Дело №
УИД 11RS0№-48
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Сурнина Т.А.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 апреля 2022 года в <адрес>) дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми – руководителя администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми ФИО1, <дата> года рождения, уроженки п. Запокровский Р. К.<адрес>, проживающей по месту регистрации по адресу: <адрес>, паспорт серии 8701 № от <дата>, выдан ОВД <адрес> Республики Коми,
установил:
на рассмотрение судье Сыктывдинского районного суда Республики Коми поступило постановление заместителя прокурора <адрес> о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата>, из которого следует, что в ходе проведенной прокуратурой <адрес> в марте 2022 года проверки соблюдения администрацией МР «Сыктывдинский» Республики Коми требований законодательства о защите прав субъектов предпринимательства выявлено, что решением Совета МР «Сыктывдинский» № от <дата> утверждены основные характеристики бюджета муниципального образования на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, в котором предусмотрено направление денежных средств в размере 50 000 рублей на реализацию отдельных мероприятий в рамках регионального проекта «Популяризация предпринимательства». В рамках реализации мероприятий по формированию положительного образа предпринимательства в районе, администрацией в газете «Наша жизнь» № от <дата> на основании заключенного договора об информационном сотрудничестве размещена публикация «Свое дело – с сердцем и душой», которая содержит сведения о преимуществах товара ИП ФИО2 перед находящимися в обороте аналогичными товарами, об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте, являющихся рекламой ИП ФИО2, что не соответствует целям, предусмотренным расходными обязательствами бюджета, и свидетельствует о нецелевом расходовании бюджетных средств, в связи с чем, в действиях должностного лица ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, направив своего защитника Сёмину О.В., действующую на основании доверенности, которая, не оспаривая состава и события административного правонарушения, просила заменить наказание с административного штрафа на предупреждение либо назначить штраф ниже низшего предела, сославшись на то, что правонарушение ФИО1 совершено впервые, ею приняты меры для недопущения при взаимодействии со СМИ подобных нарушений в будущем.
Заместитель прокурора <адрес>Нестеренко А.Г. в судебном заседании настаивал на привлечении должностного лица к административной ответственности.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Объективную сторону указанного правонарушения образует факт направления средств, полученных из бюджета Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статья 38 Бюджетного кодекса РФ устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не относится к длящимся, поскольку оно не связано с продолжительным непрекращающимся невыполнением или ненадлежащим выполнением нарушителем установленных законом обязанностей, а характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств.
<адрес> в марте 2022 года проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав субъектов предпринимательства в деятельности администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, по результатам которой установлено следующее.
В ходе проверки установлено, что решением Совета муниципального района «Сыктывдинский» № от <дата> «О бюджете муниципального района «Сыктывдинский» <адрес> на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» утверждены основные характеристики бюджета муниципального образования.
При распределении бюджетных ассигнований по целевым статьям, группам видов расходов классификации расходов бюджетов на 2021 год предусмотрено направление денежных средств в размере 50 000 руб. на реализацию отдельных мероприятий в рамках регионального проекта «Популяризация предпринимательства».
Во исполнение мероприятия 2.1.3.2 формирование положительного образа предпринимательства в районе, путем размещения необходимых материалов на официальном сайте администрации программы муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми «Развитие экономики», утвержденной постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми от <дата>№ в 2020-2021 годах, администрацией <дата> с ГАУ РК «Редакция газета «Наша жизнь» заключен договор об информационном сотрудничестве сроком на 1 год на публикацию 5 статей, направленных на формирование положительного образа предпринимателя, популяризация предпринимательской деятельности на территории муниципального района.
В рамках заключенного договора газетой «Наша жизнь» подготовлен и опубликован информационный материал № от <дата> «Свое дело - с сердцем и душой», оплата которого произведена за счет средств бюджета муниципального района «Сыктывдинский» в размере 16 310 руб.
Анализ содержания указанной публикации показал, что сведения, изложенные в статье, содержат признаки рекламы ИП ФИО2
Таким образом, расходование бюджетных средств на публикацию статьи, являющейся рекламой ИП ФИО2, не соответствует целям, предусмотренным расходными обязательствами бюджета муниципального района «Сыктывдинский».
Как следует из материалов дела, во исполнение мероприятия по формированию положительного образа предпринимательства в районе, путем размещения необходимых материалов на официальном сайте администрации района программы муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми «Развитие экономики», утвержденной постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми от <дата>№ в 2020-2021 годах, администрацией района с ГАУ РК «Редакция газеты «Наша жизнь» заключен договор от <дата> на публикацию статей, направленных на формирование положительного образа предпринимателя, популяризация предпринимательской деятельности.
Согласно п.п.2.1.1, 2.1.2 договора, заказчик поручает исполнителю подготовку и размещение в газете материалов, направленных на формирование положительного образа предпринимателя, популяризацию роли предпринимательства на сумму 50 000 руб.; после публикации (размещения) материалов в газете производит оплату по предъявлению счета исполнителем по действующим на момент публикации расценкам.
Согласно п. 2.2.1 договора исполнитель готовит к печати и обеспечивает размещение в газете (публикацию) материала, направленного на формирование положительного образа предпринимателя, популяризацию роли предпринимательства.
