ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10209000-3567/20 от 15.06.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-2141/2021

УИД № 60RS0001-01-2021-003154-28

АП № 10209000-3567/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

15 июня 2021 года г. Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Семенова Т.И., при секретаре Завертяевой Е.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги», данные изъяты ранее неоднократно привлекавшегося к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

** ****2020 в 21 часов 46 минут на таможенный пост ЖДПП Скангали Псковской таможни прибыл груженый поезд № 2959 (8622/531/1028) для убытия товара с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Международная перевозка осуществлялась перевозчиком ОАО «РЖД». Перевозчиком таможенному органу предоставлены для оформления убытия товара «уголь каменный битуминозный марки «ДОМСШ» поездная передаточная ведомость № 698 и товаросопроводительные документы на товары и транспортные средства, следующие в составе поезда № 2959 (8622/531/1028) в количестве 64 транспортных средств международной перевозки. На товар уголь каменный битуминозный марки «ДОМСШ», следующий в ж/д вагонах №№ 62567870, 62580170, 61758454 представлены товаросопроводительные документы: ж/д накладные от 15.10.2020 №№ 29781067, 29781166, 29781356, декларации на товары (далее – ДТ) от ** ****2020, от ** ****2020, согласно которым отправитель товара: данные изъяты

** ****2020 в 12 часов 47 минут поезд № 2959 8622/531/1028 был предъявлен к комиссионному осмотру дежурной по станции «Пыталово». В ходе проведения комиссионного осмотра вагонов №№ 62567870, 62580170, 61758454 было выявлено наличие в нем тайников с товаром, сведения о которых отсутствовали в товаросопроводительных документах.

В рамках реализации системы управления рисками был проведен таможенный досмотр ж/д вагонов №№ 62567870, 62580170, 61758454 (акт таможенного досмотра ), следовавшего с товаром «уголь каменный битуминозный марки «ДОМСШ» со станции отправления - Мереть Западно-Сибирской ж/д (Россия) до станции назначения – Бранево пкп (Польша).

По результатам таможенного досмотра установлено, что под слоем угля на поперечных балках жесткости вагонов обнаружено наличие тайников (с внутренней стороны вагонов проделаны пропилы в металле для доступа внутрь полости балки, люки на пропилах держатся на магнитах):

-в ж/д вагонах №№ 61758454, 62567870 обнаружено по два тайника в каждом вагоне, внутри которых находились брикеты в количестве по 38 штук в каждом вагоне;

-в ж/д вагоне № 62580170 обнаружен один тайник при вскрытии люка тайника обнаружено, что в нем находятся брикеты в количестве 18 штук.

Всего в трех вагонах обнаружено пять тайников, в которых находилось 94 брикета, при вскрытии 94 брикетов обнаружено, что в них находится 350 блоков сигарет, в 349 блоках по 10 пачек сигарет марки NZ Gold, в 1 блоке 9 пачек сигарет марки NZ Gold, всего 3499 пачек сигарет марки NZ Gold, общим весом 60,75 кг.

Предмет административного правонарушения по настоящему делу не изымался, арест на него не накладывался в связи с его изъятием ПУ ФСБ России.

** ****2020 направлен запрос ПУ ФСБ России по Псковской области в отдел г. Пыталово о предоставлении информации о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 200.2 УК РФ о статусе табачной продукции, месте их хранении.

** ****2020 в рамках административного расследования по настоящему делу в соответствии со ст. 26.4 КоАП России вынесено определение о назначении товароведческой экспертизы товара, явившегося предметом административного правонарушения. Согласно заключению эксперта ЭИО № 2 (г. Псков) ЭКС – региональный филиал ЦЭКТУ г. Санкт-Петербург от ** ****2020 образцы исследуемого товара не отвечают требованиям законодательства РФ, поскольку отсутствуют специальные (акцизные) марки РФ и информация об МРЦ. По этим причинам они не могут быть реализованы на территории РФ, в связи с чем, рыночной стоимости на территории РФ не имеют. В свою очередь рыночная стоимость товара, аналогичного представленному для экспертизы и отвечающего требованиям законодательства РФ, на территории РФ по состоянию на ** ****2020, с учетом количества, составляет 207 945,57 руб.

