ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10-2807/2021 от 17.06.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 10-2807/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Саратов 17 июня 2021 года.

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Чумаков Ю.А., рассмотрев жалобу представителя Публичного акционерного общества «Туланефтепродукт» ( далее ПОА «Туланефтепродукт») по доверенности ФИО1 (далее ФИО1) на постановление мирового судьи судебного участка №79 Центрального судебного района города Тулы от 18 сентября. 2020 года, решение судьи Центрального районного суда города Тулы от 03 декабря 2020 года вынесенное в отношении Публичного акционерного общества «Туланефтепродукт» (далее ПАО «Туланефтепродукт») по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее КоАП РФ),

установил:

26 июня 2020 года старшим государственным инспектором дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Тульской области капитаном полиции ФИО8 в отношении Публичного акционерного общества «Туланефтепродукт» (далее по тексту - ПАО «Туланефтепродукт», Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Постановлением мирового судьи судебного участка №79 Центрального судебного района г. Тулы от 18.09.2020 года ПАО «Туланефтепрокут» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Тулы от 03 декабря 2020 года постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе поданной, поданной в Первый Кассационный суд общей юрисдикции представить по доверенности ФИО1 просит судебные решения отменить в виду их незаконности, производство по делу прекратить.

Согласно требованиям пункта 8 части 2 и части 3 статьи 30.6, статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенных постановлений, при этом судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 12.34 КоАП РФ Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог….., в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц- от двухсот до трехсот тысяч рублей.

Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулируются отношения связанные с использованием автомобильных дорого и осуществление дорожной деятельности ( все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечение юридического лица к административной ответственности).

В силу п. 6 ст. 3 названного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (и. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ)

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждены Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог (с указанием количества и вида объектов дорожного сервиса), а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 22).

Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов (ч. 3 ст. 22).

Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения (ч. 6 ст. 22).

За оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге (ч. 7 ст. 22).

При заключении договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге владелец автомобильной дороги обязан информировать лиц, с которыми заключается такой договор, о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильной дороги и о сроках осуществления ее реконструкции, капитального ремонта (ч. 8 ст. 22).

Плата за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения рассчитывается исходя из установленных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении соответствующего объекта дорожного сервиса к соответствующей автомобильной дороге (ч. 9 ст. 22).

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (ч. 10 ст. 22).

Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению) ( ч.11 ст.22)

Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без предусмотренного частью 11 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов дорожного сервиса или примыканий с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении таких объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 12 ст. 22).

Частью 13 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что положения частей 6-12 настоящей статьи применяются к стационарным торговым объектам общей площадью свыше десяти тысяч квадратных метров, присоединяемым к автомобильным дорогам.

Согласно п. 6.5.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, дорожные ограждения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128 и ГОСТ Р 52607, длины начального и концевого участков ограждений - требованиям ГОСТ Р 52607 и быть установлены по ГОСТ Р 52289.

В соответствии с п. 8.1.17 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст, начальный и концевой участки барьерного, бордюрного и парапетного ограждений, устанавливаемых на обочине, устраивают с отгоном 1:20 к бровке земляного полотна. При этом балки барьерных ограждений и верхние плоскости парапетных и бордюрных ограждений начальных и концевых участков понижают до ее покрытия с уклоном 1:10, верхний трос тросового ограждения высотой 1,0 м и более - с уклоном 1:5, менее 1,0 м - 1:7.

Начальный и концевой участки одностороннего барьерного ограждения допускается выполнять с изгибом балки в форме петли длиной не менее 5,0 м, а расстояние от бровки земляного полотна до ближней стойки должно быть не менее 0,25 м.

На начальных и концевых участках балки одно - и двусторонних барьерных ограждений и верхние плоскости парапетных и бордюрных ограждений, устанавливаемых на разделительной полосе, понижают до ее покрытия с уклоном 1:15 верхний трос тросового ограждения высотой 1,0 м и более - с уклоном 1:5, менее 1,0 м - 1:7. Односторонние ограждения сближают к оси разделительной полосы.

