ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-1202/2021 от 21.10.2021 Успенского районного суда (Краснодарский край)

К делу №12-1202/2021

Постановление

село Успенское 21 октября 2021 г.

Судья Успенского районного суда Краснодарского края Даниленко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении АО «Успенский сахарник» по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

АО «Успенский сахарник» обвиняется в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

Во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет», в соответствии с распоряжением от 21 мая 2021 года № 442-п руководителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО9, в период с 07 июня 2021 года по 05 июля 2021 года проведена плановая выездная проверка, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица - АО «Успенский сахарник».

Так, 12 июля 2021 года в 11 часов 00 мин, установлено, что юридическим лицом - АО Успенский сахарник», место нахождения: Краснодарский край. <...> (код объекта 03-0123-007429-П), совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, что заключается в следующем. АО «Успенский сахарник» на основании лицензии № 02300590 от 26.12.2017 осуществляет виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности по обезвреживанию и утилизации отходов по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское, Промзона, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 20.01.2009 23-АЕ № 326255.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности по обезвреживанию и утилизации отходов I - IV классов опасности, являются:

В ходе проведения проверки установлено, что АО «Успенский сахарник» использует объект в составе лицензируемого вида деятельности по обезвреживанию отходов на основании следующих документов: свидетельство о государственной регистрации права собственности от 20.01.2009 23-АЕ № 326255; план-график Аналитического лабораторного контроля сточных вод на 2020г; протоколы испытаний сточной воды №1024.1-2/В от 18.09.2020, 1024.1-2/В от 13.11.2020, 1026.1-3/В от 13.11.2020, 1025.1-3/В от 18.09.2020, 1025.1-3/В от 13.11.2020, 1026.1-3/В от 18.09.2020; паспорт отходов I-IV классов опасности на осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, малоопасный (72901011394); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; пояснительная записка АО «УСПЕНСКИЙ САХАРНИК» (вх. № 17100 от 01.07.2021; № 17141 от 02.07.2021 г.) об использовании отходов обезвреживания.

В ходе проведения проверки установлено, что технологический процесс обезвреживания отходов не предусматривает использование оборудования или специализированных установок, в связи с тем, что на полях фильтрации используются процессы самоочищения, согласно Технологическому регламенту эксплуатации полей фильтрации АО «Успенский сахарник».

При проведении проверки установлено, что следующие лица, осуществляющие лицензируемый вид деятельности обезвреживанию отходов прошли повышение квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности: ФИО1 - удостоверение о повышении квалификации № RU 1 5505053275 21-21697-79881 от 18.06.2021; ФИО2 - удостоверение о повышении квалификации № RU 1 5505053275 21-21697-79879 от 18.06.2021; ФИО3 - удостоверение о повышении квалификации № RU 1 5505053275 21-21697-79875 от 18.06.2021; ФИО4 - удостоверение о повышении квалификации № RU 1 5505053275 21-21697-79874 от 18.06.2021; ФИО5 - удостоверение о повышении квалификации № RU 1 5505053275 21-21697-79876 от 18.06.2021; ФИО6 - удостоверение о повышении квалификации № RU 1 5505053275 21-21697-79877 от 18.06.2021; ФИО7 - удостоверение о повышении квалификации № RU 1 5505053275 21-21697-79881 от 18.06.2021.

Вместе с тем в ходе проверки АО «Успенский сахарник» предоставило трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами с нижеследующими сотрудниками: ФИО1 - трудовой договор № 19 от 14.03.2017; ФИО2 - трудовой договор № 5 от 13.02.2017; ФИО3 - трудовой договор № 28 от 17.07.2019; ФИО4, трудовой договор № 131 от 15.09.2014; ФИО5 трудовой договор № 120 от 25.05.2015 г.; ФИО7 трудовой договор № 17 от 13.06.2018; ФИО8 - трудовой договор № 33 от 16.04.2015.

АО «Успенский сахарник» при проверке предоставило заключение экспертной комиссии по проекту технической документации на агрохимикат Фильтрационный осадок при дефекации свекловичного сока (дефекат), утвержденное приказом № 612 от 11.12.2020 Приокским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами: санитарно-эпидемиологическое заключение от 18.11.2017 № 23.кк.03.000.М.000950.10.17 о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования АО «Успенский сахарник», которые используются или которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

На основании пояснительной записки выявлено, что АО «Успенский сахарник» (вх. № 17141 от 02.07.2021) утилизацию, как лицензируемый вид деятельности не осуществляет.