Представитель ОАО «РЖД» в судебном заседании вину не признал, указав, что таможенным органом не представлено доказательств, что ООО «РЖД» виновно в совершении правонарушения, полагая, что данное правонарушение не может быть совершено путем бездействия, как указано таможенным органом. Просил производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава правонарушения.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6.1 Правил перевозки грузов, являющихся приложением № 1 к СМГС, погруженный отправителем груз в вагоны и контейнеры крытого типа перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние вагонов и контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие, исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной. В соответствии с пунктом 7 приложением 3 к ОП СМГС прием грузов, передаваемых в запломбированных вагонах, контейнерах, производится без проверки числа мест и массы груза, с проверкой целостности и состояния наложенных пломб (ЗПУ), соответствия оттисков на пломбах и знаков, нанесенных на ЗПУ, данным указанным в накладной СМГС, а также технической и коммерческой исправности вагона.

В соответствии с приказом Минтранса России от 07.12.2016 года № 374 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, как во внутригосударственном, так и в международном сообщении, пунктом 80.1 установлено, что при приеме грузов в железнодорожном подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, или с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок железнодорожным транспортом, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах и контейнерах путем проведения визуального осмотра состояния вагонов, контейнеров.

По представленным сведениям от структурных подразделений Западно- Сибирской железной дороги вагоны №№ 62567870, 62580170, 61758454 отправлены со станции Мереть Западно- Сибирской железной дороги ** ****2020 в коммерческом и техническом отношении исправными. Вагоны имели маршрут следования по Западно- Сибирской железной дороги, Свердловской железной дороги, Горьковской железной дороги, Московской железной дороги, Северной железной дороги, Октябрьской железной дороги. В пути следования имел длительные стоянки на следующих станциях:

- Дружинино СВР. ж.д. прибытие 17.10.2020г. в 23:48час., убытие 18.10.2020г. в 05:22 час.;

- Уфимка ГОР. ж.д. прибытие 18.10.2020г. в 07:59час., убытие 19.10.2020г. в 10: 08час.;

- Зюрзя ГОР. ж.д. прибытие 19.10.2020г. в 10:31час., убытие 19.10.2020г. в 14:39 час.;

- Юдино ГОР. ж.д. прибытие 20.10.2020г. в 07:30час., убытие 20.10.2020г. в 12:25 час.;

- Вековка ГОР. ж.д. прибытие 21.10.2020г. в 03:42час., убытие 21.10.2020г. в 07:58 час.;

- Шатура МСК. ж.д. прибытие 21.10.2020г. в 09:38 час., убытие 27.10.2020г. в 01:56 час.;

- Орехово-Зуево МСК. ж.д. прибытие 27.10.2020г. в 04:50 час., убытие 27.10.2020г. в 09:48 час.;

- Ярославль-Главный СЕВ. ж.д. прибытие 27.10.2020г. в 18:10 час., убытие 28.10.2020г. в 08:30 час.;

- Папариха СЕВ. ж.д. прибытие 28.10.2020г. в 17:57 час., убытие 28.10.2020г. в 21:55 час.;

- Фрезерный ОКТ. ж.д. прибытие 29.10.2020г. в 19:10 час., убытие 30.10.2020г. в 07:45 час.;

- Любятово Окт. ж.д. прибытие 30.10.2020г. в 12:42час., убытие 30.10.2020г. в 19:43 час..

По представленным сведениям от структурных подразделений Октябрьской железной дороги ** ****2020 вагоны №№62567870, 62580170, 61758454 прибыли на станцию Пыталово Октябрьской железной в составе поезда №2959 со станции Гатчина Товарная Балтийская Октябрьской железной дороги. Технический осмотр данного состава производили осмотрщики - ремонтники вагонов Д.Д., Г.С. Из полученных объяснительных осмотрщиков ремонтников вагонов Д.Д., Г.С., технических неисправностей и наличие посторонних предметов в подвагонном пространстве не было. В ходе технического осмотра на станции Пыталово осмотрщиками-ремонтниками вагонов эксплуатационного вагонного депо Новосокольники технических неисправностей не выявлено. При поступлении по станции Пыталово Октябрьской железной дороги указанные вагоны в неизменном состоянии были представлены для убытия в таможенный орган.

По мнению представителя общества, перевозчик выполнил все требуемые от него действия в соответствии со статьями ТК ЕАЭС, положения которых ОАО «РЖД» не нарушены, вины ОАО «РЖД» в правонарушении по ч.2 статьи 16.1 КоАП РФ не усматривается.

Указанные пояснения ОАО «РЖД» не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что товар «уголь» перемещался в открытом подвижном составе, без применения ЗПУ, сокрытый вагон не размещался в подвагонном пространстве.

Кроме того, в силу требований распоряжения ОАО «РЖД» от ** ****2020 № 3116/р «Об утверждении Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях», а именно Приложением 7 к Части 1 Типового технологического процесса «Классификатор коммерческих неисправностей грузовых вагонов» таблица №2 «Вид коммерческой неисправности» определено, что к коммерческим неисправностям кузова вагона относятся: щель, трещина, отверстие, проруб, пролом, пробоина, повреждение, излом шелевок, заделка внутренняя, заделка наружная на сварке, заделка наружная без применения сварки, заварка, неисправность сварочного шва, деформация, перекос и прочие.

В соответствии с п 2.1 должностной инструкцией приемщиков поездов ж/д станции Пыталово (от 21.08.2020 №ДИ-ДЦС-2-31-2020) приемщик поездов железнодорожной станции обязан осуществлять коммерческий осмотр поездов и вагонов в транзитных поездах для выявления и устранения коммерческих неисправностей.

Согласно п. 2 должностной инструкционной карты осмотрщика-ремонтника вагонов эксплуатационного вагонного депо Новосокольники – Октябрьской инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (от 30.11.2018 №ДИ-ОДИ-ВЧДЭ-24-222-2018), осмотрщик - ремонтник вагонов обязан в соответствии с Комплектом технологической документации на техническое обслуживание вагонов на пункте технического обслуживания вагонов (пункте опробования тормозов) и действующими нормативными документами, осуществлять осмотр вагонов для выявления и устранение неисправностей, удорожающих безопасности движения поездов, обращая особое внимание на состояние буксового узла, ходовых частей, ударно-тяговых механизмов, тормозов и кузовов в целом, а также на положение перевозимых грузов, особенно на открытом подвижном составе.

На основании изложенного, наличие в ж/д вагонах №№62567870, 62580170, 61758454 изготовленных тайников свидетельствует о неисправности данных вагонов, которое должно было быть установлено при проведении, в том числе коммерческого и технического осмотров.

Согласно информации, представленной ОАО «РЖД» вагоны имели вышеуказанные длительные стоянки, следовательно, перевозчик имел возможность установить наличие тайников, факт незаконного перемещения табачной продукции при проведении коммерческих/технических осмотр на указанных ж/д станциях, в том числе на ж/д станции Пыталово, до предъявления документов таможенному органу.

По запросу таможенного органа от ** ****2020 получатель товара - данные изъяты сообщено, что данная организация является компанией по оптовой и розничной продаже энергетического угля. Отправитель имеет договор с ПАО «К.» от ** ****2020 №КТК 02/15 на покупку угля, табачная продукция не была предметом внешнеэкономической сделки, КТК Польска Сп..З.о.о. не располагает сведениями о товаре, таком как сигареты, или о событии, о котором упоминалось в запросе Псковской таможни.

Декларантом, отправителем товара - ПАО «К.» письмом от ** ****2020 сообщено, что ж/д вагоны №№ 62567870, 62580170 в порожнем состоянии в составе поезда № 2821 проходили на ж/д станции Уба ** ****2020 технический осмотр бригадой осмотрщиков вагонов (далее – ОРВ) ОАО «РЖД» под руководством старшего ОРВ З.И., о чем в «Журнале предъявления вагонов к техническому обслуживанию» формы ВУ имеется запись, заверенная подписями дежурного по станции С.Н. и старшего ОРВ З.И. По результатам технического осмотра данные вагоны были признаны годными под погрузку угля каменного. Вагоны №№ 6256870, 62580170 были отправлены на станцию Виноградовская. Вагон № 61758454 в порожнем состоянии в составе поезда проходил на ж/д станции Уба ** ****2020 технический осмотр бригадой ОРВ ОАО «РЖД» под руководством старшего ОРВ М.Д., о чем также в «Журнале предъявления вагонов к техническому обслуживанию» формы ВУ имеется запись, заверенная подписями дежурного по станции С.Н. и старшего ОРВ М.Д.. По результатам технического осмотра вагон признан годным под загрузку угля и направлен на станцию Виноградовская.

После завершения грузовых операций данные вагоны находились под накоплением на станционных путях станции Виноградовская, ** ****2020 данные вагоны груженные углем каменным были отправлены на станцию Уба, после проведенных операций по формированию поезда в количестве 37 груженных полувагонов, выгоны №№62567870, 62580170, 61758454 были предъявлены к техническому осмотру ** ****2020 в 15 час. 00 мин. Готовность поезда к отправлению в техническом отношении старший ОРВ «РЖД» С.В. в 15 час. 35 мин. Замечаний не выявлено.

** ****2020 вагоны отправлены со станции Уба на станцию Мереть, в свою очередь станция Мереть Западно-Сибирской ж/д дороги в составе поезда №2607 приняла груз «уголь» без замечаний к вагонам и грузу, что подтверждается выданным перевозчиком дубликатом накладной. При отправлении поезда № 2607 со станции Уба производился его осмотр в коммерческом отношении по камерам промышленного телевидения, замечаний по коммерческому осмотру выявлено не было, посторонних вложений в вагонах также не было выявлено.

ПАО «КТК» также сообщено, что данной организацией предпринимается комплекс мер по охране территории Разреза «Виноградовский» - филиала ПАО «КТК» (в том числе станции Виноградовская и иных участков погрузки, грузов и подаваемых под загрузку вагонов) от несанкционированного доступа третьих лиц. Так, в административном здании территории Разреза «Виноградовский» - филиала ПАО «КТК» располагается собственная службы безопасности; на территории Разреза организован пропускной и внутриобъектовый режим; охрану Разреза осуществляет частная охранная организация, действующая на основании гражданско-правового договора и Положения об охране объекта; применяются инженерно-технические средства охраны (освещение, ограждение, оборудование контрольно-пропускные пункты и др.) и реализуются иные мероприятия в соответствии с Паспортом безопасности объекта топливно - энергетического комплекса, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от ** ****2020 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно – энергетического комплекса». В качестве общего правила Федеральным законом от ** ****2020 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что охрану грузов в пути следования и на железнодорожных станциях обязан обеспечить Перевозчик (п. 1 ст. 23 данного Закона).

По мнению ПАО «КТК», в силу конструктивных особенностей открытого подвижного состава размещение сокрытого от таможенного контроля товара «сигареты» осуществлено неустановленными лицами в полувагонах с грузом угль во время нахождения на станции отправления, на ж/д путях общего пользования в пути следования в составе грузовых поездов, временно отставленных от движения.

Из объяснений приемосдатчика груза и багажа (приложение к письму ПАО «К.» от ** ****2020) Ь.Е., следует, что груженные вагоны №№62567870, 62580170, 61758454 предъявлены к коммерческому осмотру ** ****2020, который осуществлен совместно с приемосдатчиком ОАО «РЖД», замечаний по коммерческому осмотру не было, посторонних вложений в вагонах выявлено не было.

