Судья, вынесший обжалуемое Дело № 7-56/2017 постановление, Евланова А.В. № 12-10/2017
Р Е Ш Е Н И Е
город Анадырь 18 декабря 2017 года
Судья суда Чукотского автономного округа Зиновьев А.С.
при секретаре Гребцовой С.Н.,
с участием защитника Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотснаб» по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу (далее – госинспектор РФ Управления Росприроднадзора по Чукотскому АО) ФИО2 на решение судьи Анадырского районного суда Чукотского автономного округа от 18 сентября 2017 года по жалобе Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотснаб» (далее – ГУП ЧАО «Чукотснаб») на постановление о назначении административного наказания от 11 января 2017 года № 02-001/2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, в отношении юридического лица ГУП ЧАО «Чукотснаб»,
у с т а н о в и л:
постановлением от 11 января 2017 года № 02-001/2017 (далее – постановление от 11 января 2017 года), вынесенным госинспектором РФ Управления Росприроднадзора по Чукотскому АО ФИО2, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, юридическое лицо ГУП ЧАО «Чукотснаб» привлечено к административной ответственности и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Анадырского районного суда от 18 сентября 2017 года постановление от 11 января 2017 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях юридического лица ГУП ЧАО «Чукотснаб» состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи Анадырского районного суда от 18 сентября 2017 года, госинспектор РФ Управления Росприроднадзора по Чукотскому АО ФИО2 подал на него жалобу в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд, в которой просит решение от 18 сентября 2017 года отменить.
Госинспектор РФ Управления Росприроднадзора по Чукотскому АО) ФИО2, будучи надлежаще извещённым о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки в суд не сообщил и не ходатайствовал об отложении разбирательства дела.
В судебном заседании защитник ГУП ЧАО «Чукотснаб» по доверенности ФИО1 просила в удовлетворении жалобы отказать, решение судьи оставить без изменения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, в отношении ГУП ЧАО «Чукотснаб» в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ГУП ЧАО «Чукотснаб» ФИО1, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
В протоколе об административном правонарушении № 02-010/2016 от 29 декабря 2016 года и в постановлении от 11 января 2017 года указано, что по результатам проверки, проведённой Управлением Росприроднадзора по Чукотскому АО, составлен Акт от 28.12.2016 № 034/2016, которым (дословно) «установлено, что на территории сельского поселения Усть-Белая Анадырского муниципального района на правом берегу реки Анадырь на расстоянии 7-10 метров от береговой линии находится объект ГУП ЧАО «Чукотснаб» (автозаправочная станция). Ширина водоохранной зоны реки Анадырь составляет 200 метров (в соответствии с Проектом схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейнов рек Чукотского автономного округа № 24(С-12-07) от 27 ноября 2012г. и информационным письмом, представленным отделом водных ресурсов по Чукотскому автономному округу Амурского бассейнового водного управления от 28 декабря 2016г. № 01-15/2002), следовательно, объект ГУП ЧАО «Чукотснаб» (автозаправочная станция) находится в водоохранной зоне реки Анадырь. На территории АЗС находится 3 ёмкости с колонками: 1 ёмкость 10 куб.м под бензин марки Б-80 и 2 ёмкости по 25 куб.м (одна под дизельное топливо, другая под бензин марки Б-92).
Как следует из письма ГУП ЧАО «Чукотснаб» от 26 декабря 2016г. № 09-01/И4019, дата ввода в эксплуатацию 2 ёмкостей по 25 куб.м (инв. № 2056; инв. № 2057) – 26 июня 2003г., контейнерная автозаправочная станция – 10 куб.м (инв. № 5415) – 18 декабря 2007г.
Ёмкости не оборудованы дыхательными клапанами для улавливания вредных испарений, обваловка отсутствует, при аварийном разливе ГСМ нефтепродукты неизбежно попадут в реку Анадырь – водоем высшей категории рыбохозяйственного значения. График работы АЗС два дня в неделю: вторник, пятница с 10 часов до 13 часов, в остальное время АЗС находится без охраны.
Управлением финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района на основании договора аренды от 30 ноября 2016г. № 371 находящегося в государственной собственности земельного участка ГУП ЧАО «Чукотснаб» представлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 87:04:060001:932 по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский муниципальный район, сельское поселение Усть-Белая, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под объект придорожного сервиса, площадью 285,0 кв.м. Нормативно правовые документы на АЗС, расположенную на территории участка «Усть-Белая», у Предприятия отсутствуют.
Статьёй 65 Водного кодекса Российской Федерации определено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с п.3 ч.4 ст.65 ВК РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьёв протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
На основании ч.13 ст.65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
В соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ в водоохранной зоне запрещается размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и данного Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств.
Дата совершения административного правонарушения: правонарушение является длящимся и выявлено 6 декабря 2016 года в 13 часов 00 минут (справка государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу).
Место совершения административного правонарушения: 689540, Чукотский автономный округ, Анадырский муниципальный район, сельское поселение Усть-Белая, водоохранная зона реки Анадырь.
Исходя из вышеизложенного, юридическое лицо Государственное унитарное предприятие Чукотского автономного округа «Чукотснаб» осуществляет использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ» (л.д.114-117, 119-122, т.2).
Отменяя постановление от 11 января 2017 года и прекращая производство по делу, судья Анадырского районного суда указал, что поскольку границы водоохранной зоны в с.Усть-Белая не установлены, оснований для утверждения, что объект ГУП ЧАО «Чукотснаб» (автозаправочная станция) находится в водоохранной зоне реки Анадырь, не имеется.