У ФИО8 отсутствует профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, необходимое для работы с отходами I - IV классов опасности, а также установлено, что ФИО1 (с 14.03.2017 по 18.06.2021), ФИО2 (с 13.02.2017 по 18.06.2021), ФИО3 (с 17.07.2019 по 18.06.2021), ФИО4 (с 15.09.2014 по 18.06.2021), ФИО5 (с 24.08.2016 по 18.06.2021), ФИО6 (с 25.05.2015 по 18.06.2021), ФИО7 (с 13.06.2018 по 18.06.2021), осуществляли деятельность по обезвреживанию отходов I - IV опасности не имея дополнительной профессиональной подготовки на право обезвреживания отходов I - IV классов опасности.

Таким образом, АО «Успенский сахарник» осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов I - IV опасности в отсутствии профессионального обучения, необходимое для работы с отходами I - IV классов опасности для следующих сотрудников: (ФИО8), ФИО1 (с 14.03.2017 по 18.06.2021), ФИО2 (с 13.02.2017 по 18.06.2021), ФИО3 (с 17.07.2019 по 18.06.2021), ФИО4 (с 15.09.2014 по 18.06.2021), ФИО5 (с 24.08.2016 по 18.06.2021), ФИО6 (с 25.05.2015 по 18.06.2021), ФИО7 (с 13.06.2018 по 18.06.2021), осуществляли деятельность по обезвреживанию отходов I - IV опасности не имея дополнительной профессиональной подготовки, что является нарушением требований п.п. 2 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; п. а) ст. 4 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».

Представитель АО «Успенский сахарник» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом, суду представлены письменные возражения, из содержание которого следует, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, просили прекратить производство по делу по этим основаниям.

Представитель органа, составившего протокол об административном правонарушении, – Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в судебное заседание не явились, суду представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Исследовав материалы дела, судья считает следующее.

Во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет», в соответствии с распоряжением от 21 мая 2021 года № 442-п руководителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО9, в период с 07 июня 2021 года по 05 июля 2021 года проведена плановая выездная проверка, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица - АО «Успенский сахарник».

Так, 12 июля 2021 года в 11 часов 00 мин, установлено, что юридическим лицом - АО Успенский сахарник», место нахождения: Краснодарский край. <...> (код объекта 03-0123-007429-П), совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, что заключается в следующем. АО «Успенский сахарник» на основании лицензии № 02300590 от 26.12.2017 осуществляет виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности по обезвреживанию и утилизации отходов по адресу: Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское, Промзона, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 20.01.2009 23-АЕ № 326255.

В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены требования наличия у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им деятельности по обезвреживанию и утилизации отходов I - IV классов опасности, являются:

В ходе проведения проверки установлено, что АО «Успенский сахарник» использует объект в составе лицензируемого вида деятельности по обезвреживанию отходов на основании следующих документов: свидетельство о государственной регистрации права собственности от 20.01.2009 23-АЕ № 326255; план-график Аналитического лабораторного контроля сточных вод на 2020г; протоколы испытаний сточной воды №1024.1-2/В от 18.09.2020, 1024.1-2/В от 13.11.2020, 1026.1-3/В от 13.11.2020, 1025.1-3/В от 18.09.2020, 1025.1-3/В от 13.11.2020, 1026.1-3/В от 18.09.2020; паспорт отходов I-IV классов опасности на осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, малоопасный (72901011394); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; пояснительная записка АО «УСПЕНСКИЙ САХАРНИК» (вх. № 17100 от 01.07.2021; № 17141 от 02.07.2021 г.) об использовании отходов обезвреживания.

В ходе проведения проверки установлено, что технологический процесс обезвреживания отходов не предусматривает использование оборудования или специализированных установок, в связи с тем, что на полях фильтрации используются процессы самоочищения, согласно Технологическому регламенту эксплуатации полей фильтрации АО «Успенский сахарник».

В случаях, предусмотренных ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, являющихся основанием для переоформления лицензии, в том числе при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии (за исключением работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности), и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются сведения об основаниях переоформления лицензии, включая этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов; соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности) АО «Успенский сахарник» необходимо переоформить лицензию.

С момента образования (1961 г.) Успенский сахарный завод является собственником инженерных сооружений - поля фильтрации (земляной отстойник на полях фильтрации, большие поля фильтрации, малые поля фильтрации - иловые площадки), что подтверждается актом приемки в эксплуатацию Успенского сахарного завода основных объектов, вводимых в эксплуатацию (пункт 31, пункт 32, пункт 33 приложение №2).

Основными направлениями деятельности предприятия являются: заготовка, переработка сахарной свеклы.

