ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-99/18 от 18.12.2018 Пучежского районного суда (Ивановская область)

Дело №1-99/18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении уголовного дела

18 декабря 2018 года г. Юрьевец Ивановской области

Пучежский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Т.В. Ельцовой

с участием

государственного обвинителя -прокурора Юрьевецкого района Ивановской области Троицкого С.А.

обвиняемой - ФИО1,

защитника – адвоката НКО « Областная коллегия адвокатов АПКО» Баранова И.П., представившего удостоверение №… от … года и ордер №… от … года,

при секретаре Моревой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:

ФИО1, … года рождения, родившейся в деревне …, … района … области, гражданки Российской Федерации, зарегистрированной и проживающей по адресу: …, имеющей высшее образование, вдовы, несовершеннолетних детей не имеющей, несудимой,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 293 УК РФ при следующих обстоятельствах.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граж­данские права и обязанности возникают, в том числе из неосновательного обогащения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Сбережение имущества состоит в том, что лицо получило некую имущественную выгоду, но не понесло расходы, которые ему в обычных условиях пришлось бы понести для ее получения. Такая выгода может выражаться в полном или частичном освобождении от имущественной обязанности перед другим лицом, пользовании чужим имуществом, выполнении работ или оказании услуг другим лицом.

При этом правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имуще­ства, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужими услугами должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: возрастание или сбережение имущества на стороне приобретателя; убытки на стороне потерпевшего; убытки потерпевшего являются источником обогащения приобретателя; отсутствие надлежащего правового основания для наступления указанных имущественных последствий.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Обязанность по своевременному и полному внесению платы за потребляемые ресурсы основана на общих принципах гражданского права о возмездности оказываемых услуг. Отсутствие между сторонами договорных отношений не может являться основанием для освобождения собственника от обязанности нести расходы на содержание принадлежащего ему имущества.

Статьей 540 ГК РФ установлено, что договор энергоснабжения признается публичным договором (ст. 426 ГК РФ), вследствие чего гарантирующий поставщик обязан заключить договор с обратившимся к нему лицом при наличии возможности. Договор с юридическим лицом-абонентом должен быть заключен в письменной форме. Организация должна соблюсти установленные требования к энергооборудованию и порядок присоединения к сетям энергоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 13.06.2015г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой гражданского кодекса РФ» при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь ввиду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести да восстановления нарушенного права (пункт 2 ст. 15 ГК РФ).

В соответствии со ст. 28 Трудового кодекса Российской Федерации под прямым действительным ущербом понимается, в том числе необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Частью 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с ч. 3,4 ст. 15 Федерального Закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ-131) к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 ФЗ-131 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 51 ФЗ-131 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1,2 ч. 1 ст. 12 Федерального Закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

В соответствии с положением о комитете по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Юрьевецкого муниципального района (далее - Комитет), утвержденным постановлением Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области от 24.05.2012г. № 282 «Комитет от имени муниципального образования «Юрьевецкий муниципальный район», в пределах, установленных законодательством, осуществляет полномочия собственника по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (ч. 3).

Целью деятельности Комитета является эффективное использование муниципального хозяйства, направленное на обеспечение функционирования городского хозяйства и получение доходов в муниципальный бюджет от использования муниципального имущества (ч. 10). Одной из основных задач Комитета является осуществление эффективного управления, рационального использования и распоряжения муниципальной собственностью Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (ч. 11.1).

В целях реализации постановленных задач, Комитет осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, являющегося муниципальной казной Юрьевецкого муниципального района (ч. 12.1.3.), а также проводит в пределах своей компетенции проверки использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (ч. 12.1.4.).

Распоряжением главы Юрьевецкого муниципального района № 23 от 24.11.2015г. «О переводе ФИО1» ФИО1 временно переведена на должность заместителя главы администрации, председателя Комитета с 24.11.2015г.

Распоряжением главы Юрьевецкого муниципального района №51 от 31.12.2015 г.«О переводе ФИО1» ФИО1 переведена с 01.01.2016г. на должность председате­ля Комитета.

