ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11 от 18.02.2016 Томского областного суда (Томская область)

Дело № 44у- 10, 11, 12/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

президиума Томского областного суда

г. Томск 18 февраля 2016 года

Президиум Томского областного суда в составе:

председательствующего Школяр Л.Г.,

членов президиума: Полякова В.В., Синяковой Т.П., Ахвердиевой И.Ю., Уваровой Т.В., Сотникова А.В. и Павлова А.В.,

при секретаре Черепановой М.А.,

с участием первого заместителя прокурора Томской области Дружинина М.В., заявителя ФИО1 и его защитника – адвоката Тюляндиной С.Г., представителя Министерства финансов РФ – ФИО2

рассмотрел материалы дела по кассационному представлению прокурора Томской области Романенко В.А., кассационным жалобам реабилитированного ФИО1 и представителя Министерства финансов РФ ФИО2 о пересмотре постановления Кировского районного суда г. Томска от 11 декабря 2014 года и апелляционного постановления Томского областного суда от 16 сентября 2015 года.

Постановлением Кировского районного суда г. Томска от 11 декабря 2014 года заявление ФИО1 о возмещении имущественного вреда в связи с реабилитацией удовлетворено частично, взыскано с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в его пользу в счет неполученной заработной платы за период отстранения от должности до увольнения /__/ руб., невыплаченных премий и материальной помощи в сумме /__/ руб., возмещения расходов по оплате труда адвоката за оказание юридической помощи /__/ руб.

Апелляционным постановлением Томского областного суда от 16 сентября 2015 года постановление изменено, постановлено взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу ФИО1 в счет неполученной заработной платы, в том числе доход от хозрасчетной деятельности Томской лаборатории судебной экспертизы Минюста России: за период отстранения от должности начальника Томской лаборатории судебной экспертизы Минюста России до увольнения с 17 апреля 2002 года по 15 июля 2004 года с учетом индексации /__/ руб., за период его увольнения с должности начальника Томской лаборатории судебной экспертизы Минюста России с 15 июля 2004 года по 30 сентября 2004 года с учетом индексации /__/ руб. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В кассационных представлении и жалобах выражается несогласие с апелляционным постановлением в связи с нарушением уголовно-процессуального закона.

Заслушав доклад судьи Томского областного суда Павлова А.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных решений, мотивы кассационных представления и жалоб, выслушав пояснения заявителя и его защитника, поддержавших доводы своей кассационной жалобы, представителя Министерства финансов РФ и прокурора, поддержавших доводы кассационного представления и кассационной жалобы, президиум Томского областного суда

установил:

постановлением Кировского районного суда г. Томска от 11 декабря 2014 года заявление ФИО1 о возмещении имущественного вреда в связи с реабилитацией удовлетворено частично, взыскано с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в его пользу в счет неполученной заработной платы за период отстранения от должности до увольнения /__/ руб., невыплаченных премий и материальной помощи в сумме /__/ руб., возмещения расходов по оплате труда адвоката за оказание юридической помощи /__/ руб.

Обжалуемым апелляционным постановлением Томского областного суда от 16 сентября 2015 года постановление изменено, постановлено взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу ФИО1 в счет неполученной заработной платы, в том числе доход от хозрасчетной деятельности Томской лаборатории судебной экспертизы Минюста России: за период отстранения от должности начальника Томской лаборатории судебной экспертизы Минюста России до увольнения с 17 апреля 2002 года по 15 июля 2004 года с учетом индексации /__/ руб., за период его увольнения с должности начальника Томской лаборатории судебной экспертизы Минюста России с 15 июля 2004 года по 30 сентября 2004 года с учетом индексации /__/ руб. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными решениями. Указывает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на заключении судебно-бухгалтерской экспертизы от 07 августа 2015 года № 8010. Однако в данном заключении исключен период с 01 января 2007 года по 31 декабря 2011 года, поскольку доплата начальнику ТЛСЭ из средств от приносящей доход деятельности не начислялась. Указанные денежные средства перечислялись в бюджет. Однако начальники лабораторий судебных экспертиз получали стимулирующие выплаты из бюджета. Кроме того, по ходатайству прокурора была проведена дополнительная судебно-бухгалтерская экспертиза, поскольку, по мнению прокурора, экспертом был неверно рассчитан доход начальника ТЛСЭ от хозрасчетной деятельности в размере 5% на основании приказа по ТЛСЭ № 44 от 18 июня 1999 года. Согласно приказу № 71 от 25 июня 2002 года приказ № 44 был отменён, и 01 августа 2002 года и.о. начальника ТЛСЭ издан приказ № 88, согласно которому размер доплаты и.о. начальника ТЛСЭ от хозрасчетной деятельности составил с 01 августа 2002 года 3%. В связи с этим экспертом Е. была проведена дополнительная экспертиза, в соответствии с которой сумма подлежащей начислению доплаты начальнику ТЛСЭ, предусмотренная из средств приносящей доход деятельности, за период с 15 июля 2004 года по 30 сентября 2014 года была снижена с /__/ рублей до /__/ рублей. Считает, что указанные расчеты не являются объективными, так как приказ № 88 был в течение непродолжительного времени отменён по представлению инспекции по труду Томской области как незаконный. Во исполнение представления и.о. начальника ТЛСЭ был издан приказ, в соответствии с которым были установлены индивидуальные надбавки для каждого сотрудника ТЛСЭ, в том числе за и.о. начальника ТЛСЭ сохранилась надбавка 5%. В заключении судебно-бухгалтерской экспертизы от 07 августа 2015 года № 8010 указано, что эксперту не представлены документы, определяющие виды и размер оплаты труда ФИО1 за период с 15 июля 2004 года по 30 сентября 2014 года, определить, какие выплаты подлежали начислению и выдаче ФИО1 в исследуемом периоде, не представляется возможным. В связи с чем полагает, что заключение эксперта не является объективным и полным, что привело к нарушению его прав, предусмотренных ст. 1070 ГК РФ. Просит судебные решения изменить и взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в его пользу /__/ рублей.

