ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-98/17 от 29.11.2017 Пыть-яхского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №1-98/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пыть-Ях 29 ноября 2017 года

Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в составе председательствующего судьи Новокрещенова Д.В., при секретаре судебного заседания Гуськовой И.В.,

с участием государственного обвинителя – заместителя прокурора г.Пыть-Яха Кучерова Ю.А.,

защитника – адвоката Миляева А.Н., представившего удостоверение , ордер ,

представителя потерпевшего А.И.Р.,

подсудимого ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:

ФИО1, ранее не судимого:

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1.1 ст.293 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

В период с 2014 по 2015 ФИО1, являясь директором МКУ «УКС города Пыть-Ях» (далее – МКУ «УКС г. Пыть-Ях»), назначенный на данную должность распоряжением главы администрации города Пыть-Ях С.Р.И. , , будучи должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении города Пыть-Ях, осуществляя свою деятельность на основании трудового договора , и должностной инструкции, утвержденной и.о. главы города Пыть-Ях К.Н.В. , которыми на него была возложена обязанность эффективного использования денежных средств, направляемых из бюджетов всех уровней в соответствии с утвержденными планами финансирования, и которыми он был наделен правами требовать от строительной организации выполнения работ в полном соответствии с утвержденной технической документацией, требовать соответствия объемов выполненных и оплаченных работ к объемам проектно-сметной документации, приостанавливать строительство объектов при нарушениях проектных решений, осуществляя руководство работниками МКУ «УКС г. Пыть-Ях», ненадлежаще исполнял свои обязанности по должности, что повлекло причинение особо крупного ущерба, при следующих обстоятельствах.

В соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О порядке формирования и реализации адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», в целях реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» между Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в лице директора С.П.П. и Администрацией муниципального образования городской округ город Пыть-Ях в лице главы администрации С.Р.И. было заключено соглашение «О предоставлении субсидий из бюджета автономного округа на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в 2013 году» по выполнению мероприятий Адресной программы в 2013 году, осуществляемых за счет средств бюджета автономного округа, передаваемых бюджету Муниципального образования в форме межбюджетных субсидий в соответствии с перечнем объектов Адресной программы. Дополнительным соглашением к Соглашению «О предоставлении субсидий из бюджета автономного округа на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в 2013 году» в перечень объектов Адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2013 год в рамках целевой программы «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», целевой программы «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса в г. Пыть-Ях на 2011-2013 годы и на период до 2015 года» был включен объект – «Реконструкция ВОС-1 II очередь г. Пыть-Ях» с объемом субсидий на 2013 год в сумме 28 559 000 рублей и капитальных вложений муниципального образования на 2013 год в сумме 1 503 000 рублей.

После чего, в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О порядке формирования и реализации адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», в целях реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» между Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в лице директора С.П.П. и Администрацией муниципального образования городской округ город Пыть-Ях в лице главы администрации С.Р.И. было заключено соглашение «О предоставлении субсидий из бюджета автономного округа на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в 2014 году» по выполнению мероприятий Адресной программы в 2014 году, осуществляемых за счет средств бюджета автономного округа, передаваемых бюджету Муниципального образования в форме межбюджетных субсидий в соответствии с перечнем объектов Адресной программы. Данным соглашением в перечень объектов Адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2014 год в рамках государственной программы автономного округа «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2014-2020 годы», муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании городской округ город Пыть-Ях на 2014-2020 годы» был включен объект – «Реконструкция ВОС-1 II очередь г. Пыть-Ях» с объемом субсидий на 2014 год в сумме 24 148 000 рублей и капитальных вложений муниципального образования на 2014 год в сумме 1 271 000 рублей.

В дальнейшем, в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О порядке формирования и реализации адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», в целях реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» между Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в лице директора С.П.П. и Администрацией муниципального образования городской округ город Пыть-Ях в лице главы администрации С.Р.И. было заключено соглашение «О предоставлении субсидий из бюджета автономного округа на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности в 2015 году» по выполнению мероприятий Адресной программы в 2015 году, осуществляемых за счет средств бюджета автономного округа, передаваемых бюджету Муниципального образования в форме межбюджетных субсидий в соответствии с перечнем объектов Адресной программы. Данным соглашением в перечень объектов Адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2015 год в рамках государственной программы автономного округа «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2014-2020 годы», муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании городской округ город Пыть-Ях на 2014-2020 годы» был включен объект – «Реконструкция ВОС-1 II очередь г. Пыть-Ях» с объемом субсидий на 2015 год в сумме 41 540 000 рублей и капитальных вложений муниципального образования на 2015 год в сумме 2 186 000 рублей.

между МКУ «УКС г. Пыть-Ях» в лице исполняющей обязанности директора Х.Н.А. и ООО «ТЭПКОМ» в лице директора К.А.В. был заключен договор на выполнение работ по разработке проектной документации на объект «Реконструкция ВОС-1 II очередь в г. Пыть-Ях». БУ ХМАО-Югры «Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве» ООО «ТЭПКОМ» было выдано положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджета автономного округа и положительное заключение о проверке проектной документации без сметы на строительство и результаты инженерных изысканий . Цель проекта – повышение качества отпускаемой в сеть воды, увеличение подключенной нагрузки потребителей к системе водоснабжения, увеличение мощности ВОС-1 (2-я очередь) с 3000 м3/сут до 4500 м3/сут.

администрацией г. Пыть-Ях был проведен открытый аукцион в электронной форме для заключения муниципального контракта на проведение работ по объекту капитального строительства: «Реконструкция ВОС-1 II очередь в г. Пыть-Ях», который признан не состоявшимся в виду отсутствия заявок. Службой контроля ХМАО-Югры было принято решение о согласовании возможности заключения муниципального контракта с единственным подрядчиком – ООО «ЮТГС»
г. Ханты-Мансийск.

между МКУ «УКС г. Пыть-Ях» в лице директора Т.С.А. (далее – Заказчик) и ООО «ЮТГС» (далее ООО «ЮТГС») в лице директора К.А.И. (далее – Подрядчик) был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции ВОС-1 II очередь в г. Пыть-Ях, в соответствии с п.п. 1.1 которого Подрядчик взял на себя обязанность выполнить работы по Реконструкции ВОС-1 II очередь в г. Пыть-Ях (далее – Объект) в соответствии с нормами действующего законодательства и в соответствии с Проектной документацией в объеме, указанном в Приложении к муниципальному контракту и необходимым для завершения строительства и передать результат работ Заказчику, в сроки указанные в статье 3 Муниципального контракта, согласно которой срок выполнения работ определен с момента подписания контракта до 01.07.. В соответствии с п. 2.1 контракта цена Муниципального контракта составляет 97 703 988 рублей 00 копеек, и является твердой на весь срок выполнения работ, при этом определена на весь срок выполнения работ в течение соответствующих лет планируемого периода. Согласно условиям п. 8.1 муниципального контракта оплата за фактически выполненные объемы работ в 2013 году производится не ранее 20 декабря и не позднее 30 декабря на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС 3) и счет-фактуры; в 2014 году оплата производится за фактически выполненные объемы работ ежемесячно в течение 10-ти календарных дней с момента подписания справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС 3) и предоставления счет-фактуры, при этом оплата производится в пределах лимитов бюджетных обязательств. Дополнительным соглашением б/н к контракту срок завершения работ изменен на 31.12.2014г., дополнительным соглашением срок завершения работ изменен на 01.09.2015г., дополнительным соглашением срок завершения работ изменен на 31.12.2015г.

администрацией города Пыть-Ях был проведен открытый аукцион в электронной форме для заключения муниципального контракта по оказанию услуг по осуществлению авторского надзора за строительством объекта «Реконструкция ВОС-1 II очередь в г. Пыть-Ях» согласно проектной документации, разработанной ООО «ТЭПКОМ». При проведении аукциона поступила одна заявка – от ООО «А+». Решением КРО Администрации г. Пыть-Ях была согласована возможность заключения контракта с ООО «А+».

между МКУ «УКС г. Пыть-Ях» в лице директора ФИО1 и ООО «Акватех+» в лице директора М.А.А. был заключен муниципальный контракт , предметом контракта предусмотрено оказание услуг по осуществлению авторского надзора за строительством объекта «Реконструкция ВОС-1 II очередь в г. Пыть-Ях» согласно проектной документации, разработанной ООО «ТЭПКОМ», цена контракта – 1 001 400 рублей. Пунктом контракта предусмотрена обязанность исполнителя проводить проверку соответствия выполняемых работ Проектной документации. Срок оказания услуг по Контракту установлен до ввода объекта в эксплуатацию. Согласно Контракта Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по осуществлению авторского надзора за строительством объекта «Реконструкция ВОС-1 II очередь в г. Пыть-Ях», согласно проектной документации шифр: , разработанной ООО «ТЭПКОМ», кроме того, одним из составляющих авторского надзора, согласно Приложению № 1 к Контракту, является внесение изменений в документацию.

Однако, ФИО1, достоверно зная о том, что ООО «А+» предложило ведение работ по реконструкции ВОС-1 II очередь в г. Пыть-Ях с применением иной технологии водоочистки, отличной от разработанной проектно-сметной документацией ООО «ТЭПКОМ», и МУП «Управление городского хозяйства г. Пыть-Ях» согласовано применение новой технологии по очистке воды, предусматривающей изменение принципиальных технических решений, недобросовестно относясь к исполнению своих должностных обязанностей, в нарушение п. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, положений Свода правил СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений», утвержденного постановлением Госстроя России от 10.06.1999 N 44, дал разрешение ООО «Акватех+», которое не являясь официальным разработчиком проектной документации, при осуществлении авторского надзора внести изменения в проектно-сметную документацию, разработанную ООО «ТЭПКОМ», затрагивающие принципиальные технические решения.

Кроме того, ФИО1, являясь должностным лицом - директором МКУ «УКС г. Пыть-Ях» ненадлежащим образом исполняя свои должностные обязанности, не принял мер по согласованию и утверждению новой проектной документации, не убедившись в эффективности и работоспособности предложенной ООО «А+» технологии по очистке воды в г. Пыть-Ях, дал указание подрядной организации ООО «ЮТГС» выполнять работы на объекте на основании одновременно разрабатываемой проектной документации ООО «А+», вследствие чего ООО «ЮТГС» в период времени с 04.08.по 18.12.произвело закупку оборудования и частично выполнило работы на всю сумму контракта, то есть на сумму в размере 97 703 988 рублей.

После чего между Заказчиком и Подрядчиком заключено соглашение о расторжении муниципального контракта на выполнение работ по Реконструкции ВОС-1 II очередь в г. Пыть-Ях с 10.03.2016г. Данным соглашением определено, что на момент расторжения муниципального контракта Подрядчиком выполнены работы и закуплено оборудование на сумму 97 703 988,0 руб., которые в полном объеме приняты и оплачены Заказчиком. Одновременно подписан акт приема-передачи незавершенного строительства, согласно которому директор ООО «ЮТГС» К.А.И. передает директору МКУ «УКС» ФИО1 незавершенное строительство объекта «Реконструкция ВОС-1 II очередь в г. Пыть-Ях» в объеме 97 703 988,0 руб. в связи с завершением обязательств и истечением срока контракта .

При этом согласно заключения экспертов общая фактическая рыночная стоимость проведенных в рамках муниципального контракта работ составляет 87 720 500,30 рублей (восемьдесят семь миллионов семьсот двадцать тысяч пятьсот рублей 30 копеек с учетом НДС). Завышения относительно рыночной стоимости составили 9 983 487,70 рублей (Девять миллионов девятьсот восемьдесят три тысячи четыреста восемьдесят семь рублей 70 копеек с учетом НДС) в том числе при оплате оборудования в сумме 9 732 211,62 (Девять миллионов семьсот тридцать две тысячи двести одиннадцать рублей 62 копейки с учетом НДС) и при оплате объемов выполненных строительно-монтажных работ в сумме 251 276,08 (двести пятьдесят одна тысяча двести семьдесят шесть рублей 08 копеек с учетом НДС).

Таким образом, ФИО1, ненадлежащим образом исполняя свои должностные обязанности, не убедился в фактически выполненных подрядчиком – ООО «ЮТГС» работ в рамках муниципального контракта и, находясь в служебном кабинете директора МКУ «УКС г. Пыть-Ях» по адресу: ХМАО-Югра, <...>, подписал справку о стоимости выполненных работ и затрат унифицированной формы № КС-3 и акт о приемке выполненных работ унифицированной формы № КС-2 , справку о стоимости выполненных работ и затрат унифицированной формы № КС-3 и акт о приемке выполненных работ унифицированной формы № КС-2 , в которых были отражены фактически не выполненные на объекте работы на общую сумму 251 276 рублей 08 копеек. Кроме того, ФИО1, не убедившись в достоверности предъявленной к оплате стоимости приобретенного подрядчиком – ООО «ЮТГС» оборудования в рамках муниципального контракта, находясь в служебном кабинете директора МКУ «УКС г. Пыть-Ях» по адресу: ХМАО-Югра, г. Пыть-Ях, подписал справки о стоимости выполненных работ и затрат унифицированной формы № КС-3 и акты о приемке выполненных работ унифицированной формы № КС-2 в которых подрядчиком были отражены единицы закупленного оборудования с завышением его стоимости на общую сумму 9 732 211 рублей 62 копейки.