Распоряжением главы Юрьевецкого муниципального района №01 от 16.01.2018г. «Об увольнении ФИО1» ФИО1 на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового Кодекса уволена с 23.01.2018г. с должности председателя Комитета.

В соответствии с должностной инструкцией председателя Комитета, утвержденной Главой Юрьевецкого муниципального района, ФИО1 в период занимаемой должности председателя Комитета в своей деятельности руководствовалась Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями и Распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами министерств и ведомств, Федеральным законом от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», законом Ивановской области от 23.06.2008 г.№72-ФЗ «О муниципальной службе в Ивановской области», законами и другими нормативными актами Ивановской области, Уставом Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, решениями Совета Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, постановлениями и распоряжениями администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, Положением о Комитете, положениями настоящей инструкции (п. 1.4.).

Кроме того, в соответствии с указанной должностной инструкцией председатель Комитета обязан осуществлять руководство Комитетом, представлять Комитет во всех органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях и учреждениях, совершать юридические действия от его имени (п. З.1.), издавать в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, готовить проекты нормативно-правовых актов, согласовывать и подписывать документы, касающиеся деятельности Комитета (п. 3.2.), нести ответственность за целевое и эффективное расходование бюджетных средств (п. 3.3.), исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым договором и направлением деятельности (п.3.12)

Таким образом, в период с 24.11.2015г. по 23.01.2018г. ФИО1 являлась лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно- хозяйственные функции в Комитете, то есть являлась должностным лицом.

На основании распоряжения от 23.05.2013г. № 197 Главы администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области из оперативного управления муниципального бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 им ФИО2» (далее - школа № 1) изъято и по акту приема-передачи передано в казну Юрьевецкого муниципального района Ивановской области нежилое здание общей площадью 2911 м2, расположенное по адресу: …

Несмотря на изъятие данного объекта недвижимости в данном нежилом здании впоследствии проводились учебные занятия, и осуществлялась иная деятельность, что обусловило потребление электрической энергии. При этом взаимоотношения между потребителем и поставщиком электрической энергии продолжали регулироваться договором поставки электроэнергии от 01.01.2007г. № 3259эЮр, заключенным между ООО «Энергосетевая компания» (впоследствии ООО «Ивановоэнергосбыт») и школой № 1.

Объектами энергоснабжения в соответствии с Приложением № 2 договора являлись объекты, расположенные по адресу: …;

- здание (точка поставки - изоляторы траверсы здания), приборы учета: СА4-И678 №569831, СА4-И678 №011234 (установлены в ВРУ-0,4 кВ),

- начальная школа (точка поставки - контактные соединения ВЛ-0,4 кВ от ТП-4 с КЛ- 0,4 кВ на изоляторах опоры ВЛ-0,4 кВ на изоляторах опоры ВЛ-0,4 кВ от ТП №4),

- мастерские (точка поставки - контактные соединения ВЛ-0,4 кВ от ТП-40 с КЛ-0,4 кВ на изоляторах опоры ВЛ-0,4 кВ на изоляторах опоры ВЛ-0,4 кВ от ТП №40), прибор учета СА4-И672М №90618 (установлен в ВРУ-0,4 кВ).

Согласно Приложению № 2 к договору, акту № Юр-142 от 01.09.2007г. разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон (подписан ОАО «Юрьевецкие электрические сети», школа № 1, ООО «Энергосетевая компания», в настоящее время ООО «Ивановоэнергосбыт») сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителя, является ОАО «Юрьевецкие электрические сети».

Потребитель (школа № 1) письмом от 12.11.2014г., поступившим в адрес ООО «Ивановоэнергосбыт» 17.11.2014г., обратился с просьбой о расторжении с 01.12.2014г. договора энергоснабжения №3259эЮр в связи с изъятием из оперативного управления нежилого здания школы № 1 по адресу: …, в казну Юрьевецкого муниципального района.

С сопроводительным письмом от 24.11.2014г. №120-01/7523 ООО «Ивановоэнергосбыт» направило в адрес школы № 1 дополнительное соглашение о расторжении договора энергоснабжения №3259эЮр от 27.12.2013г.