В кассационном представлении прокурор выражает несогласие с апелляционным постановлением в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и существенным нарушением уголовно-процессуального закона. Ссылаясь на п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 года № 17 «О практике применения судами норм главы 18 УПК РФ, рег­ламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве», считает, что доказыванию в судебном заседании подлежит не только размер утраченной лицом заработной платы, но и то, что лицо ее лишилось в результате уголовного преследования. Суд апелляционной инстанции пришел к необоснованному выводу о наличии причинно-следственной связи между привлечением ФИО1 к уголовной ответственности и его увольнением только в связи с двумя обстоятельствами – невозможностью доказать обратное и в связи с тем, что увольнение имело место в период привлечения ФИО1 к уголовной ответственности. Однако доказательства, свидетельствующие о том, что увольнение ФИО1 вы­звано его привлечением к уголовной ответственности, в нарушение требований вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, в апелляционном поста­новлении не приведены и в материалах дела отсутствуют. Кроме того, все исследованные судом доказательства свидетельствуют о доказанности того, что увольнение ФИО1 хотя и имело место в период при­влечения его к уголовной ответственности, но с уголовным преследованием ни­как не связано. Согласно приказу Минюста России от 15 июля 2004 года № 896-к основанием для увольнения ФИО1 явилось решение руководства Министерства юстиции Рос­сийской Федерации. В апелляционном постановлении со ссылкой на ответ Минюста России утверждается об отсутствии в архиве Министерства такого решения. В письме Минюста России от 03 марта 2015 года № 02-23481 указывается, что на основании Регламента Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Мин­юста России от 27 января 2010 года № 8, решения Минюста России оформляются в виде приказов и распоряжений или, в случаях, установленных законодательством РФ, в виде иных актов (т.3 л.д.34). Поскольку решение руководства Министерства в данном случае оформлено в виде приказа об увольнении, никакого дополнительного документа с наименованием «решение» не требовалось. В приказе № 896-к отсутствует указание на то, что увольнение ФИО1 связано с привлечением его к уголовной ответственности. В вышеуказанном письме имеется ссылка на ст.278 ТК РФ, однако поста­новлением Конституционного Суда РФ от 15 марта 2005 года № 3-П определено, что увольнение руководителя организации по основанию, предусмотренному п.2 ст.278 ТК РФ, не рассматривается в качестве меры юридической ответственно­сти, поскольку исходит из того, что увольнение в этом случае не вызвано про­тивоправным поведением руководителя (т.3 л.д.34). Письмом за подписью заместителя Министра от 19 марта 2004 года № 13/2972-ОХ ФИО1 был предупрежден о предстоящем увольнении, в качестве основания которого указывалось не его привлечение к уголовной ответственности, а пре­образование ТЛСЭ (т. 1 л.д.62). Затем письмом Минюста России от 26 апреля 2004 года № 13/4211-ОХ, в связи с отсутствием вакантных должностей, соответствующих его квалификации, ФИО1 предложено было заключить гражданско-правовой договор на проведение экс­пертиз (т.1 л.д.78). Таким образом, какой-либо связи между увольнением ФИО1 и привлечением его к уголовной ответственности из данного документа не усмат­ривается. Судом апелляционной инстанции проигнорированы указанные доказательства и пояснения самого заявителя о том, что решение об увольнении им обжаловалось в судебном порядке, но при­каз оставлен без изменения (т.2 л.д.213). ФИО1 пояснил, что при рассмотрении дела судом второй инстанции суд принял решение о том, что он злоупотребил пра­вом, не сказав в свое время, что у него имеется больничный лист, поэтому ему отказали в восстановлении (т.3 л.д.79). Таким образом, утверждение суда о невозможности достоверно устано­вить, что увольнение заявителя не связано с привлечением его к уголовной ответственности, опровергается приведенной совокупностью доказательств, кото­рые надлежащей оценки в апелляционном постановлении не получили. Стороной защиты какие-либо доказательства, свидетельствующие о взаи­мосвязи увольнения ФИО1 с привлечением его к уголовной ответственности, не представлены. ФИО1 под стражей не находился и никаких препятствий для его трудоустройства не было. После увольнения с должности начальника ТЛСЭ заявитель с 08 ноября 2005 года работал в должности директора ООО «/__/», где имел определенный заработок, который в судебном заседании не устанав­ливался. Совмещение данной деятельности с работой в должности начальника ТЛСЭ невозможно, в связи с чем вывод суда о том, что заявитель был лишен заработной платы с 08 ноября 2005 года по день подачи в суд заявления в порядке главы 18 УПК РФ, является несостоятельным. Считает, что суд, в силу п. 17 по­становления Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 года № 17, придя к выводу о том, что увольнение ФИО1 связано с его уголовным преследованием, должен был при­нять меры по выяснению вопроса, лишился ли заявитель заработной платы и в каком размере. Таким образом, судом не установлено ни одно из обстоятельств, дающих основания для удовлетворения требований заявителя о взыскании неполученной заработной платы с момента его увольнения с должности начальника ТЛСЭ и до дня подачи им в суд заявления в порядке ст. 135 УПК РФ. Вместе с тем, вопреки исследованным доказательствам и положениям пп. 10, 15, 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 года № 17, суд апелляционной инстанции принял решение об удовлетворении указанных тре­бований ФИО1 Выводы апелляционной инстанции в час­ти взыскания в пользу ФИО1 с Министерства финансов Российской Федера­ции за счет казны Российской Федерации в счет неполученной заработной пла­ты за период отстранения от должности начальника ТЛСЭ с 17 апреля 2002 года и до увольнения 15 июля 2004 года немотивированны. В апелляционном постановлении не указано, каким образом суд получил указанную сумму. Суд сослался на заключения бухгалтерских экспертиз, по­казания эксперта Е., в которых указаны различные цифры, но расчет указанной в резолютивной части суммы не приведен, из чего она складывается судом не указано. Все суммы указаны с учетом индексации, расчет которой так­же отсутствует. Судом апелляционной инстанции размер заработной платы, которой ли­шился заявитель, не установлен. В апелляционном постановлении указывается, что суд не согласен с выводами суда первой инстанции только в той части, что не подлежит удовле­творению требование ФИО1 о взыскании ежемесячной выручки от хозрасчет­ной деятельности ТЛСЭ. Однако судом существенно увеличена и сумма денежных средств, взысканных в счет неполученной заработной платы судом первой инстанции. В апелляционном постановлении суд не указал, в связи с чем изменено постановление суда первой инстанции и почему он не согласен с выводами и расчетами рай­онного суда в данной части. Суд второй инстанции не привел расчеты, доказательства и мотивы принятого решения. Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что за период отстранения от должности ФИО1 произведены определенные выплаты, кото­рые были обоснованно учтены судом первой инстанции при расчете суммы не­полученной заработной платы. Содержание апелляционного постановления не позволяет установить, произведены ли эти вычеты судом второй инстанции либо в пользу заявителя повторно взысканы теже, которые им были уже получены. Ссылаясь на ч.1 ст. 129 ТК РФ и ст. 191 ТК РФ, считает, что учитывая то обстоятельство, что ФИО1 не осуществлял трудовую деятельность в период его отстранения от должности, невозможно говорить о добросовестном исполне­нии им трудовых обязанностей. Следовательно, премии и стимулирующие вы­платы возмещению не подлежат. Кроме того, приказами Министра юстиции Российской Федерации № 603-к от 24 февраля 2002 года «О премировании руководителей территориальных органов юсти­ции и судебно-экспертных учреждений Минюста России за 1 квартал 2002 года», № 206 от 24 июля 2002 года «О премировании руководителей территориальных орга­нов юстиции и судебно-экспертных учреждений Минюста России за второй квартал 2002 года и об оказании материальной помощи руководителям судебно-экспертных учреждений» ФИО1 был лишен выплаты премиального вознагра­ждения. Суд апелляционной инстанции не дал оценки доводам апелляционного представления. Считает, что выводы суда апелляционной инстанции противоречат исследованным в судебном заседании доказательст­вам, в нарушение п.7 ч.3 ст.389.15 УПК РФ мотивы принятого решения не при­ведены. Просит апелляционное постановление отменить и направить материалы дела на новое апелляционное рассмотрение.