В местах технологических разрывов разделительной полосы, разворота, пересечений и примыканий в одном уровне, у постов дорожно-патрульной службы и т.п. допускается устраивать понижение балок или верхних плоскостей парапетных и бордюрных ограждений до земли с уклоном 1:10.

Согласно п. 7.2 «ГОСТ Р 52607-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования» ограждения, располагаемые на обочине, должны иметь начальный и концевой участки, длины которых должны обеспечивать плавный поворот к бровке земляного полотна и понижение до поверхности дороги. Начальные и концевые участки ограждений на разделительной полосе понижают до уровня земли. Правила установки начальных и концевых участков приведены в ГОСТ Р 52289.

Согласно протоколу об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>., должностным лицом ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Тульской области установлено, что ПАО «Туланефтепродукт» не выполнены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а именно: на 290 км+600 м (право) автомобильной дороги <адрес>, на территории АЗС №29 ПАО «Туланефтепродукт» в нарушение п. 6.5.1 ГоСТа Р50597-2017, п. 8.1.17 ГоСТа Р 52289-2019, п. 7.2 ГоСТа Р 52607-2006 начальный участок барьерного ограждения, установленного на обочине, не обустроен с отгоном 1:20 к бровке земляного полотна.

Факт совершения ПАО «Туланефтепродукт» указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении 71 ЮЛ №001481 от 26.06.2020 (том 1 л.д. 63); рапортом старшего государственного инспектора дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Тульской области от 19.06.2020, в котором изложены обстоятельства, совершенного ПАО «Туланефтепродукт» правонарушения (том 1 л.д. 4-6); фотоматериалами (том 1 л.д. 7-9); определением 71 ОП №025529 от 19.06.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (том 1 л.д. 3); определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении (том 1 л.д. 21); копией сопроводительного письма ГК «Автодор» от 19.06.2020 №1700-ВФ (том 1 л.д. 22); копией акта №34 ОДС ТО от 09.07.2019 с указанием выявленных в ходе мониторинга состояния объекта дорожного сервиса, подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, расположенных на участке федеральной автомобильной дороги М-4 Дон 290 км+200 м (право) недостатков (том 1 л.д. 23-25); копией акта приемочной комиссии о соответствии техническим требованиям и условиям законченных капитальным ремонтом подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос к объекту дорожного сервиса, принадлежащего ПАО «Туланефтепродукт», расположенного вдоль федеральной автомобильной дороги <адрес> на км 289+600 (справа) в Тульской области от 20.02.2014 (том 1 л.д. 26-29); копией технических требований и условий на выполнение работ по реконструкции подъездов, съездов, примыканий, переходно- скоростных полос к объекту дорожного сервиса (АЗС), расположенного на 289 км+600 (право) от 15.12.2011 (том 1 л.д. 30-31); копией договора №00178015/3471Д субаренды частей земельных участков, предоставленных в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» № ВФ-2015-92 от 25.02.2015, заключенного между Государственной компанией «Российский автомобильные дороги» (Арендатор) и ОАО «Туланефтепродукт» (Субарендатор). Согласно п. 1.1 указанного Договора Арендатор предоставляет Субарендатору во временное владение и пользование (субаренду) недвижимое имущество, являющееся Федеральной собственностью.