По информации ПАО «КТК» с ООО транспортно-экспедиционной компанией «Мереть» заключены договора /Н от ** ****2020 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования на станции Мереть, от ** ****2020 на подачу-уборку вагонов.

Согласно письму ООО транспортно-экспедиционной компании «Мереть» от ** ****2020 (приложение к письму ПАО «К.» от ** ****2020) работники ООО ТЭК «Мереть» не осматривают вагоны перед их отправкой на предмет наличия отсутствия посторонних вложений, осмотр вагонов в техническом отношении производился работниками ОАО «РЖД». При отправлении поезда № 2607 со станции Уба на станцию Мереть проводился его осмотр в коммерческом отношении по камерам промышленного телевидения, замечаний по коммерческому осмотру выявлено не было, посторонних вложений в вагонах также не было установлено.

Во исполнение поручения Псковской таможни Кемеровской таможней (исх. от ** ****2020 направлены объяснения осмотрщика-ремонтника вагонов ПТО Мереть ПКТ Уба:

- З.И., который сообщил, что ** ****2020 при подготовке под загрузку на 11 пути станции Уба под его руководством проводилось техническое обслуживание вагонов №№ 62567870, 62580170, согласно Инструкции осмотрщика вагонов № 808-2017 ПКБ ЦВ осмотр внутренней части кузова не производится. О том кто, когда и при каких обстоятельствах выполнил тайники З.И. неизвестно.- М.Д., который подтвердил, что им был осуществлен осмотр и техническое обслуживание ж/д вагона № 6178454, в котором выпиленные тайники в продольных и поперечных балках жесткости вагонов отсутствовали. О том кто, когда и при каких обстоятельствах изготовлены тайники М.Д. неизвестно.

В рамках производства по делу об АП в адрес т/п ЖДПП Скангали Псковской таможни в порядке ст. 29.6 КоАП России было направлено поручение по осуществлению опроса работников ОАО «РЖД» ж/д станции «Пыталово», во исполнение которого осуществлен опрос в качестве свидетелей следующих работников ОАО «РЖД»:

- П.Р., начальник ж/д станции Пыталово, который показал, что при прибытии поезда проводится технический осмотр вагонного депо Новосокольники ВЧДЭ-24, коммерческий осмотр приемщиком поездов ст. Пыталово, проверка документов, списывание состава, проверка натурного листа поезда. Осмотр грузовых вагонов производится с хвоста поезда, на территории станции исключен доступ посторонних лиц, станция ограждена, находится под охраной, манипуляций с указанными вагонами не производилось. Действия по проверке товара, перемещаемого в ж/д вагонах №№ 62567870, 62580170, 61758454 на соответствие сведения о нем в товаросопроводительных документах и на наличие тайников, производятся на станции отправления (протокол опроса от ** ****2020).

- Б.В., приемщик поездов ж/д станции Пыталово, которым сообщено, что при прибытии поезда в его должностные обязанности входит обеспечение сохранности и безопасности груза, коммерческий осмотр поезда и вагонов по прибытию, после остановки и ограждения состава осмотр вагонов не предмет выявления неисправностей. Б.В. руководствуется Технологическим процессом работы пункта пропуска коммерческого осмотра вагонов в поездах железнодорожной станции Пыталово Октябрьской дирекции управления движения, утв. начальником Октябрьской дирекции управления движением ** ****2020, должностной инструкцией приемщика поездов, утв. ** ****2020, Правилами коммерческого осмотра поездов и вагонов, Указание МПС России от 24.03.1999 №И-331у, от 04.10.2016 №Е-1672, при осмотре вагонов он обращает внимание на открытые двери, перекос кузовов вагонов, закрытие загрузочных люков, равномерность загрузки вагонов. Ж/д вагоны №№ 62567870, 62580170, 61758454 Б.В. осматривались в период с 21 час. 55 мин. до 22 час. 40 мин. ** ****2020 на предмет выявления открытых дверей, перекосов кузовов вагонов, закрытие загрузочных люков, равномерность загрузки вагонов. Нарушений выявлено не было (протокол опроса от ** ****2020).

