ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10612000-2572/19 от 06.08.2019 Забайкальского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 5-902/2019 (№ 10612000-2572/2019)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

674650, Забайкальский край, Забайкальский район,

пгт. Забайкальск, ул. Комсомольская, 24а

резолютивная часть постановления оглашена «_06_» августа 2019 года

постановление в полном объеме изготовлено «_09_» августа 2019 года

Судья Забайкальского районного суда Забайкальского края Горбаткова Е.В., при секретаре Страмиловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Забайкальск административное дело в отношении общества с ограниченной ответственностью (ООО) «СИБЛЕС», ИНН 0326020884, КПП 032601001, ОГРН 1040302970817, юридический адрес: РФ, 670045, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. 502 КМ, полигон, этаж 2, кааб.5, кв.2 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( КоАП РФ),

у с т а н о в и л:

25 октября 2018 года главным государственным таможенным инспектором ОТО и ТК таможенного поста ЖДПП вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «СИБЛЕС» по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, в связи с недекларированием по установленной форме товаров.

25 апреля 2019 года в отношении ООО «СИБЛЕС» составлен протокол об административном правонарушении.

На основании определения от 28 июня 2019 года дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в суд.

В отзыве представитель Общества выразил несогласие с протоколом об административном правонарушении, по мнению представителя в данном случае отсутствует событие административного правонарушения, а в действиях Общества - состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ. Представленные таможенным органом доказательства, а именно акт таможенного досмотра и заключение таможенного эксперта Скорнякова Е.А., являются недопустимыми доказательствами, так как получены с нарушением закона. Выводы таможенного органа опровергаются, назначенной по его решению повторной таможенной экспертизой, проведенной экспертом Экспертного Центра Санкт-Петербургского лесотехнического университета Леонтьевым Л.Л. А также заключениями ООО «Независимая экспертиза» и ООО «Лесэксперт». Центр стандартизации и сертификации лесоматериалов». Также в отзыве указано на то, что Общество не было уведомлено о проведении таможенного досмотра. Уведомление о проведении таможенного досмотра было направлено Обществу почтовым отправлением 24 июля 2018 года письмом за №46-03-18/Ф05748. Данное письмо с вложениями – уведомлением о проведении таможенного досмотра 25.07.2018 и требованием о предоставлении товаров получено Обществом 08.08.2018. Уведомление направленное 24.07.2018 о таможенном досмотре нельзя признать, учитывающим разумные сроки прибытия представителя Общества, при транспортной удаленности в 1200 км. между городами Улан-Удэ и Забайкальск. В указанный день таможенный досмотр не был проведен, о назначении проведения таможенного досмотра на 30 августа 2018 года Общество не уведомлялось. Таким образом, таможенный орган не выполнил, возложенные на него законом обязанности, тем самым нарушил права декларанта на участие при проведении досмотра. Нарушение проведения процедуры таможенного досмотра влечет признание, составленного по его результатам акта недопустимым доказательством. Кроме того, заключение таможенного эксперта Скорнякова Е.А. от 09.10.2018 составлено с нарушением требований гл. 53 ТК ЕАЭС. В соответствии с ч.1 ст.390 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза проводится в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов и документов для проведения таможенной экспертизы. В соответствии с заключением эксперта документы получены им 07.09.2018. Двадцать рабочих дней истекли 05.10.2018. В заключении указано на приостановление экспертизы на шесть рабочих дней, однако в нарушение пункта 2 ст.390 ТК ЕАЭС, пунктов 10-11 ст.335 ФЗ №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. 03.08.2018г.) не указаны решения таможенного органа о приостановлении производства экспертизы. В нарушение установленного порядка приостановления срока проведения экспертизы, декларант не был уведомлен о приостановлении экспертизы. Исследование, проведенное экспертом, не отвечает требованиям п.3 ст. 394 ТК ЕАЭС, в соответствии с которым эксперт обязан подготовить заключение на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований. Согласно заключению таможенного эксперта, товар идентифицирован как грубо окантованный (грубо брусованный лесоматериал) хвойных пород из сосны обыкновенной в количестве 234 единиц. В своем заключении эксперт в числе используемых справочных материалов указывает Единую товарную номенклатуру ЕАЭС и пояснения. Однако для определения идентификационных признаков не использует описание в Товарной номенклатуре и пояснениях. Группа 4403 описана как «лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованный или неокантованные». В пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС по данной товарной позиции указано, что в данную товарную позицию также включается древесина, грубо окантованная на четыре канта, которая представляет собой стволы или участки стволов деревьев, поверхность которых стесана топором, стругом или грубо отпилена так, что ее поперечное сечение имеет прямоугольную форму (включая квадратную); древесина, грубо окантованная на четыре канта, отличается присутствием неровных участков или остатков коры. Таким образом, при квалификации грубо окантованных лесоматериалов в качестве отличительных признаков должны быть использованы следующие: грубо окантованный лесоматериал должен быть участком ствола, у которого в результате стесывания топором, стругом или грубого пиления сформированы поверхности и прямоугольное поперечное сечение, имеются неровности и участки с корой (обзол). В заключении таможенный эксперт не дает понятия «кантование», не описывает признаков «грубого окантования» у спорного товара, а также наличие «стесывания топором, стругом или грубого пиления». Напротив, при описании товара (исследовательская часть заключения) указано, что на пропиленных пластях пилопродукция имеет шершавую фактуру, следы трасс от механического воздействия пилы в результате продольного пиления. Следы от воздействия строгательного ножа, шлифовального круга, топора, струга отсутствуют. Представленные лесоматериалы выработаны путем продольного деления бревен с четырех сторон. Данное описание соответствует описанию товара в декларации признакам группы 4407 ТН ВЭД. Выводы таможенного эксперта не основаны на фактических данных, противоречат исследовательской части и не отвечают принципу объективности. Выводы таможенного эксперта опровергаются заключениями трех экспертиз. Также в отзыве указано на факт выполнения Обществом обязанности по декларированию товаров, в том числе по указанию классификационного кода товаров ТН ВЭД. В протоколе нет указания на то, что количественные характеристики товара и его описание расходятся с фактически установленными, следовательно, в действиях Общества отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Указание неверного классификационного кода не образует состава административного правонарушения, а сам факт не является событием административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. В силу п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 при заявлении декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их квалификационном коде, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Таможенным органом не принято решение об изменении классификации товара. Суд не может переквалифицировать действия Общества, так как у таможенного органа отсутствует решение об иной классификации товара по ТН ВЭД, чем заявлено декларантом. Выпуск товара осуществлен уполномоченным органом с признанием факта соблюдения декларантом необходимых требований таможенного законодательства. В том числе по классификации товара по подсубпозиции 4407119300 ТК ЕАЭС. Данное решение таможенного органа не отменено. С учетом всего изложенного в материалах дела отсутствуют данные и доказательства о наличии в действиях ООО «СИБЛЕС» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ. ООО «СИБЛЕС» просит прекратить производство по делу об административном правонарушении предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ на основании п.п. 1,2 ст. 24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель таможенного органа Архипов Д.А. просил привлечь ООО «СИБЛЕС» к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, указывая на факт недекларирования товара.

Представитель ООО «СИБЛЕС» Хабази О.М. в судебном заседании вину не признала, поддержала позицию, изложенную в отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 79 ТК ЕАЭС таможенные операции совершаются таможенными органами в местах их нахождения и во время их работы.

В силу ч. 1 ст. 80 ТК ЕАЭС лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с настоящим Кодексом для совершения таможенных операций.

В соответствии со ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.

Согласно ч. 1, ч. 7 ст. 109 ТК ЕАЭС таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании регистрировать таможенные декларации. Подача декларации на товары не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, за исключением случаев, когда подача декларации на товары на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары, если иное не установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Законодательством государств-членов может быть предусмотрено право декларанта представлять до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса, а также может быть установлен порядок представления указанных документов.

Материалами дела установлено, что 24.07.2018 агентом станции Забайкальск Забайкальской железной дороги - филиала ОАО «Российский железные дороги» (ст. Забайкальск) в дежурную смену отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Забайкальск Читинской таможни (ОТО и ТК т/п ЖДПП Забайкальск) для получения разрешения на убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) представлены документы на товары, перемещаемые в железнодорожных вагонах № №54239066, 54233820, 54237920, 54233663, 54236245, прибывших по ж/д накладным №№ 25591653, 25597609, 25597798, 25597838,25597738 с товаросопроводительными документами: счет-фактурами №№ 8519/6 от 11.07.2018, 8519/7 от 11.07.2018, 8519/11 от 12.07.2018, 8519/8 от 12.07.2018, 8519/9 от 12.07.2018, фитосаниарными сертификатами №№ 156030617110718033,156030617110718034, 156030617110718035, 156030605130718018, 156030605130718014.