Уведомлением от 24.11.2014г. №120-05/7522 ООО «Ивановоэнергосбыт» сообщило ПАО «МРСК Центра и Приволжья» о дате и времени расторжения договора энергоснабжения с 01.12.2014г., а также о дате и времени прекращения снабжения электрической энергией и прекращения оказания услуг по передаче электрической энергией соответствующих объектов с 01.12.2014г.

ОАО «Юрьевецкие электрические сети» является сетевой организацией, которому на праве собственности принадлежит электросетевой комплекс №1, назначение: сооружения электроэнергетики протяженностью 106945 м, адрес (местонахождение) объекта: Ивановская область, город Юрьевец (свидетельство о государственной регистрации права серия 37-СС №637443 от 27.07.2015г.).

Письмом от 28.11.2014г. №132-08.6.44/4 ПАО «МРСК Центра и Приволжья» сообщило ОАО «Юрьевецкие электрические сети» в соответствии с пунктом 3.1.12. договора № 0343 от 30.08.2010г. взаимного оказания услуг по передаче электрической энергии о получении от ООО «Ивановоэнергосбыт» 26.11.214 уведомления о расторжении с 01.12.2014г. договора энергоснабжения №3259эЮр от 27.12.2013г. со школой № 1 по объектам - здание, начальная школа, мастерские, расположенным по адресу: …

Персоналом ОАО «Юрьевецкие электрические сети» 01.12.2014г. вследствие расторжения договора энергоснабжения введено ограничение режима потребления электрической энергии (подача электроэнергии прекращена) посредством отключения коммутационных аппаратов в ЩУ, о чем составлены акты от 01.12.2014г. С указанной даты оплата за электрическую энергию по указанным объектам не осуществлялась, однако потребление электрической энергии для нужд образовательного процесса школы № 1 и связанных с содержанием нежилого здания продолжалось. Тем самым было нарушено право ОАО «Юрьевецкие электрические сети» на получение оплаты за электрическую энергию.

Персоналом ОАО «Юрьевецкие электрические сети» с участием представителя Администрации Юрьевецкого муниципального района 02.11.2016г. составлены акты о неучтенном потреблении электрической энергии потребителем объектов, расположенных по адресу: …, в которых зафиксировано потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии.

ОАО «Юрьевецкие электрические сети» выполнило справки-расчеты объема бездоговорного потребления электрической энергии и выставило администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области к оплате счета № 120, № 121, № 122 от 14.12.2016г. всего на сумму 25 140 575 рублей 40 копеек.

Претензией от 14.12.2016г. № 63 ОАО «Юрьевецкие электрические сети» потребовало в трехдневный срок произвести оплату 25 140 575 рублей 40 копеек, приложив счета на оплату. Непоступление оплаты явилось основанием для обращения ОАО «Юрьевецкие электрические сети» в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением о взыскании с Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области 25 140 575 рублей 40 копеек.

Вступившим в законную силу постановлением от 08.09.2017г. Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А17-402/2017г. утверждено мировое соглашение от 06.09.2017г., заключенное между открытым акционерным обществом «Юрьевецкие электрические сети» (истец) и Администрацией Юрьевецкого муниципального района Ивановской области (ответчик) на следующих условиях:

1.Ответчик признает наличие у него перед Истцом задолженности в размере 25 140 575 (двадцать пять миллионов сто сорок тысяч пятьсот семьдесят пять) рублей 40 копеек.

2.По настоящему Соглашению Стороны договорились между собой, что Ответчик возмещает Истцу часть задолженности в виде денежных средств в размере 10 000 000 (Де­сять миллионов рублей).

3.Указанная сумма возмещения должна быть выплачена Ответчиком в срок до «01» сентября 2018 года, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Истца.

4.В свою очередь, Истец отказывается от части исковых требований к Ответчику в размере 15 140 575 (пятнадцать миллионов сто сорок тысяч пятьсот семьдесят пять) рублей 40 копеек.

Таким образом, с 08.09.2017г. на администрацию Юрьевецкого муниципального района возложена обязанность понести расходы в сумме 10 000 000 (десяти миллионов) рублей для восстановления нарушенного права ОАО «Юрьевецкие электрические сети».

Указанная обязанность возникла в результате отсутствия в период с 01.12.2014г. по 02.11.2016 года договорных отношений между потребителем электрической энергии по объекту недвижимости по адресу: …, и соответствующим поставщиком, понесшим убытки по причине неисполнения собственником объекта недвижимости обязанности по его содержанию в соответствии с требованиями Гражданского законодательства Российской Федерации без нарушения прав и законных интересов третьих лиц.

Таким образом, в период с 01.12.2014г. (момент расторжения школой договора потребления электроэнергии) по 02.11.2016г. (документального оформления факта бездоговорного потребления электрической энергии) в установленном порядке договор энергоснабжения вышеуказанного здания между собственником объекта недвижимости - Комитетом, действующим от имени администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области, и ОАО «Юрьевецкие электрические сети» не был заключен, надлежащий контроль за использованием и содержанием соответствующего имущества, в том числе за соблюдением условий и порядка энергопотребления, со стороны председателя Комитета не организован.

В ходе расследования уголовного дела установлено, что председателями Комитета в период времени с 01.12.2014 г. по 02.11.2016 г. были:

- ФИО3 в период времени с 01.12.2014г. по 23.11.2015г., уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство.

- ФИО1 в период времени с 24.11.2015г. по 02.11.2016г.

Таким образом, ФИО3, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, и ФИО1, последовательно друг за другом являющиеся председателями Комитета в вышеуказанный период времени, при наличии реальной возможности исполнения своих служебных обязанностей, имея необходимый уровень подготовки, опыт, при отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению должностных обязанностей, не исполнили их, не предприняли все возможные и необходимые меры к заключению соответствующего договора потребления электрической энергии по объекту недвижимости по адресу: …, между Комитетом, действующим от имени администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области и ОАО «Юрьевецкие электрические сети», чем нарушили требования предъявляемые:

- ч. 3,4 ст. 15 Федерального Закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

- ст. 17 Федерального Закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

- ст. 51 Федерального Закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

- ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества;

- п. 1,2 ч. 1 ст. 12 Федерального Закона №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в соответствии с которыми муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

- п. 1.4. должностной инструкции, в соответствии с которой председатель Комитета в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями и Распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами министерств и ведомств, Федеральным законом от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», законом Ивановской области от 23.06.2008г. №72-ФЗ «О муниципальной службе в Ивановской области»;

п. 3.1. должностной инструкции, в соответствии с которой председатель Комитета обязан осуществлять руководство Комитетом, представлять Комитет во всех органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях и учреждениях, совершать юридические действия от его имени;

- ч. 3 положения о Комитете, в соответствии с которой Комитет от имени муниципального образования «Юрьевецкий муниципальный район», в пределах, установленных законодательством, осуществляет полномочия собственника по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности Юрьевецкого муниципального района Ивановской области;

- ч. 10 положения о Комитете, в соответствии с которой целью деятельности Комитета является эффективное использование муниципального хозяйства, направленное на обеспече­ние функционирования городского хозяйства и получение доходов в муниципальный бюджет от использования муниципального имущества;

- ч. 11.1 положения о Комитете, в соответствии с которой одной из основных задач Комитета является осуществление эффективного управления, рационального использования и распоряжения муниципальной собственностью Юрьевецкого муниципального района Ивановской области;

- ч. 12.1.3 положения о Комитете, в соответствии с которой в целях реализации постановленных задач Комитет осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, являющегося муниципальной казной Юрьевецкого муниципального района;

- ч. 12.1.4 положения о Комитете, в соответствии с которой Комитет проводит в преде­лах своей компетенции проверки использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (ч. 12.1.4.).

