ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 110001-01-2021-006221-06Д от 13.05.2021 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД № 11RS0001-01-2021-006221-06 Дело № 5-2250/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Печинина Л.А., рассмотрев 13 мая 2021 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТСЖ «...», ИНН 1101003803, ОГРН 1031100409230, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 14.02.2003, юридический адрес: ...

установил:

07.04.2021 государственным инспектором отдела общепромышленного и государственного строительного надзора Печорского управления Ростехнадзора в отношении ТСЖ «Восток» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель Печорского управления Ростехнадзора Евсеев В.В. в судебном заседании настаивал на обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении.

Представитель ТСЖ «Восток» Лазарева А.О., признав совершение Товариществом вмененного административного правонарушения, ссылалась на то, что выявленные нарушения требований к организации безопасного использования и содержания лифтов практически устранены. Указав о том, что Товарищество является некоммерческой организацией, денежные средства на балансе отсутствует, в связи с чем, назначение административного наказания в виде административного штрафа лишь усугубит ситуацию и приведет к невозможности устранения выявленных нарушений, просила применить положения статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и заменить наказание на предупреждение.

Заслушав представителей Печорского управления Ростехнадзора, ТСЖ «Восток», исследовав материалы дела, прихожу к выводу о наличии в действиях привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения.

Часть 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 утверждены Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.

В пункте 4 Правил указано, что организация безопасного использования и содержания объекта обеспечивается владельцем объекта и включает в зависимости от вида объекта реализацию следующих мер: соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования», настоящих Правил, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по эксплуатации системы диспетчерского (операторского) контроля (при наличии) (подпункт «а»); обеспечение соответствия фактических параметров объекта основным техническим данным и характеристикам объекта и его оборудования, указанным в сопроводительной документации объекта (подпункт «б»); организация осмотра объекта, обслуживания и ремонта объекта и системы диспетчерского (операторского) контроля в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и руководства (инструкции) по эксплуатации системы диспетчерского (операторского) контроля объекта (при наличии) (если руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта периодичность осмотров объекта не определена, осмотры проводятся уполномоченным владельцем объекта или специализированной организацией работником в начале рабочей смены) (подпункт «в»); выполнение мероприятий по устранению нарушений и неисправностей, выявленных при проведении технического освидетельствования и обследования объекта в сроки, указанные в акте технического освидетельствования объекта и заключении по результатам его обследования (подпункт «ж»); обеспечение надлежащего функционирования двусторонней переговорной связи между лицами, находящимися в кабине лифта, на грузонесущем устройстве подъемной платформы для инвалидов, если такая платформа оборудована средствами для подключения к двусторонней переговорной связи, и квалифицированным персоналом (подпункт «з»); приостановление использования объекта в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу граждан и организаций при наличии нарушений по перечню согласно приложению № 1, до устранения такой угрозы (подпункт «п»); соответствие квалификации работников владельца объекта требованиям профессиональных стандартов в зависимости от выполняемых ими трудовых функций (подпункт «р»); назначение распорядительным актом из числа квалифицированного персонала лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, к должностным обязанностям которого относится обеспечение реализации мер, предусмотренных настоящим пунктом (подпункт «с»).

Приложение № 1 к Правилам содержит перечень нарушений требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских контейнеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах), создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения аварии.

К таким нарушениям относятся: непроведение в установленный срок технического освидетельствования или обследования лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (пункт 1); отсутствие квалифицированного персонала, выполняющего работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию объекта, включая аварийно-техническое обслуживание объекта, обслуживанию, ремонту систем диспетчерского (операторского) контроля объекта, а также по ремонту объекта (пункт 2); несоответствие конструкции, элементов и составных частей объекта требованиям паспорта объекта, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта, проектной документации по установке объекта, а также установочным и монтажным чертежам (пункт 6); нарушение установленных паспортом и (или) руководством по эксплуатации объекта требований в отношении электрических, механических и гидравлических устройств безопасности (пункт 7); отсутствие двусторонней переговорной связи между кабиной лифта, грузонесущим устройством подъемной платформы для инвалидов и местом нахождения квалифицированного персонала (пункт 12); превышение допустимого расстояния по вертикали между уровнем пола кабины и уровнем этажной площадки после автоматической остановки кабины при эксплуатационных режимах работы (пункт 19);

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 принят технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011.

На основании пункта 4 статьи 6 Техничного регламента оценка соответствия лифта в течение назначенного срока службы осуществляется в форме технического освидетельствования не реже одного раза в 12 месяцев организацией, аккредитованной (уполномоченной) в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза. Результат оценки соответствия лифта оформляется актом и указывается в паспорте лифта.

Для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта необходимо использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя: выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом (пункты 3.1, 3.2 статьи 4).

Приложение № 1 к техническому регламенту содержит сведения о требованиях безопасности.

Для обеспечения безопасности лифта должны выполняться общие требования: горизонтальное и вертикальное расстояние между порогами этажной площадки и кабины должны обеспечивать безопасный вход в кабину и выход из нее (пункт 1.10); оборудование кабины, предназначенной для перемещения людей, средствами для подключения к двусторонней переговорной связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне (пункт 1.14).

Пунктом 5.10 ГОСТ Р 53783-2010 «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации» предусматривает, что при периодическом техническом освидетельствовании в случае выявления дефектов, неисправностей, несоответствий, создающих недопустимый уровень риска при эксплуатации лифта, в соответствии с приложением Ж, они указываются в таблице 1 Акта периодического технического освидетельствования лифта, а в графе «Рекомендации» Акта периодического технического освидетельствования и паспорте лифта специалист испытательной лаборатории (центра) записывает рекомендацию о недопустимости использования лифта по назначению до устранения этих нарушений или дефектов.

Использование лифта по назначению до устранения дефектов, неисправностей, несоответствий, создающих недопустимый уровень риска при эксплуатации, не допускается.

После устранения дефектов, неисправностей, несоответствий, создающих недопустимый уровень риска при эксплуатации лифта (см. приложение Ж), указанных в таблице 1 Акта периодического технического освидетельствования лифта, аккредитованная испытательная лаборатория (центр) осуществляет проверку устранения этих дефектов, неисправностей, несоответствий. При положительных результатах проверки (испытания) специалист аккредитованной испытательной лаборатории (центра) делает отметку об устранении дефектов, неисправностей, несоответствий в таблице 1 Акта периодического технического освидетельствования и паспорте лифта. В случае замены узлов, механизмов, устройств безопасности лифта по 5.7 испытательная лаборатория (центр) проводит испытания по 5.8. Результаты частичного технического освидетельствования, проводимого после замены узлов, механизмов, устройств безопасности лифта, оформляют по 5.9.

При техническом освидетельствовании в случае выявления дефектов, неисправностей, несоответствий более низкого уровня риска, они указываются в таблице 2 Акта периодического технического освидетельствования лифта. Владелец лифта обеспечивает выполнение мероприятий по устранению нарушений или дефектов в рекомендованные сроки, указанные в таблице 1 Акта периодического технического освидетельствования лифта.

В пункте 5.4.4.3 ГОСТ 33984.1-2016 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов» указано, что вертикальный щит должен выдерживать нагрузку, равную 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см и приложенную под прямым углом в точке, отстоящей от края щита не менее чем на 200 мм, с упругой деформацией, не превышающей 75 мм.

Как следует из материалов дела, в период с 19.03.2021 по 01.04.2021 в ходе плановой выездной проверки по адресу: ... установлено, что не обеспечены:

- безопасность пассажирских лифтов зав. № 53619, 53620, так как лифты эксплуатируются без устранения дефектов, создающих недопустимый уровень риска, отраженных в актах периодического технического освидетельствования лифтов от 13.10.2020 № 163/20-А-910, 163/20-А-911, в представленных актах периодического технического освидетельствования лифтов от 13.10.2020 № 163/20-А-910, 163/20-А-911 и паспортах лифтов отсутствуют отметки об устранении дефектов, неисправностей, несоответствий создающих недопустимый уровень риска при эксплуатации лифта, выявленных при техническом освидетельствовании лифта и указанных в таблице 1 Акта периодического технического освидетельствования; владельцем лифта не обеспечено выполнение мероприятий по устранению нарушений и дефектов, выявленных при техническом освидетельствовании, в сроки, указанные в таблице 2 Акта периодического технического освидетельствования лифта, отсутствуют подтверждающие документы;

- безопасность пассажирских лифтов зав. №№ 53619, 53620, так как нарушена точность остановки кабины при движении кабины вверх на отдельных этажах (смещение по вертикали между уровнем порога дверей кабины и уровнем порога дверей шахты после автоматической остановки кабины, что затрудняет выход из кабины и вход из неё);

- заземление концевых выключателей дверей кабины на крыше кабины пассажирского лифта зав. № 53619;

- безопасность пассажирских лифтов зав. №№ 53619, 53620: не затянуты контргайки на рычаге привода ловителей кабины, что является нарушением требований;