Данные ж/д вагоны с товарами оформлены по декларации на товары № 10602050/100718/0010959.

Из содержания декларации (гр. 31) усматривается, что был задекларирован: товар № 1 – пиломатериалы (брус, брусок, доска), хвойных пород из сосны обыкновенной (PINUS SYLVESTRIS), распиленные вдоль, нестроганные, необтесанные, нешлифованные, не имеющие соединения в шип, объем с учетом максимальных припусков 1030 м.куб., объем с учетом номинальных размеров 1010 м.куб., дл. 3000 мм-6000 мм (+50 мм), дл.3050мм-6050 мм, тл./ш. 30мм-32мм (+3мм), тл./ш. 33мм-35мм, тл./ш.33мм-100мм (+3 мм), тл./ш. 36мм – 103мм, тл./ш. 101 мм-450мм (+3мм), тл./ш. 104 мм-453мм. Код товара - 44071199300.

Согласно сведениям, содержащимся в декларации, отправителем и декларантом товара является ООО «СИБЛЕС».

В соответствии с п. 45 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под товаром понимается любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под ввозом товаров на таможенную территорию Союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

Как следует из материалов дела, в период с 30.08.2018 по 04.09.2018 на открытой площадке грузового двора МЧ-5 станции Забайкальск проведен таможенный досмотр (АТД № 10612120/040918/000574) товаров, выгруженных из ж/д вагонов №№ №54239066, 54233820, 54237920, 54233663, 54236245 (л.д. 87-193 т.1), в результате которого был обнаружен незадекдарированный товар: грубо окантованный (грубо брусованный) лесоматериал хвойных пород из сосны обыкновенной «Pinus Sylvestris» в количестве 234 единиц, выработанный пилением, не строганный, не обтесанный, не лущеный, не шлифованный не имеющий соединения в шип, фактическим объемом 21,299 куб.м., классифицируемый в товарных подсубпозициях 4403 22 900 0 и 4403 21 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Согласно материалам дела, 05.09.2018 таможенным органом принято решение о назначении таможенной экспертизы (л.д.209-210 т.1).

Из заключения таможенного эксперта № 12408050/0029891 от 09.10.2018 следует, что выявленные в ходе таможенного досмотра лесоматериалы в количестве 234 единиц идентифицированы как грубо окантованный (грубо брусованный) лесоматериал хвойных пород из сосны обыкновенной, выработанный пилением, не строганный, не обтесанный, не лущенный, не имеющий соединения в шип (л.д.211-222 т.1).

Установление данного факта послужило основанием для возбуждения 25.10.2018 в отношении ООО «СИБЛЕС» административного производства по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Пилопродукция, явившаяся предметом административного правонарушения, 26.10.2018 изъята и передана на ответственное хранение ИП Гнеуш В.А. (л.д. 87-193, т.1).

В соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как разъяснено в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Как отмечалось выше, при проведении мероприятий таможенного контроля обнаружено, что фактически для отправки на экспорт Общество погрузило в железнодорожные вагоны лесоматериал из сосны обыкновенной в количестве 234 единиц, объемом 21,299 м.куб. с признаками грубо брусованного, классифицируемого в товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что при отнесении пилопродукции к грубо окантованной (грубо брусованной) таможенный орган исходил из разъяснений, содержащихся в п. 62 Распоряжения Федеральной таможенной службы от 15.08.2014 № 233-р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров», которое зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2014 № 34606.

В названном пункте указано, что грубо брусованный лесоматериал товарной позиции 4403 ТН ВЭД ТС - лесоматериал, за исключением товаров, классифицируемых в товарной позиции 4406 ТН ВЭД ТС, полученный из бревна, обработанного в продольном направлении с двух - четырех сторон, поверхности которого стесаны топором, стругом или грубо отпилены, при этом по всей длине лесоматериала, за исключением стесанных или пропиленных участков, как правило, присутствует кора или остатки коры, требующий дальнейшей обработки при необходимости получения двух-, трех-, четырехбитного бруса, пиломатериалов или другой пилопродукции, не имеющий установленных размеров.

В обоснование доводов о том, что Обществом перемещался лесоматериал, не заявленный в декларации на товар, таможенный орган ссылается на заключение таможенного эксперта № 12408050/0029891 от 09.10.2018.

Из положений ст. 26.2 КоАП РФ следует, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На основании ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В ходе административного расследования таможенным органом по ходатайству представителя Общества 03.04.2019 была назначена повторная товароведческая экспертиза, проведение которой было поручено Экспертному Центру Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт – Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова» (л.д.173-177 т.2).

По итогам проведенных исследований экспертной организацией представлено заключение № 19/04/02-э от 19.04.2019 (л.д.187-197 т.2).

Согласно выводам, содержащимся в данном заключении, характеристики предмета административного правонарушения по делу об АП № 10612000-2572/2018 (лесоматериалы из сосны обыкновенной, в количестве 234 единиц, фактическим объемом 21,299 м.куб.) не соответствуют критериям, изложенным в п. 62 Распоряжения ФТС России от 15.08.2014 № 233-Р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров». Осмотренные пиломатериалы в количестве 234 единиц не являются необработанными лесоматериалами, не являются грубо брусованными (грубо окантованными) лесоматериалами, которые получаются из бревна, обработкой боковых поверхностей стесыванием топором, стругом или грубым спиливанием. Они не имеют по всей длине со всех сторон обзолов с корой или без коры, и не требуют дальнейшей обработки для получения бруса. Боковые поверхности объектов исследования не являются грубо отпиленными. Имеющиеся на боковых поверхностях риски свидетельствуют о том, что данные пиломатериалы были произведены с использованием пильных рам или круглопильных станков, обеспечивающих высокую точность распиловки, при которой не требуется последующая дополнительная распиловка.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Судья, проанализировав содержание заключения таможенного эксперта № 12408050/0029891 от 09.10.2018 и содержание экспертного заключения № 19/04/02-э от 19.04.2019 Экспертного Центра Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт – Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова» считает необходимым принять во внимание экспертное заключение № 19/04/02-э от 19.04.2019.

Выводы, содержащиеся в экспертном заключении № 19/04/02-э от 19.04.2019, сделаны экспертом после фактического осмотра предмета административного исследования. Выводы эксперта являются исчерпывающими, объективными, последовательными, аргументированными. Кроме того, заключение выполнено экспертом, имеющим познания в области древесиноведения, стаж экспертной работы 25 лет.

Довод представителя таможенного органа о том, что экспертное заключение не может быть принято при рассмотрении дела, поскольку выводы экспертном сделаны только на исследовании вопроса оборудования, с помощью которого получена пилопродукция, судья находит неубедительным.

Исходя из п. 62 Распоряжения ФТС России от 15.08.2014 № 233-Р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров» для отнесения лесоматериала к грубо брусованному (грубо окантованному) лесоматериалу необходимо выяснение вопроса о способе и степени обработки пилопродукции, что при проведении экспертизы и было сделано. В ходе проведения экспертизы эксперт пришел к выводу о том, что при обработке бревен использовались станки высокой точности распиловки. Произведенные на таких станках пиломатериалы не требуют последующей дополнительной распиловки (л.д.189 т.2).

Кроме того, соглашаясь с позицией представителя Общества, о том, что весь товар, перемещаемый по декларации на товары № 10602050/100718/0010959, был задекларирован,

судья принимает во внимание заключение экспертизы на лесоматериалы, выполненное ООО «Независимая экспертиза» № 062/1-2018 от 23.09.2018.

Согласно данному заключению (исследовательская часть), идентификация и проверка проводилась по размерам товара и допускаемым ГОСТ 8486-86 порокам древесины. Товар является пилопродукцией из древесины, полученной в результате продольного деления бревен и продольного и поперечного деления полученных частей в соответствии с ГОСТ 18288-87 «Производство лесопильное». Наличие на поверхности исследуемого товара рисок, выщербин, вырывов, волнистости поверхности, тупых обзолов или иных пороков, установленных ГОСТ 2140-81 «Видимые пороки древесины» допустимо в различных сортах пиломатериалов в соответствии с требованиями ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия». В соответствии с Пояснением к Товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС, основные идентификационные признаки грубо окантованного материала: отсутствие обработки, а именно распиловки; древесина должна быть в виде стволов и иметь следы обработки топором, стругом или грубого пиления. Ни одного из вышеперечисленных признаков у представленной на исследование продукции не имеется.

