ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-17/2021 от 14.12.2021 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья, вынесший обжалуемоепостановление, Евланова А.В.

Дело № 7-56/2021№ 12-17/2021

Р Е Ш Е Н И Е

город Анадырь

Судья суда Чукотского автономного округа Зиновьев А.С.

при секретаре Гребцовой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора Пушаевой Б.В. на решение судьи Анадырского районного суда от 6 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица открытого акционерного общества «Шахта Угольная»,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора (далее – должностное лицо, инспектор) Пушаевой Б.В. от 11 июня 2021 года № 913/в-21/пс1 юридическое лицо открытое акционерное общество «Шахта Угольная» (далее – ООО «Шахта Угольная», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Анадырского районного суда от 6 октября 2021 года постановление от 11 июня 2021 года отменено, производство по жалобе прекращено в связи с малозначительностью содеянного, юридическому лицу ОАО «Шахта Угольная» объявлено устное замечание, жалоба ОАО «Шахта Угольная» удовлетворена частично.

Не согласившись с указанным решением в части применения судьёй районного суда статьи 2.9 КоАП РФ, инспектор Пушаева Б.В. подала на него жалобу в суд Чукотского автономного округа, в которой просит решение судьи отменить, постановление от 11 июня 2021 года оставить в силе.

ОАО «Шахта Угольная», защитник ОАО «Шахта Угольная» адвокат Величко А.М., инспектор Пушаева Б.В., надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного заседания, в суд на рассмотрение жалобы не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) пользование недрами с нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из постановления по делу об административном правонарушении от 11 июня 2021 года должностного лица Пушаевой Б.В. следует, что по результатам проведенной плановой выездной проверки (Акт проверки от 30.04.2021 № 4/в-21) у ОАО «Шахта Угольная» имеется лицензия на право пользования недрами АНД 00846 ТЭ с целевым назначением для разведки и добычи угля на поле шахты Анадырской Анадырского буроугольного месторождения.

Действующим проектным документом на обработку балансовых запасов бурого угля на участке недр ОАО «Шахта Угольная» являются «Изменения к Дополнению к Проекту реконструкции ОАО «Шахта Угольная» по данным утверждённых кондиций и запасов угля». Проектная документация согласована протоколом ТКР по Чукотскому автономному округу от 18.11.2015 № 16. Календарным планом указанного проекта установлена добыча бурого угля с 2015 года по 2025 годы в объеме 230 тыс. тонн в год.

План развития горных работ на 2020 год (с 01.01.2020 по 30.05.2020) согласован протоколом Управления Ростехнадзора по Чукотскому автономному округу от 18.12.2019 № 31. Решением технического совещания Дальневосточного управления Ростехнадзора (протокол от 27.05.2020 № 9) в согласовании Плана развития горных работ ОАО «Шахта Угольная» на 2020 год (с 01.06.2020 по 31.12.2020) отказано в связи с существенными нарушениями требований законодательных и нормативных актов в области промышленной безопасности и неспособностью предприятия обеспечить противоаварийную защищенность опасного производственного объекта I класса опасности.

Сравнительным анализом объемов добычи угля по лицензии АНД 00846 ТЭ, предусмотренных условиями лицензионного соглашения, проектными решениями, и фактических объемов добычи полезных ископаемых установлено, что ОАО «Шахта Угольная» не соблюдены условия пользования недрами и требования технического проекта, а именно: согласно сведений, представленных в форме 5-гр, фактический уровень добычи угля за 2020 год составил 93 тыс. тонны, что не соответствует уровню добычи, определенному техническим проектом разработки месторождения, в 230 тыс. тонн.

Таким образом, юридическим лицом ОАО «Шахта Угольная» не обеспечен уровень добычи бурого угля по лицензии АНД 00846 ТЭ (далее - Лицензия), нарушен п.7 условий пользования недрами, пункты 2 и 10 ч.2 ст.22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ – «Нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами».