При этом, в вышеуказанный период нахождения ФИО1 в должности председателя Комитета, Комитетом 29.12.2015г. были приобретены 3 электрических счетчика, по ее поручению специалистом Комитета ФИО4 был подготовлен проект муниципального контракта с ОАО «Юрьевецкие электрические сети» на установку данных электрических счетчиков на объекте недвижимости по адресу: …, с целью принятия дальнейших мер к заключению муниципального контракта на энергоснабжение указанного здания. Однако, в силу ненадлежащего исполнения ФИО1 своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, выразившегося по данному вопросу в самоустранении ее от осуществления руководством Комитетом, представления Комитета в органах местного самоуправления, организациях и учреждениях, совершения юридических действий от его имени, издания в пределах своей компетенции приказов и распоряжений, от подготовки, согласования и подписания документов, касающихся деятельности Комитета в части организации и осуществления деятельности по эффективному использованию муниципального имущества, направленного на недопущение нарушений прав и законных интересов третьих лиц, вышеуказанный контракт заключен не был.

При выполнении указанных действий (бездействия) ФИО1 не предвидела возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должна была и могла предвидеть эти последствия.

Таким образом, ФИО1, находясь в здании администрации Юрьевецкого муниципального района по адресу: …, являясь Председателем Комитета в период времени с 24.11.2015г. (включительно) по 02.11.2016г. (включительно), в обязанности которого входил контроль за управлением, распоряжением и использованием по назначению, сохранностью имущества, являющегося муниципальной казной Юрьевецкого муниципального района, небрежно исполняя возложенные на неё обязанности по соблюдению договорной и финансовой дисциплины, не проявляя должной предусмотрительности и внимательности, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должна была и могла предвидеть такие последствия, имея реальную возможность, полномочия и обязанность проверить наличие муниципального имущества - здания по адресу: …, в реестре муниципальной собственности муниципального района, а также в перечне муниципального имущества, и принять необходимые меры для законного пользования данным зданием потребляемой электрической энергии, в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, не предприняла необходимых, возможных и достаточных мер к устранению известного ей факта бездоговорного потребления электрической энергии в здании по адресу: …. При этом ФИО1 как руководитель Комитета не организовала полное устранение обстоятельств, препятствующих заключению муниципального контракта, составление проекта муниципального контракта на энергоснабжение и его подписание сторонами с целью надлежащего содержания имущества, находящегося в муниципальной казне, что обусловило неустранение бездоговорного потребления электроэнергии в здании по указанному адресу в период с 24.11.2015г. по 02.11.2016г. и, как следствие, увеличение задолженности Ад­министрации Юрьевецкого муниципального района перед ОАО «Юрьевецкие электрические сети».

По состоянию на 16.11.2018г. Администрацией Юрьевецкого муниципального района в лице Главы ФИО5, являющейся работодателем ФИО1 и ФИО3, в инкриминируемый им период совершения преступления, выплачена часть общей подлежащей выплате задолженности в размере 1 666 666 рублей, и у указанного работодателя осталась необходимость произвести затраты (излишние выплаты) в сумме 8 333 334 рубля на возмещение ущерба, причиненного деяниями указанных работников органа местного самоуправления третьему лицу, т.е. расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права ОАО «Юрьевецкие электрические сети».

С учетом периода нахождения ФИО1 в должности председателя Комитета и общим размером признанной сторонами по Соглашению от 08.09.2017г. задолженности в виде денежных средств в подлежащей возмещению в общей сумме 10 000 000 рублей, установленной вступившим в законную силу постановлением суда, причинен материальный ущерб в сумме 4 907 539,12 рублей, что в соответствии с примечанием к ст. 293 УК РФ является крупным размером.

Кроме того, вышеуказанные действия (бездействие) ФИО1 повлекли суще­ственное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившихся в причинении существенного вреда для дотационного бюджета Юрьевецкого муниципально­го района, увеличении нагрузки на бюджет и невозможности производства выплаты указан­ной суммы в сроки, предусмотренные мировым соглашением, а также дискредитации автори­тета органов исполнительной власти в глазах общественности и хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) ФИО1 стали известны неопределенному кругу лиц, имели общественный резонанс.

Действия ФИО1 квалифицированы органами предварительного расследования по части 1 статьи 293 УК РФ как халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба и существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства.

04 декабря 2018 года уголовное дело по обвинению ФИО1 поступило с обвинительным заключением в Пучежский районный суд Ивановской области.

В судебном заседании ФИО1 заявила ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении нее в связи с истечением срока привлечения к уголовной ответственности.