Таким образом, ненадлежащее исполнение директором МКУ «УКС г. Пыть-Ях» ФИО1 своих должностных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе повлекло причинение особо крупного ущерба Администрации города Пыть-Ях в сумме 9 983 487 рублей 70 копеек, а также существенное нарушение охраняемых законом интересов государства, выразившееся в несоблюдении принципа эффективности использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), ввиду необоснованного расходования денежных средств, а также существенное нарушение гарантированных ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, выразившееся в отсутствии обеспечения жителей 2А микрорайона г. Пыть-Яха ХМАО-Югры водопроводной водой надлежащего качества.

В судебном заседании, защитником заявлено ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении подсудимого с назначением ему меры уголовно-правового характера - судебный штраф.

Представитель потерпевшего А.И.Р. в судебном заседании подтвердил, что претензий к подсудимому не имеет, со стороны ФИО1 вред возмещен полностью, против прекращения уголовного дела по данному основанию, не возражает.

Подсудимый согласен на прекращение дела с назначением ему судебного штрафа.

Государственный обвинитель не возражает против прекращения уголовного дела, просит назначить ФИО1 судебный штраф.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ), суд, по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных ст. 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

Согласно ст. 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Суд приходит к выводу о том, что обвинение, которое предъявлено подсудимому обоснованно и подтверждено собранными доказательствами по делу.

Суд квалифицирует действия ФИО1 по ч.1.1 ст.293 УК РФ – халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, если это повлекло причинение особо крупного ущерба и существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов государства.

Судом установлен факт возмещения причиненного преступлением ущерба, а также согласие лица на прекращение дела по данному основанию.

По данному делу имеются все основания для его прекращения, с назначением ему меры уголовно-правового характера - судебный штраф, поскольку ФИО1 ранее не судим, впервые совершил преступление, относящиеся к категории небольшой тяжести, загладил причинённый вред.

При этом, суд назначает размер штрафа, с учетом характера и степени общественной опасности преступления, совершенного ФИО1, относящихся к категории небольшой тяжести, обстоятельств преступления, его личности и материального положения.

В соответствии с ч.3 ст.81 УПК РФ вещественные доказательства, а именно: документация изъятая в ходе предварительного следствия, хранящаяся в уголовном деле, подлежит хранению в деле, документация, изъятая в ходе предварительного следствия и находящаяся в камере хранения вещественных доказательств СО по г.Пыть-Яху СУ СК РФ по ХМАО-Югре, подлежит возращению лицам, у которых она была изъята.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 25.1, 254, 256, 446.6 УПК РФ суд,

П О С Т А Н О В И Л:

Прекратить уголовное дело в отношении ФИО1 обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1.1 ст.293 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии со ст. 25.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Назначить ФИО1 в качестве меры уголовно-правового характера судебный штраф в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.

Штраф должен быть исполнен не позднее 60 суток с момента вступления постановления в законную силу.

В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф подлежит отмене, а ФИО1 привлечению к уголовной ответственности по ч.1.1 ст.293 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Сведения об уплате судебного штрафа предоставляются судебному приставу-исполнителю либо в суд в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.

Меру пресечения ФИО1 в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении – до вступления постановления в законную силу оставить без изменения, после чего отменить.

Вещественные доказательства, после вступления постановления в законную силу:

- документацию, изъятую в ходе предварительного следствия и находящуюся в уголовном деле, хранить в деле;

- документацию, изъятую в ходе предварительного следствия и находящуюся в камере хранения вещественных доказательств СО по г.Пыть-Яху СУ СК РФ по ХМАО-Югре, возвратить лицам, у которых она была изъята.

Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 10-дневный срок со дня вынесения, через Пыть-Яхский городской суд.

Председательствующий