№5-49-25/2020, №12-11/2020,
№ 16-264/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу ФИО1 и его защитника Чернобровкиной О.Р. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 49 Серафимовичского судебного района Волгоградской области от 20 марта 2020 года и решение судьи Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 4 июня 2020 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 49 Серафимовичского судебного района Волгоградской области от 20 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 4 июня 2020 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на один год шесть месяцев.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявители просят отменить состоявшиеся в отношении ФИО1 по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Как усматривается из материалов дела, постановлением мирового судьи ФИО1 привлечен к административной ответственности за то, что он, являясь водителем транспортного средства «Ауди А6» с государственным регистрационным знаком <***>, 8 января 2020 года в 20 часов 30 минут на ул. Донской 121А в г. Серафимович Волгоградской области в нарушение требований пункта 2.3.2 Правил дорожного движения не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
С названным постановлением согласился судья Серафимовичского районного суда Волгоградской области, рассматривая жалобы ФИО1 и его защитника в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, судьей районного суда не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В силу пунктов 2, 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, иной орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, обязаны установить факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, а также выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
На основании части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Порядок пересмотра постановлений по делу об административном правонарушении, являющегося одной из стадий производства по делу об административном правонарушении, установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении.
Извещение о судебном заседании защитника или представителя потерпевшего не освобождает судью от обязанности известить лицо, привлекаемое к административной ответственности и потерпевшего.
Изложенные требования действующего законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 судьей Серафимовичского районного суда Волгоградской области соблюдены не были.
Как следует из материалов дела, определением судьи Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 14 апреля 2020 года рассмотрение жалобы защитника Чернобровкиной О.Р. (л.д. 196-198) на состоявшееся по настоящему делу об административном правонарушении постановление мирового судьи назначено на 18 мая 2020 года на 14 часов 40 минут (л.д.202).
18 мая 2020 года рассмотрение дела по жалобе защитника, а также поступившей жалобе ФИО1 (л.д. 204-206) отложено на 4 июня 2020 года в 16 часов 00 минут (л.д. 231).
4 июня 2020 года судья районного суда рассмотрел указанные жалобы в отсутствие ФИО1 и его защитника, оставив постановление мирового судьи без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Вместе с тем имеются основания для вывода о том, что ФИО1 не был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения его жалобы на постановление мирового судьи.
В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В нарушение указанной нормы извещение о месте и времени судебного заседания по рассмотрению жалобы ФИО1 в районном суде по месту жительства (<адрес>) не направлялось, доказательств обратному в материалах дела не имеется, при этом данный адрес в протоколе об административном правонарушении и в постановлении мирового судьи о назначении административного наказания был указан как адрес фактического проживания ФИО1 (л.д. 2,184). Кроме того, ФИО1 именно этот адрес указывал в своих заявлениях, ходатайствах по делу (л.д. 30,57), а также и в жалобе на постановление мирового судьи, направленной им в адрес районного суда (л.д. 204-206). Однако извещения о дате и времени судебного заседания судьей районного суда направлялись по адресу регистрации ФИО1, где он не проживал: <адрес>, откуда возвращались с пометкой «истек срок хранения» (л.л. 228,234).
Принимая решение по делу, судья районного суда указал, что ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем признал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Между тем, сведений о надлежащем извещении ФИО1 о рассмотрении дела 4 июня 2020 года в 16 часов 00 минут в материалах дела нет. Возврат по основанию «истек срок хранения» уведомлений, направленных не по месту жительства ФИО1, о его надлежащем извещении не свидетельствует.
Данные о том, что судьей районного суда предпринимались попытки выяснить причины неявки в судебное заседание лица, привлекаемого к административной ответственности, и известить ФИО1 иными способами с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», о возможности использования любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации, связанной с извещением участвующих в деле лиц, материалы дела не содержат.
При этом в деле об административном правонарушении имеется расписка ФИО1 о его согласии на СМС-сообщения о дате и времени проведения заседаний суда (л.д.18).
В настоящей жалобе ФИО1 утверждает, что на дату рассмотрения поданных им и его защитником жалоб, он не была извещен судьей районного суда о месте и времени их рассмотрения, какое-либо извещение в его адрес не поступало.
Таким образом, с учетом отсутствия сведений о надлежащем извещении привлекаемого лица о месте и времени судебного заседания в целях соблюдения вышеприведенных норм закона, а также всестороннего и объективного рассмотрения дела судья районного суда имел возможность известить лицо, привлекаемое к административной ответственности, о месте и времени рассмотрения дела иным способом.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Рассмотрение судьей Серафимовичского районного суда Волгоградской области 4 июня 2020 года дела об административном правонарушении в отсутствие ФИО1, не извещенного надлежащим образом о судебном заседании, лишило его возможности воспользоваться предоставленными ему частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальными правами, что повлияло на полноту, всесторонность и объективность установления обстоятельств дела и повлекло за собой существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из правовой позиции, выраженной в абзаце 8 пункта 14 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 следует, что по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
При таких обстоятельствах решение судьи Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 4 июня 2020 года, вынесенное в отношении ФИО1 по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит отмене, дело - возвращению в Серафимовичский районный суд Волгоградской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении данного дела судье следует принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для дела, предоставить лицу, в отношении которого ведется производство по делу, возможность реализации предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных прав.
Исходя из того, что решение судьи районного суда подлежит отмене, приведенные в жалобе доводы о несогласии с выводами мирового судьи и необходимости отмены постановления по причине отсутствия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, рассмотрению не подлежат, поскольку оспариваемое постановление вступившим в законную силу признать нельзя и указанные в жалобе доводы подлежат проверке судьей районного суда.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу ФИО1 и его защитника Чернобровкиной О.Р. удовлетворить частично.
Решение судьи Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 4 июня 2020 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Серафимовичский районный суд Волгоградской области.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
Мировой судья Малышева Е.В.
Судья районного суда Иванов Н.Н.
Решение13.04.2021