- безопасность пассажирского лифта зав. № 53619, так как не затянуто крепление направляющей противовеса к кронштейну в прижиме на уровне 4 этажа в шахте пассажирского лифта;

- безопасность пассажирских лифтов: не затянуты крепления нижних упоров («башмачков») дверей кабины и дверей шахты (на 1 и 7 этажах) лифта зав. № 53619; не затянуты крепления нижних упоров («башмачков») дверей кабины лифта зав. № 53620;

- надлежащее жесткое крепление вертикального щита (фартука) под порогами кабин пассажирских лифтов зав. № 53619, 53620;

- безопасность пассажирского лифта зав. № 53619, так как не отрегулировано положение зажимов на канате ограничителя скорости, при достижении кабиной крайнего нижнего положения не срабатывает выключатель безопасности (кабина упирается в буфер);

- назначение лица, ответственного за организацию эксплуатации лифтов, должностной инструкции лица, ответственного за организацию эксплуатации лифтов; не представлены документы по персоналу, выполняющему работы по осмотру лифтов, по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, их должностные (производственные) инструкции и документы, подтверждающие квалификацию;

- устранение нерегламентированных зазоров между роликами концевых выключателей и упорами (СПК и BЛ) на крышах кабин пассажирских лифтов зав. № 53619, 53620;

- безопасность пассажирского лифта зав. № 53620: отсутствует стопорная шайба на пальце в месте крепления тягового каната к противовесу;

- крепление закладной детали кронштейна направляющей кабины на уровне 4 этажа в шахте пассажирского лифта зав. № 53620;

- регулировка правильного положения выключателя натяжного устройства каната ограничителя скорости, в приямке шахты пассажирского лифта зав. № 53620 (не срабатывает при упоре груза в пол приямка);

- затяжка болтовых креплений стояка каркаса кабины к нижней балке пассажирского лифта зав. № 53620;

- функционирование двусторонней переговорной связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне, в кабине пассажирского лифта зав. № 53620;

- не производятся регулярные технические обслуживания пассажирских лифтов зав. № 53619, 53620 в форме периодических осмотров за состоянием оборудования лифта, в объеме и с периодичностью, предусмотренными в соответствии с руководством по эксплуатации лифта, не представлены журналы периодических осмотра лифтов с записями о проведении регулярных осмотров.

Управление многоквартирным домом, расположенном по адресу: ... осуществляет ТСЖ «Восток», которое в соответствии с пунктом 3 Правил является владельцем объекта как лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

В этой связи обеспечение соблюдения требований к обеспечению безопасности лифтов, нарушение которых, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновение аварии, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лежит на ТСЖ «Восток».

Вина ТСЖ «Восток» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 07.04.2021 № 25-04-09/2021, актом проверки от 01.04.2021 № 25-04-07/2021, актом периодического технического освидетельствования лифта от 13.10.2020 № 163/20-А-910, актом периодического технического освидетельствования лифта от 13.10.2020 № 163/20-А-911, иными материалами дела.

Представленные в материалах дела доказательства применительно к требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются допустимыми и достоверными, получены в установленном законом порядке, оснований не доверять которым не имеется.

Разрешая вопрос о назначении административного наказания, исхожу из того, что в соответствии с положениями статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.04.2014 № 4-П меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушениях.

С учетом положений статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.

Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с требованиями части 3 указанной статьи при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном Постановлении, вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Для приведения правового регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил из наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, введение дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, уточнение (изменение) правил наложения и исполнения административных наказаний.

В соответствии с частью 3.2. статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из изложенного, учитывая материальное положение ТСЖ «Восток», то, что юридическое лицо является некоммерческой организацией (часть 2 статьи 291 Гражданского кодекса РФ), принимая во внимание характер правонарушения и его последствия, факт устранения нарушений, первичное привлечение к административной ответственности, суд считает возможным снизить размер административного наказания до 150000 рублей.

Довод представителя ТСЖ «Восток» о необходимости замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение подлежит отклонению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для применения нормы части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая наличие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.

В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей к обеспечению безопасности лифтов, что посягает на создание угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

признать ТСЖ «Восток» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: Получатель: УФК по Республике Коми (Печорское управление Ростехнадзора), ИНН 1103001093, КПП 110101001, банк получателя: Отделение - НБ Республики Коми Банк России/УФК по Республике Коми г. Сыктывкар, казначейский счет 03100643000000010700, ЕСК 40102810245370000074, КБК 49811601091019000140, ОКТМО 87701000, УИН 49811012104250409200.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Л.А. Печинина