В кассационной жалобе представитель Министерства финансов РФ выражает несогласие с апелляционным постановлением в связи с нарушением уголовного и уголовно-процессуального закона. Считает выводы суда апелляционной инстанции о наличии причинно-следственной связи между увольнением ФИО1 с должности начальника ТЛСЭ и его уголовным преследованием и о том, что решение суда первой инстанции основано на предположении об отсутствии такой причинно-следственной связи, необоснованными. Также выражает несогласие с выводами суда о выплате премиального вознаграждения ФИО1, которого он лишился в соответствии с приказами, вынесенными представителем нанимателя, поскольку принятое решение представителя нанимателя, указанное в приказе, не связанно с привлечением к уголовной ответственности и отстранением от должности. Указывает, что премия и размер премии устанавливается на усмотрение представителя нанимателя с учетом фонда оплаты труда и экономии. Основными критериями при определении размера премии являются конкретный вклад и результаты работы. Согласно приказу министра юстиции Российской Федерации № 206 от 24 июля 2002 года обоснованием решения указано на «неоднократное нарушение финансовой дисциплины и недостатки в организационно-кадровой работе», а согласно приказу министра юстиции Российской Федерации № 603-к от 24 апреля 2002 года ФИО1 лишен премии по итогам работы за 1 квартал 2002 года до периода отстранения его от должности. Просит апелляционное постановление отменить, приостановить исполнение апелляционного постановления до окончания производства в суде кассационной инстанции.