В соответствии с п. 1.2 Договора недвижимым имуществом являются части земельный участков общей площадью 6001 кв.м, перечислены кадастровые номера земельных участков и их расположение. Участок передается Субарендатору в целях обеспечения доступа автотранспорта к объекту дорожного сервиса - АЗС №29, расположенному по адресу: Тульская область. Воловский район, 289 км + 600 м (право) автомагистрали «Дон», который находится на праве собственности у Субарендатора (и. 1.3 Договора). Срок действия договора 5 (пять) лет, если Субарендатор продолжает пользоваться Участком после истечения срока Договора, при отсутствии возражений со стороны Арендатора, Договор считается возобновлёФИО4 на тех же условиях на неопределенный срок (п.п. 2.3, 2.4 Договора); кадастровым паспортом земельного участка, с кадастровым номером (том 1 л.д. 42-45); кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером (том 1 л.д. 46-49); кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером с приложенными сведениями о границах земельных участков (том 1 л.д. 50-57); копией сопроводительного письма о результатах оценки рыночной арендной ставки. Общая площадь земельных участков составляет <данные изъяты> (том 1 л.д. 58-59); копией свидетельства о государственной регистрации права 71 АБ №075257 от 31.10.2005, согласно которому собственником объекта АЗС , расположенного по адресу: <адрес> 298 км+600 м автомагистрали «Дон-1» является ОАО «Туланефтепродукт» (том 1 л.д. 60-61); выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ПАО «Туланефтепродукт» по состоянию на 22.06.2020 (том 1 л.д. 66-85); копией договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 289 км автодороги Москва-Дон, АЗС №29 для размещения АЗС в целях осуществления розничной торговли нефтепродуктами площадью 9400 кв.м №4 от 04.02.2009 (том 1 л.д. 148-151); копией акта приема-передачи участка по адресу: Тульская обл., Воловский р-н, 289 км автодороги Москва-Дон, площадью 9400 кв.м от 04.02.2009 (том 1 л.д. 152); копией расчета арендной платы земельного участка по адресу: <адрес> 289 км автодороги Москва-Дон, площадью <данные изъяты> на 2009 год (том 1 л.д. 153); копиями дополнительных соглашений о пролонгации договора аренды земельного участка №4 от 04.02.2009, в том числе от 04.12.2019, из которых следует, что изменения в существенные условия договора сторонами не вносились, ПАО «Туланефтепродукт» на срок по 24.12.2020 арендуется земельный участок по адресу: <адрес>, 289 км автодороги Москва-Дон площадью <данные изъяты> (том 1 л.д. 154-162); актом приемки законченного строительства объекта №1 от 27.12.2013 (том 1 л.д. 131-133); актом выявленных недостатков №263 от 19.06.2020 (том 1 л.д. 206) и иными материалами дела, которые получили оценку судебными инстанциями на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, и в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела, имеющих юридическое значение, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.

Бездействие ПАО «Туланефтепродукт» правильно квалифицированы судебными инстанциями по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и положениями законодательства в области автомобильных дорог и дорожной деятельности.

Доводы жалобы поданной в Первый кассационный суд юрисдикции направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, данные доводы не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении противоречат совокупности собранных по делу и не ставят под сомнение наличия бездействия ПАО «Туланефтепродукт» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Довод представителя о том, что дело об административном правонарушении в отношении ПАО «Туланефтепродукт» по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения Общества к административной ответственности, основан на неверном толковании норм процессуального права.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, что осмотр старшим государственным инспектором дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Тульской области ФИО9, в ходе которого были выявлены нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения со стороны ПАО «Туланефтепродукт», проведен 19.06.2020, в 11 часов 00 минут.

С учетом вышеприведенных разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, судья считает, что срок привлечения ПАО «Туланефтепродукт» к административной ответственности надлежит исчислять с 20.06.2020.

Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ составляет 3 (три) месяца, то есть истекает 19.09.2020, постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ вынесено 18.09.2020, то есть с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание, ПАО «Туланефтепродукт» назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 12.34 КоАП Р с соблюдением требований ст.ст.3.1.3.2. 3.3.4.2 4.3 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены или изменения судебных актов в соответствии с п.п.2-4 части 2 ст.30.17 КоАП РФ не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.13., части 1 и п.1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановлением мирового судьи судебного участка №79 Центрального судебного района города Тулы от 18 сентября 2020 года, решением судьи Центрального районного суда города Тулы Тульской области от 03 декабря 2020 года, вынесенное в отношении Публичного акционерного общества «Туланефтепродукт» по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу представителя Баранова Павлова Владимировича - без удовлетворения.

Судья Ю.А. Чумаков.