Защитник ФИО1 – адвокат Баранов И.П. в судебном заседании поддержал заявленное ходатайство своей подзащитной, пояснив, что срок привлечения к уголовной ответственности его подзащитной истек, вследствие чего уголовное дело подлежит прекращению по п.3 ч.1 ст. 24 УК РФ. Последствия прекращения уголовного дела по данному основанию его подзащитной разъяснены и понятны.

Представитель потерпевшего ФИО6 в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в свое отсутствие в связи с занятостью на работе.

Государственный обвинитель не возражал против прекращения уголовного дела за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли два года после совершения преступления небольшой тяжести.

Преступление, предусмотренное частью 1 статьи 293 УК РФ, в соответствии с ч.2 ст. 15 УК РФ, относится к категории небольшой тяжести.

ФИО1 вменяется халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба и существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства, совершенное в период с 24.11.2015 года по 02.11.2016 года.

Обвинительное заключение по данному делу утверждено 29 ноября 2018 года.

Дело поступило в суд 04 декабря 2018 года.

Таким образом, срок давности привлечения ФИО1 к уголовной ответственности истек 01 ноября 2018 года.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст.24 Уголовно-процессуального кодекса РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в случае истечения сроков давности уголовного преследования.

На основании ч. 1 ст. 239 Уголовно-процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных пунктами 3-6 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, судья выносит постановление о прекращении уголовного дела.

Таким образом, уголовное дело в отношении ФИО1, обвиняемой по ч.1 ст. 293 УК РФ, подлежит прекращению за истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Гражданский иск по делу не заявлен.

Мера пресечения ФИО1 не избиралась.

Вещественными доказательствами следует распорядиться в порядке ст. 81 УПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 78 УК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 24, ст. 239 УПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Прекратить уголовное дело в отношении ФИО1 обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, в связи с истечением сроков давности, по п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Вещественными доказательствами при вступлении постановления в законную силу распорядится следующим образом:

1) - распоряжение №23 от 24.11.2015 года о переводе ФИО1 на 1 листе; распоряжение №51 от 31.12.2015 года о переводе ФИО1 на 1 листе; распоряжение №01 от 16.01.2018 года об увольнении ФИО1 на 1 листе; должностную инструкцию председателя комитета по управлению муниципальным имуществом, земельным отношениям и сельскому хозяйству администрации Юрьевецкого муниципального района на 4 листах - в соответствии с п.6 ч.3 ст. 81 УПК РФ оставить по принадлежности законному владельцу администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области;

2) –письмо на 1 листе от имени ООО «Ивановоэнергосбыт» от 14.12.2015 по поводу заключения договора энергоснабжения на здание по адресу: …; заявление о заключении договора энергоснабжения (без даты) из администрации Юрьевецкого муниципального района, ответ на заявление о заключении договора из ООО Ивановоэнергосбыт», изъятые 03.09.2018 года; запрос от 15.12.2015 года №2434, распоряжение от 29.12.2015 года №616а, запрос от 14.12.2015 года №219, договор подряда №91 от 18.12.2015 года, заключённый между ОАО «ЮЭС» и администрацией муниципального района, акт №91 от 18.12.2015 года со счетом на оплату №91-Юр от 18.12.2015 года, счет–фактуру №91 от 18.12.2015 года, муниципальный контракт №91 от 18.12.2015 года на 3 листах, заключенный между ОАО «ЮЭС» и администрацией, запрос от 01.12.2014 года №2225, заявление о заключении договора энергоснабжения от 01.12.2014 года, изъятые 17.09.2018 года, - в соответствии с п.5 ч.3 ст. 81 УПК РФ хранить при уголовном деле;

3) - журнал входящей корреспонденции администрации Юрьевецкого района за 2015 год, три электросчетчика, изъятые 05.10.2018, - в соответствии с п.6 ч.3 ст. 81 УПК РФ вернуть по принадлежности администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области.

Копию настоящего постановления направить обвиняемой, представителю потерпевшего, адвокату и прокурору.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд, через Пучежский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Председательствующий судья: