Челябинский Областной суд - Судебный акт №А3-001030-03/2011 table.main tr.row td.cell div.block div.paragraph .font0 font:9.00pt "Times New Roman", serif; .font1 font:10.00pt "Times New Roman", serif; .font2 font:11.00pt "Times New Roman", serif; .font3 font:14.00pt "Times New Roman", serif;
№4a11-621
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 июля 2011г. г.Челябинск
Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица ООО «Прометей» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Еманжелинска Челябинской области от 25 февраля 2011г. и решение судьи Еманжелинского городского суда Челябинской области от 30 марта 2011г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении ООО «Прометей»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Еманжелинска Челябинской области от 25 февраля 2011г. ООО «Прометей» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Еманжелинского городского суда Челябинской области от 30 марта 2011г. указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе законного представителя юридического лица ООО «Прометей» ФИО1, поданной в порядке надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что 08 февраля 2011г. ООО «Прометей» по адресу: <...>, в зданиях котельных, расположенных по адресам: <...> Больничная, 31, Гастелло, 38; 35-й квартал, не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно не выполнены требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного и социального назначения, тем самым ООО «Прометей» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
2
Поскольку факт совершения административного правонарушения ООО «Прометей» подтвержден протоколом об административном правонарушении, актом проверки № 75/4 от 08 февраля 2011г., другими доказательствами, вывод мирового судьи о наличии в действиях ООО «Прометей» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, является правильным.
Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены мировым судьей в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Субъектом указанного административного правонарушения могут быть должностные и юридические лица, не выполняющие предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
07 апреля 2006г. ООО «Прометей» поставлено на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Челябинской области, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 13, 14).
Согласно уставу целью деятельности ООО «Прометей» является наиболее полное удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, связанных с деятельностью по обеспечению работоспособности котельных, получение прибыли (л.д. 24).
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника отдела государственного пожарного надзора Коркинской зоны № 75/4 от 13 января 2011г. заместителем начальника ОГПН Коркинской зоны УГПН ГУ МЧС России по Челябинской области 08 февраля 2011г. проведена плановая проверка деятельности ООО «Прометей», в котельных, расположенных по адресу: <...>, котельная №52; ул. Энгельса, 10 «а», котельная № 26; ул. Больничная, 31, блочная котельная; ул. Гастелло, 38, блочная котельная; 35-ый квартал, блочная котельная.
В ходе указанной проверки заместителем главного государственного инспектора г. Челябинска по пожарному надзору были выявлены нарушения требований Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона от 22 августа 1995г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федерального закона от 12 февраля 1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановления
3
Правительства РФ от 30 декабря 2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Постановления Правительства РФ от 04 сентября 2003г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 01 марта 1993г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», а также Приказов МЧС РФ от 04 ноября 2004г. № 506, от 21 декабря 2005г. № 993, от 14 ноября 2008г. № 687 в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно установлено, что в ООО «Прометей»: не определен резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на предприятии; не проведены в 2010г. и не запланированы на 2011г. командно-штабные, тактико-специальные учения (тренировки) с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций; не разработаны паспорта безопасности на потенциально-опасные объекты (котельные); работники предприятия не обеспечены средствами индивидуальной защиты на 105%; на предприятии отсутствует локальная система оповещения рабочих, служащих предприятия, населения на случай пожара, чрезвычайных ситуаций; план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС и ОПБ на 2011г. не разработан; на предприятии не создана комиссия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях (ПУФ), не определено положение о комиссии по ПУФ, отсутствует план работы комиссии по ПУФ на 2011г.; не заключен договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием (службой, имеющей соответствующую лицензию и (или) аттестованной в установленном порядке).
По результатам проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера были составлены акт проверки № 75/4 от 08 февраля 2011г., протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, также ООО «Прометей» выдано предписание № 75/4/75-21 от 08 февраля 2011г. по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 2-6).
Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон № 68-ФЗ).
Согласно ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет
4
органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
В ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
5
Согласно ст. 20 Федерального закона № 68-ФЗ руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
В ст. 24 Федерального закона № 68-ФЗ указано, что организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного, поскольку ООО «Прометей» осуществляет деятельность, в том числе по обеспечению работоспособности котельных, по производству, передаче и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), то ООО «Прометей» обязано выполнять предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно выполнять требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
На основании изложенного, вывод мирового судьи о наличии в действиях ООО «Прометей» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, является правильным.
Протокол об административном правонарушении соответствует ст. 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела, описано событие административного правонарушения (л.д. 9).
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ООО «Прометей» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Утверждение в жалобе о том, что дело об административном правонарушении было рассмотрено мировым судьей в отсутствие законного представителя ООО «Прометей» и без его надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения дела, повлечь отмену состоявшихся по делу судебных постановлений не может.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
6
В целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Согласно материалам дела мировым судьей по адресу, указанному в протоколе об административном правонарушении, ООО «Прометей» направлялась судебная повестка, однако она была возвращена почтой в суд с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу» (л.д. 29).
Следовательно, приняв необходимые меры по надлежащему извещению ООО «Прометей» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, мировой судья правомерно рассмотрел дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что согласуется с требованиями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Кроме того, законный представитель ООО «Прометей» ФИО2 30 марта 2011г. присутствовал при рассмотрении судьей городского суда жалобы законного представителя ООО «Прометей» ФИО1 на не вступившее в законную силу постановление мирового судьи от 25 февраля 2011г. и пользовался всеми процессуальными правами, предоставляемыми КоАП РФ, в связи с чем не имеется оснований полагать, что право ООО «Прометей» на судебную защиту было нарушено.
Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности ООО «Прометей».
Судьей городского суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП
7
РФ. При этом мировой судья учел имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественный порядок и общественная безопасность, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.12, 30.16-30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Еманжелинска Челябинской области от 25 февраля 2011г. и решение судьи Еманжелинского городского суда Челябинской области от 30 марта 2011г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении ООО «Прометей» оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица ООО «Прометей» ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда