ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-1137/20 от 30.09.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№12-40/2019, №12-1137/2020

№ 16-3438/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Новикова С.Н. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 17 октября 2019 года, решение судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от 2 декабря 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 4 марта 2020 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности заместителя главы муниципального образования, начальника управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Новопокровского района Новикова Сергея Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 17 октября 2019 года, оставленного без изменения решением судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от 2 декабря 2019 года и решением судьи Краснодарского краевого суда от 4 марта 2020 года, исполняющий обязанности заместителя главы муниципального образования, начальник управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Новопокровский район Новиков С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Новиков С.Н. просит отменить вынесенные в отношении него акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как следует из материалов дела, согласно утвержденному постановлением муниципального образования Новопокровский район от 14 сентября 2017 года №591 порядку предоставления субсидий малым формам хозяйствования на поддержку сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования, предоставление субсидии осуществляется в случае отсутствия задолженности по арендной плате за землю и имущество, находящееся в государственной собственности на первое число месяца, в котором зарегистрировано заявление о предоставлении субсидии, для чего уполномоченный орган посредством межведомственного запроса запрашивает сведения из департамента имущественных отношений Краснодарского края.

Основанием для привлечения Новикова С.Н. к административной ответственности, предусмотренной выше названной нормой, послужили выявленные в ходе проведенной административным органом проверки и изложенные в протоколе об административном правонарушении от 23 сентября 2019 года обстоятельства того, что управлением сельского хозяйства выданы субсидии при отсутствии информации о наличии (отсутствии) задолженности по арендной плате за землю и имущество, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, на момент подачи заявлений о предоставлении субсидий, в том числе в отношении ИП главы КФХ Пигаревой Е.Г. по соглашению о предоставлении субсидии от 13 декабря 2017 года; ИП главы КФХ Скворцовой Е.В. от 9 ноября 2017 года и от 12 декабря 2017 года; ИП главы КФХ Юренко Д.И. от 15 декабря 2017 года; ИП главы КФХ Прокопенко Н.Е. от 13 ноября 2017 года и от 30 ноября 2017 года; ИП главы КФХ Москалева В.В. от 30 октября 2017 года и от 11 декабря 2017 года; ИП главы КФХ Канищева А.П. от 29 ноября 2017 года и от 13 декабря 2017 года (т.1, л.д. 36-47, 50-83).

Судьи районного и краевого суда с выводами должностного лица согласились.

Состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.

Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение бюджетного законодательства предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Новикова С.Н. к административной ответственности) за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Анализ приведенного правового регулирования на рассматриваемый момент позволяет сделать вывод о том, что срок давности привлечения Новикова С.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в части 3 статьи 4.5 указанного Кодекса, составляет один год.

Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Новикова С.Н., являвшегося исполняющим обязанности заместителя главы муниципального образования, начальником управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Новопокровский район, настоящего дела об административном правонарушении, имели место 30 октября 2017 года, 9 ноября 2017 года, 13 ноября 2017 года, 29 ноября 2017 года, 30 ноября 2017 года, 11 декабря 2017 года, 12 декабря 2017 года, 13 декабря 2017 года, 15 декабря 2017 года.

Следовательно, срок давности привлечения указанного лица к административной ответственности, установленный частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начал исчисляться с 30 октября 2017 года, 9 ноября 2017 года, 13 ноября 2017 года, 29 ноября 2017 года, 30 ноября 2017 года, 11 декабря 2017 года, 12 декабря 2017 года, 13 декабря 2017 года, 15 декабря 2017 года и истек к 30 октября 2018 года, 9 ноября 2018 года, 13 ноября 2018 года, 29 ноября 2018 года, 30 ноября 2018 года, 11 декабря 2018 года, 12 декабря 2018 года, 13 декабря 2018 года, 15 декабря 2018 года, соответственно.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

Таким образом, в нарушение приведенных норм должностное лицо департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края рассмотрело настоящее дело об административном правонарушении, признав Новикова С.Н., являвшегося исполняющим обязанности заместителя главы муниципального образования, начальником управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Новопокровский район, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 17 октября 2019 года за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Приведенные в постановлении должностного лица выводы, с которыми согласились судебные инстанции, в части того, что срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете составляет два года, а годичный срок давности привлечения к ответственности в виде дисквалификации применяется, если частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен более длительный срок, в рассматриваемом случае нельзя признать обоснованными.

В указанной редакция названная норма в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 220-ФЗ «О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» действует с 26 июля 2019 года.

Между тем, Новикову С.Н. вменяется совершение правонарушения в период с 30 октября 2017 года по 15 декабря 2017 года, в связи с чем к данным правоотношениям внесенные 26 июля 2019 года изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неприменимы.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 17 октября 2019 года, решение судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от 2 декабря 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 4 марта 2020 года, вынесенные по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

жалобу Новикова С.Н. удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 17 октября 2019 года, решение судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от 2 декабря 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 4 марта 2020 года, вынесенные в отношении исполняющего обязанности заместителя главы муниципального образования, начальника управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Новопокровского района Новикова Сергея Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Н.Х. Карасова