Поля фильтрации ((земляной отстойник на полях фильтрации, большие поля фильтрации, малые поля фильтрации - иловые площадки) относятся к инженерным сооружениям для обработки и обезвоживания осадка сточных вод, используются в процессе производственной деятельности Общества и имеют единое назначение и целевое использование, то есть представляют собой единый комплекс, объединенный общим функциональным назначением и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Учитывая, что размещение осадков (отходов), образующихся в процессе очистки сточных вод (в частности: осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод), осуществляется в том числе в целях уменьшения массы отходов, изменения физических и химических свойств, а также снижению уровня негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, целесообразно считать поля фильтрации объектом обезвреживания отходов. (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.12.2015г. №АС-03-02-36/21630, письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.11.2013г. №05-12-44/21713).

26 декабря 2017 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Обществу выдана лицензия №023 00590 на обезвреживание и утилизацию осадка механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, малоопасный. (код отхода 7 29 010 11 394, 4 класса опасности для окружающей среды). Срок лицензии - бессрочно.

Фактически утилизацию отхода 4 класса опасности Общество не осуществляет.

В соответствии с пунктом 5 технологического регламента эксплуатации полей фильтрации утвержденным в 2010 году генеральным директором Общества, на основании которого была выдана предприятию Лицензия №023 00590 от 26.12.2017г., поля фильтрации являются сооружениями, в которых используется процесс самоочищения, происходящий в почве, для полной естественной биологической очистки сточной жидкости.

Земляные отстойники эксплуатируются попарно. Производственные сточные воды по трубопроводу поступают в 1-й земляной отстойник для основного осаждения взвешенных частиц и предварительного осветления. Затем перетоком поступают во второй земляной отстойник для завершения процесса механической очистки сточных вод. А затем по сети распределительных каналов попадают на фильтрационные карты, принимающие осветленные стоки для их биологической очистки.

Отстойники поочередно выводятся из работы для просушки осадка и дальнейшей их очистки (в 2020 году производилась очистка отстойника, использующегося в 2018 года, а в 2021 году очищается отстойник, использующийся 2019 году.)

Пунктом 7 вышеуказанного регламента, установлено ежегодно проводить удаление осадка из земляных отстойников. Осадок для ремонтных охранных валов. (пункт 7.4)

Ежегодно перед отчисткой земляных отстойников, проводится анализ образовавшегося осадка для определения класса опасности. Только при подтверждении отнесения данного осадка к 5 классу, производится очистка отстойников (пункт 7.6.).

Статьёй 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ установлено что, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Общество заключило с ООО «Фирма «НЭК договор для определения компонентного состава отхода, класса опасности отхода. Протоколами испытания отхода №311.1/0 от 28.05.2021г., №560.1/ПВ от 05.08.2021г. установлено, что осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, практически не опасный, т.е. относится к V классу опасности.

Отход (осадок) находится в отстойниках с целью понижения класса опасности с 4 на 5.

Суд считает, что работники АО «Успенский сахарник» не осуществляют обезвреживание отхода I-IV класса опасности на полях фильтрации, обезвреживание отхода происходит путем самоочищения, согласно технологическому регламенту эксплуатации полей фильтрации. Также работники Общества не осуществляют работу с отходами I-IV опасности, работа по укреплению охранных валов полей фильтрации производиться исключительно только после получения лабораторных испытаний отнесения отхода к V классу опасности, указанное находит своё подтверждение в вступившем в законную силу решении Успенского районного суда по делу 12-122/2021 от 21.09.2021г.

Из указанного следует, что поля фильтрации являются одними из первых сооружений биологической очистки сточных вод в естественных условиях и используются в процессе производственной деятельности Общества, как единый комплекс предназначен для обезвреживания осадков (отходов), образующихся в процессе очистки сточных вод осуществляется в том числе в целях уменьшения массы отходов, изменения физических и химических свойств, а также снижению уровня негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Общество осуществляет свою деятельность по обезвреживанию и утилизации отходов в рамках предоставленной ему лицензии на объекте поля фильтрации предназначенном для обезвреживания отхода. Обезвреживание и работу с отходом I-IV класса опасности на полях фильтрации работники не осуществляют, работы по обволовке фильтрационных карт производятся работниками Общества исключительно с отходом V класса опасности (малоопасный отход) т.е. после обезвреживания, таким образом обязанность по профессиональному обучению и профессиональной подготовке работников у общества отсутствует.

Оснований привлекать общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ нет, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.

Согласно статье 2.1. КоАП РФ (презумпция невиновности) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) за которое кодексом или законами РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в связи с отсутствием события и/или состава административного правонарушения.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, судья находит целесообразным прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях АО «Успенский сахарник» состава правонарушения.

Руководствуясь пунктом 2 части 1статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - АО «Успенский сахарник» по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение десяти суток.

Судья