А.С. в соответствии с законодательством является потребителем его услуги, игнорируя требования ст.36 Воздушного кодекса РФ, устанавливающих, что выполнение коммерческих воздушных перевозок на единичном экземпляре воздушного судна т.е. воздушном судне авиации общего назначения не производимом серийно и соответственно непрошедшем в установленном порядке как при серийном производстве соответствующих испытаний и проверки - не допускается, принял необоснованное решение на вылет на единичном экземпляре воздушного судна (далее - ЕЭВС) <данные изъяты>, регистрационный номер и оказал услугу развлекательного полета не отвечающую требованиям безопасности жизни и здоровья потребителя, осуществив развлекательный полет с пассажиром П.А.С. в границах <адрес> и <адрес> на высоте более 200 метров от земной или водной поверхности, продолжительностью около 20 минут со взлетом и посадкой на аэродроме <данные изъяты> расположенном по указанному адресу, получив за это материальное вознаграждение в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании адвокат Варфоломеева Е.В. заявила ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении своего подзащитного за деятельным раскаянием, поскольку он вину в совершенных преступлениях признал, в содеянном раскаялся, обязуется впредь не совершать преступлений.

Грязнов В.К. ходатайство адвоката поддержал.

Государственный обвинитель Титов И.А. выразил свое согласие с заявленным ходатайством, полагает возможным прекратить уголовное дело по данному основанию.

Выслушав мнения участников процесса, изучив материалы уголовного дела, данные, характеризующие личность Грязнова В.К. суд считает, что уголовное дело в отношении него подлежит прекращению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 75 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

Судом установлено, что Грязнов В.К. ранее не судим, впервые совершил преступления небольшой тяжести, вину в совершенных преступлениях признал в полном объеме, в содеянном раскаялся, из случившегося сделал надлежащие выводы, характеризуется положительно, на учетах в наркологическом и психоневрологическом диспансерах не состоит, обстоятельства, отягчающие его наказание, отсутствуют.

По смыслу закона, деятельное раскаяние может иметь место и при отсутствии явки с повинной, если лицо раскаялось в ходе судебного разбирательства. В такой ситуации деятельное раскаяние может выразиться в признании лицом своей вины, его последующем поведении в обществе, отрицательной оценке содеянного.

С учетом изложенного, суд приходит к мнению о том, что отсутствие добровольной явки с повинной не является препятствием для освобождения Грязнова В.К. от уголовной ответственности по данному основанию, поскольку Грязнов В.К. способствовал раскрытию и расследованию преступлений.

Кроме того, суд учитывает, что в результате действий Грязнова В.К. ущерба и тяжких последствий не наступило, после предоставления документов сотрудникам полиции, его незаконные действия были пресечены, Грязнов дал признательные показания, вследствие этого Грязнов В.К. перестал быть общественно опасным.

Данные обстоятельства свидетельствуют о деятельном раскаянии Грязнова В.К.

Таким образом, с учетом совокупности обстоятельств, характеризующих поведение Грязнова В.К. после совершения преступлений, а также данные о его личности, обстоятельств дела, включая степень общественной опасности совершенных Грязновым В.К. деяний, оснований для отказа в удовлетворении заявленного ходатайства о прекращении уголовного дела, как и препятствий к прекращению уголовного дела по не реабилитирующему основанию, суд не усматривает.

Учитывая, что на предварительном следствии при ознакомлении с материалами уголовного дела Грязновым В.К. в присутствии защитника заявлено ходатайство об особом порядке судебного рассмотрения дела и постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, процессуальные издержки взысканию с подсудимого не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 75 УК РФ, ст. 28, п.3 ст. 254 УПК РФ, суд,

П О С Т А Н О В И Л:

Ходатайство защитника Грязнова В.К. – адвоката Варфоломеевой Е.В. о прекращении уголовного дела удовлетворить.

Прекратить уголовное дело по обвинению Грязнов В.К. в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.238 ( по составу от 23.04.2016 г.), ч.1 ст.238 (по составу от 22.05.2016 г.) УК РФ, на основании ст. 28 УПК РФ и ст. 75 УК РФ, в связи с деятельным раскаянием.

Вещественные доказательства по вступлению постановления в законную силу: самолет <данные изъяты> переданный на хранение Грязнову В.К. – хранить по принадлежности, 3 диска хранить при дела, денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. находящиеся на хранении в камере вещественных доказательств Забайкальского следственного отдела на транспорте

Постановление может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Забайкальского краевого суда в течение 10 суток со дня вынесения, через настоящий суд.

В случае подачи апелляционной жалобы либо представления, в тот же апелляционный срок, участники уголовного судопроизводства, в том числе Грязнов В.К., вправе ходатайствовать о своем участии в суде апелляционной инстанции в судебной коллегии по уголовным делам Забайкальского краевого суда, и в тот же срок со дня вручения им копии апелляционного представления или апелляционной жалобы, затрагивающих их интересы.

Судья: Е.А. Сальникова.

Копия верна, судья Е.А. Сальникова.