ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 100011-01-2019-009790-14 от 31.10.2019 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Петрозаводский городской суд Дело № 5-900/2019-30

г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33 №10RS0011-01-2019-009790-14

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 октября 2019 года г. Петрозаводск

(Резолютивная часть постановления

объявлена 30 октября 2019 года)

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Мамонтовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс» (далее – ГУП РК «Карелавтотранс», Предприятие), ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>3,

у с т а н о в и л:

ГУП РК «Карелавтотранс» ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств (далее – АЦБПДП) при осуществлении перевозки автомобильным транспортном в международном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях Российской Федерации и Финляндской Республики, маршрутом по рейсу <данные изъяты> оправлением в ДД.ММ.ГГГГ, передало сведения без указания даты рождения пассажира А., следовавшей по маршруту <данные изъяты> (сведения о дате рождения согласно форме РС-3 заполнены на 93,33 %; за рейс (маршрут) – 99,33 %), чем нарушило п.1 ч.3, п.2 ч.5 ст.11 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности»; подп.4 п.5, подп.1 п.6, подп.1 п.7, подп.2 п.8, абз.6 подп. «а» п.56 Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных, утвержденного приказом Минтранса России от 19 июля 2012 года №243.

Законный представитель ГУП РК «Карелавтотранс» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Защитник ГУП РК «Карелавтотранс» Блюдник И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании вину Общества в совершении административного правонарушения признала частично, поддержав письменные объяснения, приобщенные к материалам дела, полагала необходимым переквалифицировать действия Предприятия на ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ, поскольку правонарушение допущено по невнимательности сотрудницы ГУП РК «Карелавтотранс» - билетного кассира К., осуществившей продажу билета, что свидетельствует о неосторожной форме вины. Кроме того, при назначении административного наказания просила принять во внимание тяжелое финансовое положение привлекаемого лица, кредиторская задолженность которого составляет более <данные изъяты> рублей, учесть, что ГУП РК «Карелавтотранс» осуществляет социально-значимую деятельность по организации пассажирских автобусных перевозок, а также рассмотреть возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера.

В судебном заседании представитель административного органа Васильева Н.А., действующая на основании доверенности, поддержала обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Не возражала против переквалификации действий ГУП РК «Карелавтотранс» на ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ, пояснив, что содержащееся на странице 6 протокола об административном правонарушении от 09 октября 2019 года указание на наличие в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ, является технической ошибкой, так как ранее в протоколе должностное лицо пришло к выводу о наличии в действиях последнего состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.7.9 КоАП РФ.

Заслушав защитника, представителя административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 19.7.9 КоАП РФ непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, совершенное умышленно, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пунктам 9 и 10 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон «О транспортной безопасности») субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Положениями статьи 11 Федерального закона «О транспортной безопасности» предусмотрено, что в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации (часть 1). Информационная система, указанная в части 1 настоящей статьи, состоит в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Такие базы формируются при осуществлении, в том числе, следующих видов перевозок: перевозки автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, а также между городом федерального значения Севастополем и Республикой Крым (пункт 4 часть 2). Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств формируются на основании информации, предоставленной, в том числе субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (пункт 1 часть 3). Информационные ресурсы единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности являются информацией ограниченного доступа (часть 4). При оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат следующие данные: 1) фамилия, имя, отчество; 2) дата рождения; 3) вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); 4) пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); 5) дата поездки; 6) пол; 7) гражданство (часть 5). При бронировании проездных документов (билетов) в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат передаче данные, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 5 настоящей статьи (часть 5.1). При формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки пассажиров по заказу в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат передаче данные, предусмотренные частью 5 настоящей статьи (часть 5.2). Для персонала транспортных средств (экипажа) в дополнение к сведениям, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, обязательной передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежит информация о занимаемой должности в экипаже транспортного средства (часть 5.3). Информация о персонале (экипаже) транспортных средств, указанная в части 5.3 настоящей статьи, передается в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств по завершении формирования экипажей транспортных средств, но не позднее чем за 24 часа до момента отправления транспортного средства (часть 5.4). Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 6).

Приказом Минтранса России от 19 июля 2012 года №243 утвержден Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных, согласно пункту 2 которого АЦБПДП входят в состав единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ), создаваемой во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности». АЦБПДП формируются централизованно как совокупность баз персональных данных по перевозкам пассажиров всеми видами транспорта. ЦБПДП в соответствии с требованиями части 2 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N16-ФЗ "О транспортной безопасности" формируются при осуществлении в том числе следующих видов перевозок: перевозки автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации, за исключением перевозок между городом федерального значения Москвой и Московской областью, а также между городом федерального значения Санкт-Петербургом и Ленинградской областью (п.п.4 п.5 Порядка). АЦБПДП формируются на основании информации, предоставленной субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (п.п.1 п.6 Порядка). Перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, полученные при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов) (п.п.1 п.7 Порядка). Передаваемые в АЦБПДП персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» включают, в частности, дату рождения (п.п.2 п.8 Порядка).