Согласно выводам экспертного заключения № 062/1-2018 от 23.09.2018, предъявленный на экспертизу товар в количестве 234 единиц является лесоматериалами, распиленными вдоль, хвойных пород из сосны обыкновенной, нестроганные, необтесанные, нешлифованные, не имеющие соединения в шип, обрезные, необрезные, с обзолом, без обзола с корой, без коры, бессортовые, используются в строительстве, соответствует требованиям ГОСТ 8486-86. Исследованный товар не является грубо окантованным (грубо брусованным) лесоматериалом. Исследованный товар соответствует классификационному коду 4407 11 93 00 ТН ВЭД ЕАЭС, указанному в графе 31 декларации.

Выводы, указанные в экспертном заключении № 19/04/02-э от 19.04.2019 Экспертного Центра Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт – Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова» согласуются с выводами экспертного заключения № 062/1-2018 от 23.09.2018, которая содержит исчерпывающие выводы по вопросу обработки товара, наличия дефектов и признаков грубо окантованности.

Данные экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым нормами действующего законодательства, дают ответы на поставленные вопросы, оснований для признания экспертных заключений необоснованным, недостоверным, не имеется.

Указание представителя таможенного органа на то, что экспертное заключение № 19/04/02-э от 19.04.2019 не может быть принято во внимание, поскольку в заключении имеется вывод о классификации товара, судья находит необоснованным. Из содержания заключения следует, что экспертом сделан вывод о том, что классификационный код 4407 11 9300 ТН ВЭД ЕАЭС соответствует сведениям, заявленным в графе 31 декларации. Выводов о необходимости классификации товара в указанной товарной позиции, заключение не содержит. Кроме того, вывод о соответствии или несоответствии товара классификационному коду обусловлен наличием соответствующего вопроса, постановленного на разрешение эксперта.

Выводы, изложенные в заключении таможенного эксперта № 12408050/0029891 от 09.10.2018, судья ставит под сомнение. Так, в заключении эксперт ссылается на наличие у исследуемого товара трасс от механического воздействия пилы в результате продольного пиления, при этом делается вывод о том, что товар относится к грубо окантованному. И основанием для отнесения товара к такой категории эксперт указывает Распоряжение ФТС России № 233-р от 15.08.2014. При этом не приводит установленные в ходе экспертизы признаки, на основании которых он пришел к такому выводу.

Кроме того, судьей во внимание принимается тот факт, что исследование товара таможенным экспертом проводилось в период с 10 час. 00 мин. до 11 час. 30 мин. 13.09.2018, тогда как на исследование товара эксперту ООО «Независимая экспертиза» потребовался период с 06.09.2018 по 08.09.2018. Указанное обстоятельство, по мнению судьи, свидетельствует о более тщательном исследовании каждой единицы пилопродукции экспертом ООО «Независимая экспертиза».

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, судья приходит к выводу о том, что Обществом через таможенную границу Союза перемещался товар, сведения о котором заявлены в декларации на товары. С учетом заключений экспертов, оснований полагать, что при таможенном досмотре был выявлен товар отличный от того, который был заявлен в декларации, не имеется.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, производство по административному делу, возбужденному в отношении ООО «СИБЛЕС» по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ надлежит прекратить, изъятый товар возвратить собственнику для дальнейшего оформления в соответствии с таможенным законодательством.

Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 29.9 и ст. 29.10 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «СИБЛЕС» по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изъятый товар: лесоматериалы хвойных пород из сосны обыкновенной, не шлифованные, не строганные, не обтесанные, не имеющие соединения в шип в количестве 234 шт., объемом 21,299 м.куб. – возвратить ООО «СИБЛЕС» в соответствии с таможенным законодательством.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти дней со дня получения его копии в Забайкальский краевой суд.

Судья Забайкальского

районного суда Е.В. Горбаткова