При этом судья районного суда руководствовался письмом начальника Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому АО от 11.09.2017, согласно которому в базе данных ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе в границах с.Усть-Белая, и пунктом 5 (1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 (далее - Правила), которым предусмотрено, что границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
Довод жалобы о том, что вывод судьи основан на неправильном применении норм материального права и противоречит Водному кодексу РФ, нахожу заслуживающим внимания.
Анализ содержащихся в статье 65 ВК РФ правовых норм приводит к выводу о том, что для определённой категории поверхностных водных объектов, а именно: морей, рек, ручьев, каналов, озер и водохранилищ, водоохранные зоны установлены на всей территории Российской Федерации непосредственно данным Кодексом. Более того, именно Кодексом определены ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос для разных видов поверхностных водных объектов, а также установлены ограничения и запреты по осуществлению в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос хозяйственной и иной деятельности, то есть конкретизировано понятие «специальный режим».
Вместе с тем полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, составной частью которых является установление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п.2 ч.1 ст.26, ч.18 ст.65 ВК РФ, п.3 Правил).
Согласно пункту 4 Правил в целях установления границ органы государственной власти обеспечивают:
а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;
б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;
г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
При этом установление границ, как указано в пункте 2 Правил, направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Таким образом, фактически установление границ на местности – это разметка и фиксация на земле тех расстояний и значений для водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, которые установлены Водным кодексом РФ. Указанные действия по отношению к самому факту наличия на территории РФ водоохранных зон выступают вспомогательным, дополнительным инструментом технико-информационного характера.
Соответственно, факт существования водоохранных зон не зависит от проведения либо непроведения мероприятий по установлению их границ на местности с последующей регистрацией этих границ в ЕГРН.
Нахожу также обоснованным довод жалобы о том, что отсутствие информационных знаков о наличии водоохранной зоны и её ширине не является обстоятельством, исключающим административную ответственность по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ, так как не освобождает гражданина и юридическое лицо от обязанности по самостоятельному исполнению требований норм природоохранного законодательства.
При таких обстоятельствах, поскольку водоохранные зоны на территории РФ определены Водным кодексом РФ, непроведение работ по установлению границ водоохранных зон на местности, единственной и основной целью которых является информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме отмеченной знаками территории, как и отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об указанных границах, правового значения для вывода об отсутствии или наличии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, не имеют.
Кроме того, пункт 5 (1) Правил введён в действие постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».
В силу частей 1-6 Водного кодекса РФ водное законодательство, в том числе нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов, состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти, а также нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» правовую основу регулирования отношений, возникающих в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности составляют данный Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Поскольку Правилами не предусмотрено, что действие пункта 5 (1) распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, следовательно, установленное пунктом 5 (1) Правил положение о том, что границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, является обязательным применительно к тем границам, которые будут определены на местности после введения указанного пункта, то есть после 29 апреля 2016 года.
Как усматривается из ответа начальника Отдела водных ресурсов по Чукотскому АО Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 23 ноября 2017 года на запрос судьи суда Чукотского АО, сведения о границе водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Анадырь в границах поселения с.Усть-Белая Анадырского района были внесены в Государственный водный реестр 5 мая 2014 года на основании письма Департамента промышленной политики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чукотского АО от 14 января 2013 года об определении указанных границ Департаментом в 2012 году.
Именно с этого времени границы считаются установленными, потому что регистрация их установления в государственном кадастре недвижимости на тот период времени не требовалась.
Следовательно, вывод судьи районного суда о том, что на дату обнаружения административного правонарушения 6 декабря 2016 года границы водоохранной зоны в с.Усть-Белая не были установлены, является ошибочным.
Факт того, что автозаправочная станция ГУП ЧАО «Чукотснаб» расположена на расстоянии 7-10 метров от правой береговой линии реки Анадырь на территории сельского поселения Усть-Белая Анадырского муниципального района при том, что ширина водоохранной зоны реки Анадырь составляет 200 метров, объективно свидетельствует о нахождении автозаправочной станции в водоохранной зоне.
Таким образом, неправильный вывод судьи о том, что автозаправочная станция ГУП ЧАО «Чукотснаб» не находится в водоохранной зоне реки Анадырь, послужил основанием для принятия судьёй незаконного и преждевременного решения о прекращении производства по делу за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Поскольку в нарушение части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, которая возлагает на судью, рассматривающего жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, обязанность проверять дело в полном объеме вне зависимости от доводов поданной жалобы, судья районного суда других обстоятельств законности и обоснованности привлечения юридического лица к административной ответственности не рассматривал, судебное решение в силу пункта 4 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в Анадырский районный суд ввиду допущенных при рассмотрении жалобы ГУП ЧАО «Чукотснаб» на постановление должностного лица существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу ФИО2 на решение судьи Анадырского районного суда Чукотского автономного округа от 18 сентября 2017 года удовлетворить.
Отменить решение судьи Анадырского районного суда Чукотского АО от 18 сентября 2017 года по жалобе Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотснаб» на постановление о назначении административного наказания от 11 января 2017 года № 02-001/2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, в отношении юридического лица ГУП ЧАО «Чукотснаб», и возвратить дело в Анадырский районный суд на новое рассмотрение.
Судья суда Чукотского
автономного округа А.С. Зиновьев