Отменяя постановление от 11 июня 2021 года и прекращая производство по делу, судья районного суда указала, что совершенное ОАО «Шахта Угольная» деяние, хотя и содержит признаки состава административного правонарушения, но, принимая во внимание, что на первую половину 2020 года сниженный размер добычи угля был утвержден, на вторую половину года утверждение заявленного размера добычи не было осуществлено не в связи с малым размером добычи угля, указанным в проекте, а по иным основаниям, что снижение добычи угля не привело к причинению вреда жизни, здоровью людей, поскольку факт снижения добычи угля в связи со снижением спроса на него последние три года прослеживается в представленных в административном материале документах, что уменьшение количества добычи угля не представляет существенной угрозы охраняемых общественным отношениям, а также учитывая то, что превышение количества добычи требуемого для потребления угля и необходимость его хранения в течение продолжительного промежутка времени (в течение более двух с половиной месяцев) может привести к его самовозгоранию, является экономически нецелесообразной и влечёт за собой ухудшение качества добытого и выданного на поверхность бурого угля вплоть до его полной непригодности для дальнейшего использования в качестве топлива, пришла к выводу, что имеются основания для признания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ административного правонарушения малозначительным.

По мнению инспектора, изложенному в жалобе, (далее дословно) «в рассматриваемом случае нарушение лицензионных условий пользования недрами, а именно: необеспечение добычи угля в 2020 году в объёме, свидетельствует об угрозе охраняемым общественным отношениям, подрывает экономические основы рационального использования и охраны недр, создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде, и возможности истощения природных ресурсов».

С данными доводами инспектора согласиться нельзя, поскольку по делу доказанными являются обстоятельства, с точностью до наоборот свидетельствующие о том, что действия Общества по добыче угля в 2020 году в объёме меньшем, чем предусмотрено техническим проектом, никакого вреда охраняемым общественным отношениям не нанесли, так как излишки угля сверх добытого не могли быть реализованы ввиду отсутствия потенциальных потребителей, что данные действия Общества способствовали рациональному использованию и охране недр, сохранению природных ресурсов и предотвратили угрозу причинения вреда окружающей среде, а именно: в случае добычи Обществом на поверхность излишков угля, которые не могли быть реализованы, наличествовала реальная возможность его самовозгорания.

То обстоятельство, что добываемый ОАО «Шахта Угольная» уголь склонен к самовозгоранию с инкубационным периодом в 76-78 суток, подтверждено заключением лаборатории профилактики эндогенных пожаров АО Научный центр ВостНИИ по промышленной и экологической безопасности в горной отрасли (АО «НЦ ВостНИИ») от 28.01.2021 № 04/9 (л.д.91-96).

Более того, исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, прихожу к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Действительно, согласно пункту 2 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предписано, что пользователь недр обязан обеспечить также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В частности, Обществу вменяется в вину, в том числе нарушение пункта 7 условий пользования недрами Приложения № 1 к Лицензии, который гласит, что «уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых».

Вместе с тем в статье 24 данного Закона установлены основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, из части 4 которой следует, что непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.

Согласно пункту 10 части 5 статьи 24 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.

Согласно части 6 статьи 24 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (введена Федеральным законом от 28.12.2013 № 408-ФЗ) мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом федерального государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктами 4-8 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1466 (далее - Правила), определено, что план развития горных работ, связанных с пользованием недрами, в том числе работ по добыче полезных ископаемых и первичной переработке минерального сырья, составляется на 1 год по всем планируемым видам горных работ на основе утвержденной в установленном порядке проектной документации, условий лицензий на пользование недрами, соглашений о разделе продукции и требований, регламентирующих выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Подготовка плана развития горных работ осуществляется пользователем недр. План развития горных работ до его утверждения подлежит согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - орган государственного горного надзора).

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что в случае, если изменение геологической информации о предоставленном в пользование участке недр и (или) экономические показатели разработки месторождения полезных ископаемых не позволяют обеспечить соблюдение установленных в лицензии на пользование недрами и (или) проектной документации условий, пользователь недр при предоставлении плана развития горных работ и (или) вносимых в них изменений (дополнений) представляет обоснование соблюдения условий безопасного недропользования, подготовленное в соответствии с требованиями к такому обоснованию, установленными органом государственного горного надзора, содержащее мероприятия, обеспечивающие безопасное недропользование, соблюдение пользователем недр требований по технологии ведения работ, прогнозированию и предупреждению опасных ситуаций с соответствующей корректировкой технических и технологических решений, параметров и показателей горных разработок (разработки месторождения), объемов добычи полезных ископаемых и вскрышных пород, установленных проектной документацией и (или) лицензией на пользование недрами. Указанное обоснование соблюдения условий безопасного недропользования включается в план развития горных работ и (или) вносимые в них изменения (дополнения).