Проверив материалы уголовного дела и доводы кассационного представления и кассационных жалоб, президиум Томского областного суда считает, что апелляционное постановление Томского областного суда от 16 сентября 2015 года подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение, в связи с допущенными существенными нарушениями уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, постановлением Кировского районного суда г. Томска от 11 декабря 2014 года заявление ФИО1 о возмещении имущественного вреда в связи с реабилитацией было удовлетворено частично.

Судом апелляционной инстанции указанное постановление суда было изменено, и дополнительно были взысканы в пользу реабилитированного денежные средства.

Вместе с тем президиум проверив, апелляционное постановление Томского областного суда от 16 сентября 2015 года по настоящему делу, считает что вынесено оно с нарушение ст. 7, 389.28 УПК РФ.

Так, в нарушение ст. 389.15 УПК РФ в апелляционном постановлении не приведены правовые основания изменения решения суда первой инстанции.

В нарушение требований ч. 4 ст. 7, ст. 135 УПК РФ расчет указанных в резолютивной части апелляционного постановления сумм, подлежащих выплате реабилитированному, не приведен, из чего они складываются, судом не указано.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом было установлено, что за период отстранения от должности ФИО1 были произведены выплаты, кото­рые были учтены судом первой инстанции при расчете суммы не­полученной заработной платы. Содержание же апелляционного постановления не позволяет установить, произведены ли эти вычеты судом второй инстанции.

Установить и проверить правильность приведенных судом апелляционной инстанции расчетов сумм причиненного ущерба с учетом индексации цен не представляется возможным, что, по мнению президиума, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, повлиявшим на исход дела, и в соответствии с ч. 1 ст. 401.15УПК РФ основанием для отмены судебного решения.

При таких обстоятельствах президиум полагает необходимым обжалуемое апелляционное постановление отменить и направить материалы дела на новое апелляционное рассмотрение, в ходе которого суду апелляционной инстанции, проверив, в том числе доводы, изложенные в кассационных представлении и жалобах, надлежит принять по делу законное, обоснованное и мотивированное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 40113 - 40116 УПК РФ, президиум Томского областного суда

постановил:

кассационное представление прокурора Томской области, кассационные жалобы реабилитированного ФИО1 и представителя Министерства финансов РФ удовлетворить.

Отменить апелляционное постановление Томского областного суда от 16 сентября 2015 года и передать материалы о возмещении имущественного вреда в связи с реабилитацией ФИО1 на новое апелляционное рассмотрение.

Постановление президиума областного суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Председательствующий Л.Г. Школяр