** ****2020 осуществлен опрос в качестве свидетеля ведущего инспектора ОТОиТК № 1 т/п ЖДПП Скангали ФИО2, которая сообщила, что ** ****2020 при проведении комиссионного осмотра поезда с участием сотрудников ПУ ФСБ России было установлено, что в ж/д вагонах №№ 62567870, 62580170, 61758454 имеются признаки сокрытия товара от таможенного контроля, выразившееся в наличие взрыхления на поверхности угля, отличие по цвету, отличие состава фракции угля, которые явились поводом для проведения таможенного досмотра. В ходе таможенного досмотра (АТД ) установлено, что под слоем товара «уголь каменный», перемещаемого в ж/д вагонах №№ 62567870, 62580170, 61758454 на поперечных балках жесткости вагонов имеются (с внутренней стороны вагонов проделаны пропилы в металле для доступа внутрь полости балки, люки на пропилах держатся на магнитах). Тем самым, выявленные ею признаки при проведении комиссионного осмотра нашли свое подтверждение в рамках таможенного досмотра. Указанные вагоны находились на станции Пыталово в период с 21 час. 46 мин. ** ****2020 (прибытие поезда на станцию) до 11 час. 10 мин. ** ****2020 (предоставление перевозчиком документов таможенному органу). Тем самым работники ОАО «РЖД» могли качественно осмотреть состояние груза и выявить видимые признаки (взрыхление угля, отличие по цвету, составу фракции угля), однако работниками ОАО «РЖД» какие-либо мероприятия по выявлению тайников, сокрытого товара, проведению проверки на соответствие сведений о товаре заявленных в ТСД, не осуществлены.

** ****2020 в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ в адрес ООО «Атлант» (юридическое лицо, в оперировании которого находятся вышеуказанные ж/д вагоны) направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об АП , в ответ на которое обществом сообщено (исх. от ** ****2020 № исх-62-21), что вагоны №№ 62567870, 62580170, 61758454 в ближайшее время будут направлены в вагоноремонтные депо, в ходе ремонтных работ будут приниматься меры по ликвидации тайников с целью недопущения повторного использования указанных ж/д вагонов с изготовленными в них тайниках. ООО «Атлант» ничего неизвестно о фактах изготовления тайников и незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, вагоны предоставлялись ПАО «КТК» для перевозки угля на основе заявки ПАО «КТК».

По результатам административного расследования, анализа информации, полученной от перевозчика, отправителя, получателя товара, ООО «Атлант», с учетом свидетельских показаний, объяснений работников ОАО «РЖД», прихожу к следующим выводам.

Согласно п. 16 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе, утвержденных приказом Минтранса России от 14.01.2020 № 9 (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2020 № 58239) вагоны, подаваемые для перевозки насыпных и навалочных грузов, должны быть очищены от остатков ранее перевозимых грузов, иметь исправные кузова, загрузочно-выгрузочные устройства, крышки загрузочных и разгрузочных люков с уплотнениями, исключающими просыпание грузов, а также исправные запорные механизмы и исправные устройства блокировки, предотвращающие открывание люков и дверей без нарушения запорно-пломбировочных устройств.

Согласно п. 1.3, п. 1.4 Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД»" от 31.12.2019 № 3116/р, коммерческий осмотр проводится в целях обеспечения сохранности и безопасности грузовых перевозок. Коммерческий осмотр проводится перед отправлением состава поезда на станциях погрузки, по прибытии на станциях выгрузки, а также в пути следования на пунктах коммерческого осмотра вагонов в поездах (далее - ПКО), постах коммерческой безопасности (далее - ПКБ) или постах коммерческой диагностики (далее - ПКД), на станциях формирования и расформирования поездов, не являющихся ПКО, ПКБ, ПКД, а также перед отправлением со станция временного отставления поезда от движения.

Как указывалось выше наличие отверстий, проруба, пролома, пробоины, повреждений, заделки внутренней, заделки наружной на сварке является коммерческой неисправностью кузова вагона.

В силу п. 2.1.1. Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 31.12.2019 № 3116/р, в ходе проведения коммерческого осмотра проверяется:

- соблюдение условий погрузки;

- состояние груза, в том числе: наличие выемок грузов; видимые следы порчи, повреждения, недостачи груза; и другие, касающиеся состояния груза;

- исправность и состояние вагонов, контейнеров в коммерческом отношении, в том числе:- исправность верхних разгрузочных люков; исправность загрузочных люков специализированных вагонов; исправность дверей; исправность кузовов вагонов (наличие повреждений, прорубов); исправность фитингов контейнеров; состояние упорных головок фитинговых платформ (приведение в рабочее положение); полное закрытие бортов, люков, дверей и наличие необходимых зазоров; наличие остатков ранее перевозимых грузов, не снятых реквизитов крепления и мусора; и другие, касающиеся состояния вагонов, контейнеров в коммерческом отношении.

Также, в соответствии с Правилами коммерческого осмотра поездов и вагонов (утв. МПС РФ 29.12.95 № ЦМ-360), а именно:

- п. 2.1. все прибывающие на станцию и отправляемы с нее груженые вагоны должны быть осмотрены в коммерческом отношении для выявления и устранения коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов;

- п. 2.4. при обнаружении вагонов с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, составляется в двух экземплярах акт общей формы ГУ-23;

- п. 2.10. коммерческие неисправности, вызванные техническим состоянием вагонов, устраняются после приведения вагонов в надлежащее техническое состояние.

Согласно п. 1.4 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества (Протокол от 21-22 мая 2009 г. № 50): при техническом обслуживании вагонов проверяется, в том числе исправность рамы и кузова вагона.

На пунктах формирования и оборота поездов, а также ПТО промежуточных станций, определенных приказами железнодорожной администрации или владельца инфраструктуры, каждый вагон должен пройти техническое обслуживание с пролазой и выполнением необходимого ремонта. Работники пунктов технического обслуживания, связанные с движением поездов должны в соответствии с технологическим процессом своевременно и качественно выполнять техническое обслуживание вагонов.

В соответствии с п. 3.9 указанной Инструкции «Кузов и оборудование», запрещается дальнейшее следование вагонов при следующих неисправностях - повреждение крыши, обшивки, пола, потолочных или боковых люков, если груз может быть испорчен вследствие попадания влаги, выпасть на путь или быть похищенным.

На основании вышеизложенного, работники ОАО «РЖД», в том числе при перевозке угля согласно вышеуказанным инструкциям, актам, должны были качественно проверить техническое состояние вагонов №№ 62567870, 62580170, 61758454, состояние груза (наличие взрыхления и т.п.) в рамках проводимых коммерческих, технических осмотров на предмет исправности кузова.

Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее – Устав) при обнаружении технической неисправности и (или) непригодности для перевозки конкретного груза подаваемых под погрузку и не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров перевозчик составляет акт общей формы. Владелец указанных вагонов, контейнеров уведомляется об их технической неисправности и (или) непригодности в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Доказательств уведомления собственников ж/д вагонов №№ 62567870, 62580170, 61758454 в порядке статьи 20 Устава железнодорожного транспорта, в рамках административного расследования ОАО «РЖД» не представлено, следовательно, приняв указанные вагоны к перевозке, перевозчик тем самым подтвердил, что вагоны находились в надлежащем техническом и коммерческом состоянии.

В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусматривает, что охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях обеспечивается перевозчиком за счет собственных средств либо по договору с ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или другими организациями, за исключением обеспечиваемых грузоотправителями или грузополучателями охраны и сопровождения грузов в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта либо договором.