Сведения о пассажирских перевозках в виде файлов в формате CSV (CSV-файлов) предоставляются в виде основного и служебного блоков данных (п.21 Порядка). В состав основного блока данных CSV-файла, содержащего сведения о пассажирских перевозках автомобильным транспортом, входят, в том числе, персональные данные о дате рождения пассажира (абз.6 п.п. «а» п.56 Порядка).

Пунктом 57 указанного Порядка предусмотрено, что передача персональных данных пассажиров при перевозках автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями пункта 30 настоящего Порядка, но не позднее времени отправления транспортного средства. Перевозчик (субъект транспортной инфраструктуры) должен обеспечивать передачу данных о пассажирах в АЦБПДП с задержкой не более 30 минут после ввода данных в информационную систему перевозчика (субъекта транспортной инфраструктуры), если технологией передачи сведений о пассажирских перевозках конкретным видом транспорта не установлено иное (п.30 Порядка).

Как следует из протокола об административном правонарушении от 09 октября 2019 года, должностное лицо УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора пришло к выводу о несоблюдении ГУП РК «Карелавтотранс» вышеуказанных нормативных предписаний, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении по ч.3 ст.19.7.9 КоАП РФ.

Неверное указание в последнем абзаце протокола об административном правонарушении от 09 октября 2019 года части статьи 19.7.9 КоАП РФ, по которой юридическое лицо привлекается к административной ответственности - «ч.1 ст.19.7.9» вместо «ч.3 ст.19.7.9», судья считает явной технической опиской, имея ввиду, что по тексту протокола сделаны выводы о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей ч.3 ст.19.7.9 КоАП РФ, а на 5 странице протокола содержится вывод должностного лица о квалификации действий юридического лица по ч.3 ст.19.7.9 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении в отношении ГУП РК «Карелавтотранс» составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, в связи с чем суд признает его в качестве допустимого доказательства по делу.

С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.7.9 КоАП РФ характеризуется умышленной формой вины.

В соответствии с ч.1 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Решая вопрос о виновности юридического лица, судья принимает во внимание объяснения привлекаемого лица о том, что данные о пассажире А., следовавшей по маршруту по рейсу <данные изъяты> отправлением в 06 час. 00 мин. 10 августа 2019 года, переданы без указания даты рождения пассажира по недосмотру штатного билетного кассира К., оформившей билет ДД.ММ.ГГГГ, и приходит к выводу об отсутствии умысла ГУП РК «Карелавтотранс» на непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах транспортных средств.

Таким образом, вмененное в вину ГУП РК «Карелавтотранс» бездействие не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.7.9 КоАП РФ.

В тоже время материалами дела подтверждается непредставление сведений ГУП РК «Карелавтотранс» в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах транспортных средств, совершенное по неосторожности, которое образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ.

Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ, помимо заявленного защитником частичного признания вины, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от 09 октября 2019 года; копией уведомления и сведениями из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, копией паспорта транспортного средства – автобуса «<данные изъяты>», копией путевого листа автобуса от 08 августа 2019 года, копией посадочной ведомости , копией списка пассажиров , копией билета на автобус (дубликат) серия , обобщенной справкой по полноте переданных в АЦБПДП персональных данных о пассажирах и персонале ТС, детальной справкой по полноте переданных в АЦБПДП персональных данных о пассажирах и персонале ТС и другими материалами дела.

Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины ГУП РК «Карелавтотранс» в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз, совершенные по неосторожности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Составы административных правонарушений, предусмотренные частями 1 и 3 ст.19.7.9 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства, им присущи одинаковые непосредственные объекты административного правонарушения, мотивы и условия их совершения, кроме того, санкция ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ предусматривает менее строгое административное наказание, чем санкция части 3 данной статьи.

При таких обстоятельствах, поскольку факт совершения ГУП РК «Карелавтотранс» административного правонарушения подтвержден материалами дела, его действия подлежат юридической квалификации по ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ – непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах транспортных средств, совершенное по неосторожности.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности деяния, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Таким образом, при решении вопроса о правомерности привлечения к административной ответственности исхожу из необходимости установления не только формального сходства содеянного с признаками административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ, но и наличия социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства).

Принимая во внимание обстоятельства совершения правонарушения, степень вины нарушителя, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства –признание вины по ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств и направленности действий Предприятия на нарушение закона, прихожу к выводу, что нарушение не повлекло причинения значительного вреда, а также наступления тяжких последствий.

В данном случае, несмотря на формальное наличие всех признаков состава правонарушения, допущенное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По мнению суда в данном конкретном случае предупредительные цели административного производства, установленные ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, достигнуты возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего.

На основании изложенного судья усматривает наличие основания для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ и находит возможным освободить ГУП РК «Карелавтотранс» от административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.7.9 КоАП РФ, ограничившись объявлением устного замечания.

Руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

Освободить Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Карелавтотранс» от административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объявив устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс» прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).

Судья О.В. Кайгородова