Такие же требования содержатся в пунктах 5 и 6 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 (далее - Положение), согласно которым проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Пунктом 24 Положения установлено, что проектная документация, прошедшая согласование с комиссией, утверждается пользователем недр.

Содержание подпункта «в» пункта 4 Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 39, действовавшим на дату обнаружения административного деликта, утратившего силу в связи с утверждением постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1074 нового Положения о федеральном государственном горном надзоре, свидетельствует о том, что соблюдение пользователями недр требований по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, при реализации технических проектов, планов (программ) и схем развития горных работ, а также иной документации на осуществление работ, связанных с пользованием недрами, относится к компетенции органов государственного надзора за безопасным ведением работ.

Правило о том, что владелец лицензии обязан производить добычу угля в количествах, устанавливаемых в результате ежегодного рассмотрения планов развития горных работ в КПР по Чукотскому автономному округу до 1 января года планируемой отработки и фиксируемых в специальных дополнительных приложениях к лицензии, обязан ежегодно согласовывать с органами Госгортехнадзора и КПР по Чукотскому автономному округу планы развития горных работ и нормативы потерь, предусмотрено также пунктами 3.1.2 и 3.1.3 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами при разведке и добыче угля на поле шахты Анадырской Анадырского буроугольного месторождения между Администрацией Чукотского автономного округа, Комитетом природных ресурсов по Чукотскому автономному округу и ОАО «Шахта Угольная»/Приложение 3 к Лицензии (далее – Лицензионное соглашение).

Судья районного суда при вынесении решения по делу данных обстоятельств не учла.

Из материалов дела следует, что протоколом технического (комиссионного) совещания Дальневосточного управления Ростехнадзора от 18.12.2019 № 31 (далее – Протокол совещания) по рассмотрению Плана развития горных работ ОАО «Шахта Угольная» на первое полугодие 2020 года (с 01.01.2020 по 01.06.2020) Обществу согласована добыча угля в объёме 21 тыс. тонн, несмотря на то, что проектной документацией предусмотрена добыча угля в год в объёме 230 тыс. тонн (л.д.74-78).

При этом в протоколе отмечено, что причиной снижения объёмов добычи угля явилось снижение объёмов поставок угля по заключённым договорам ввиду резкого снижения потребности в угле местных потребителей Чукотского автономного округа.

Сведения о том, что снижение уровня добычи угля Обществом связано с переводом основного потребителя продукции Анадырской ТЭЦ на природный газ, имеются также в Дополнении от 13.03.2020 № 1 к Лицензии, включённом в состав Лицензии в качестве её неотъемлемой составной части.

Во втором полугодии 2020 года (с 01.06.2020 по 31.12.2020) Общество планировало добыть 71 тыс. тонн угля, однако данный план согласован не был (Протокол совещания от 27.05.2020 № 9 – л.д.63-66, 73).

Из материалов дела усматривается, что, несмотря на несогласование плана добычи угля на второе полугодие 2020 года, Общество в 2020 году добыло угля общим объёмом 93 тыс. тонн.

Из изложенного следует, что при установленных обстоятельствах Общество в 2020 году было не только лишено возможности добыть уголь в объёме 230 тыс. тонн, но и не обязано было осуществлять добычу угля в указанном объёме в связи с произведённой им в установленном законом и подзаконными правовыми актами порядке корректировкой снижения объёмов добычи угля в указанный год.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.9 и пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении решения, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

решение судьи Анадырского районного суда от 6 октября 2021 года в части прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица ОАО «Шахта Угольная» изменить, заменив в резолютивной части решения основание прекращения производства по делу - слова «освободив от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения» словами «за отсутствием состава административного правонарушения».

Предложение «Объявить юридическому лицу - ОАО «Шахта Угольная» устное замечание» из резолютивной части решения исключить.

Жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора Пушаевой Б.В. оставить без удовлетворения.

Судья А.С. Зиновьев