Материалами дела подтверждается, что товар «сигареты» был сокрыт в 5 тайниках, изготовленных в поперечных балках жесткости вагонов №№ 62567870, 62580170, 61758454, тем самым, перевозчиком ОАО «РЖД» осуществлено перемещение товара «сигареты», а при надлежащей проверке работниками ОАО «РЖД» исправности данных вагонов, осуществления надлежащей охраны груза, перевозчик мог и обязан их выявить и предотвратить незаконное перемещение табачных изделий.

Тем самым, перевозчиком не исполнены возложенные на него обязанности по осуществлению перевозки в исправных вагонах, по охране груза, сообщении достоверных сведений о товаре при убытии с таможенной территории ЕАЭС, что стало следствием незаконного перемещения табачной продукции.

При этом ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии в сфере грузовых железнодорожных перевозок, приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т «О включении организаций в Реестр субъектов естественной монополии на транспорте» ОАО РЖД» включено в Реестр субъектов естественной монополии на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Согласно п. 2 ст. 94 ТК ЕАЭС товары Союза должны быть фактически вывезены с таможенной территории Союза в том же количестве и том же состоянии, в которых они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру.

В силу п. 5 ст. 94 ТК ЕАЭС товары Союза могут быть вывезены с таможенной территории Союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

Указанными нормами международного права именно на перевозчика - ОАО «РЖД» возложена обязанность по обеспечению перемещения товаров от отправителя в адрес получателя в том же количестве и том же состоянии, в которых они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру, а также по недопущению незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Факт принятия к перевозке товара ОАО «РЖД» подтверждается ж/д накладными от 15.10.2020 №№ 29781067, 29781166, 29781356, где в качестве перевозчика товара значится ОАО «РЖД» в частности в графе 26 данных накладных имеется штамп перевозчика, что является подтверждением заключения им договора перевозки и принятия товара к перевозке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза, до фактического пересечения таможенной границы Союза, либо отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 113 ТК ЕАЭС.

Перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение является незаконным перемещением товаров через таможенную границу (пп. 25 п.1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

Тайниками признаются места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС) либо специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией средства)- письмо ФТС России от 28.06.2013 № 18-12/27777 «О методических рекомендациях».

Под сокрытием товаров от таможенного контроля понимается совершение действий, направленных на затруднение обнаружения таких товаров (предметов) или утаивание их подлинных свойств и количества, в том числе придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде»).

Незаконное перемещение табачной продукции в тайниках, изготовленных в поперечных балках жесткости вагонов №№ 62567870, 62580170, 61758454– с внутренние стороны данных вагонов проделаны пропилы для доступа внутрь полости балок жесткости ж/д вагонов.

Учитывая обстоятельства перевозки товара «сигареты» путем использования тайников (5 шт.), с учетом обязанности перевозчика по коммерческому, техническому осмотру вагонов, охране груза, перевозчик ОАО «РЖД» не мог не знать о перевозимом им товаре, следовательно, перевозчик сокрыл незаконное перемещение товара «сигареты».

Таким образом, суд приходит к выводу, что ОАО «РЖД» сокрыл товары от таможенного контроля путем использования способов, затрудняющих обнаружение товаров, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, и считает возможным назначить в качестве основного наказания, наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 16.1, ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ОАО «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения – 350 блоков сигарет, в 349 блоках по 10 пачек сигарет марки NZ Gold, в 1 блоке 9 пачек сигарет марки NZ Gold, всего 3499 пачек сигарет марки NZ Gold, общим весом 60,75 кг, находящиеся на ответственном хранении по адресу: <...>.

Обязать Псковскую таможню в порядке исполнения настоящего постановления передать конфискованный товар в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области.

Денежные средства, вырученные от реализации конфискованного имущества, перечислять в доход государства.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья /подпись/ Т.И. Семенова