Договор заключен сроком с <дата> по <дата> (п.5.1).
В рамках реализации условий договора, газетой «Наша жизнь» <дата> подготовлен и опубликован материал № «Свое дело – с сердцем и душой».
Согласно акту № от <дата> об оказании услуг, администрацией произведена оплата указанного информационного материала в размере 16 310 руб., что подтверждается платежным поручением № от <дата>.
Помощником прокурора <адрес><дата> отобраны объяснения ФИО3, работавшей в должности начальника отдела экономического развития администрации муниципального района «Сыктывдинский» с 2010 по <дата>, согласно которым, на основании указанного выше договора от <дата> газетой «Наша жизнь» опубликован информационный материал «Свое дело – с сердцем и душой» от <дата>. Данная статья была оплачена из средств местного бюджета муниципального района «Сыктывдинский» в размере 16 310 руб. Перед написанием статей представители газеты приходили в их отдел и обсуждали кандидатуры, о которых может быть выпущен конкретный информационный материал. С содержанием публикации она не знакомилась, а только согласовывала акты выполненных работ, при наличии газеты. О том, что газета фактически рекламирует деятельность предпринимателя, она не знала.
Из объяснений главного редактора газеты «Наша жизнь» ФИО4 от <дата> следует, что между администрацией и газетой заключен договор на публикации статей. Перед заключением договора совместно с отделом экономики администрации (чаще всего с ФИО3), они обсуждали возможных кандидатов для написания статей, окончательный выбор конкретного предпринимателя оставался за редакцией. Написанная статья согласовывалась только с выбранным предпринимателем, с администрацией содержание не согласовывалось. В номере газеты № от <дата> размещена статья «Свое дело – с сердцем и душой» о предпринимателе ФИО2 Данная статья была оплачена из средств бюджета администрации района в размере 16 310 руб. Поскольку конкретных рекомендаций, критериев по написанию информационных материалов от администрации не было, они описывали имидж предпринимателей, рекламируя предоставляемые ими услуги, в конце каждого информационного материала указывали обозначения «на платной основе», «на правах рекламы».
Реклама - это информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Судом установлено, что публикация в газете «Наша жизнь» от <дата> «Свое дело – с сердцем и душой» содержит сведения о преимуществах товара ИП ФИО2 перед находящимися в обороте аналогичными товарами, - «наш товар ценится своей натуральностью и качеством, продукты не содержат биодобавок», об ассортименте и о комплектации товаров, - «делаем на реализацию голубцы, манты, холодец – около 70 наименований полуфабрикатов. Все изготавливаем вручную», а также о возможности их приобретения в определенном месте, - «реализует его в трех собственных магазинах «Выльгортские зори» и четырех арендованных точках под брендом «Свежее мясо от Светланы».
Таким образом, из анализа вышеприведенных положений закона, опубликованного информационного материала, суд приходит к выводу, что изложенные в указанной публикации сведения содержат признаки рекламы ИП ФИО2, что не соответствует целям, предусмотренным расходными обязательствами бюджета, и свидетельствует о нецелевом расходовании бюджетных средств, в связи с чем, в действиях главы муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми - руководителя администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу ст. 19, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, наделяется местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), которой руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Согласно абз. 14 ст. 2 названного Закона, должностным лицом местного самоуправления является выборное, либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Решением Совета МО МР «Сыктывдинский» от <дата>№ главой муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми - руководителем администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми назначена ФИО1
В силу ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях - ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В связи, с чем в отношении главы муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми - руководителя администрации муниципального района «Сыктывдинский» ФИО1 заместителем прокурора <адрес> вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административное правонарушение совершено по адресу: <адрес>.
Датой совершения административного правонарушения является <дата> (дата фактической оплаты информационного материала).
Все имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины должностного лица – главы муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми - руководителя администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. 1.5 и ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, соблюдены.
Исследовав в совокупности собранные доказательства и установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о виновности руководителя администрации муниципального района «Сыктывдинский» <адрес>ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При определении вида наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
В тоже время имеется наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства, предусмотренного п. 4 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
С учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, поведения привлекаемого лица, суд приходит к выводу о назначении главе муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми ФИО1 наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренной санкцией ст. 15.14 Кодекса, т.е. в размере 20 000 рублей.
Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное административное правонарушение малозначительным, как и оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела не установлено.
Основания для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей возможность замены административного штрафа на предупреждение, о чем просил защитник должностного лица, отсутствуют, поскольку указанная норма распространяется только на юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, и их работников, к числу которых ФИО1, являющаяся должностным лицом органа местного самоуправления, не относится.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
В рассматриваемом случае из материалов дела об административном правонарушении, в том числе и исходя из характера общественной опасности совершенного деяния, данная совокупность обстоятельств не усматривается.
При этом назначение ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, невозможно, поскольку часть 2.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, допускающая такую возможность при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, предусматривает условие применения данной нормы, а именно минимальный размер административного штрафа для должностных лиц должен составлять не менее сорока тысяч рублей.
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 2.9, 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать главу муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми - руководителя администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Разъяснить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Т.А. Сурнина