дело № 12-215/19 (54RS0030-01-2019-003342-82)
поступило в суд 07.06.2019 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
19 июля 2019 года г.Новосибирск
Судья Новосибирского районного суда Новосибирской области Карпец О.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении председателя ДНТ «...» Киселева С.А., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя руководителя департамента по тарифам Новосибирской области Марунченко Е.Г. от 05.04.2019 года председатель ДНТ «...» Киселев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
На данное постановлением председателем ДНТ «...» Киселевым С.А. принесена апелляционная жалоба, в которой просит постановление признать незаконным и отменит.
Из доводов жалобы следует, что ДНТ «...» с 13.05.2010 года зарегистрировано в качестве юридического лица в форме дачного некоммерческого товарищества, осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного протоколом №1 общего собрания учредителей Товарищества от 29.04.20 1 0 года, положения которого недействительными в установленном законом порядке не признавались. ДНТ «...» создавалось в 2010 году, когда земельные участки, находящиеся в собственности членов ДНТ «...», являлись землями сельскохозяйственного назначения и не являлись микрорайоном Лебяжье села Марусино. Федеральный закон № 66-ФЗ не содержит запрета на учреждение и регистрацию дачного (садоводческого) некоммерческого товарищества на основании решения собственников земельных участков категории сельскохозяйственного назначения, объединившихся на добровольных началах для решения общих хозяйственных задач и обеспечения членов товарищества и иных лиц в проезде, водоснабжении, электроснабжении, газоснабжении. Территория такого товарищества образуется из территорий земельных участков, принадлежащих членам дачного товарищества в момент его создания. 30.09.2011 и 28.11.2016 ДНТ «...» и АО «РЭС» составлены акты о технологическом присоединении энергопринимающих устройств ДНТ «...» к электрическим сетям (на основании договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 20.12.2010 №... и договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 31.05.2016 №...). Строительство объектов электросетевого хозяйства было завершено в 2010 году, а в 2011 году было осуществлено технологическое присоединение, построенных линий, в 2016 году была установлена дополнительная трансформаторная подстанция для улучшения качества, подаваемой электроэнергии. Таким образом, электрические сети построены дачным товариществом за счет взносов его членов для осуществления технологического присоединения, принадлежащих им земельных участков и последующей подачи на эти участки электрической энергии для бытового потребления и относятся к общему имуществу товарищества. В 2013 году были проведены публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта генерального плана с.Марусино Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. Проектом внесения изменений в генеральный план с.Марусино было предложено перспективное расширение его границ, при этом указывается, что на прирезаемой территории находится ДНТ «...». Территория ДНТ «...» утверждена градостроительным планом с.Марусино. При включении территории ДНТ «...» в черту населенного пункта инфраструктура, построенная членами ДНТ «...» не стала автоматически безхозяйной или муниципальной собственностью, а осталась принадлежать Товариществу. В соответствии с положениями статей 246, 247 ГК РФ распоряжение, владение и пользование имуществом, находящимся в общей собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Председатель ДНТ «...» Киселев С.А,, действуя от лица товарищества, исполнял свои обязанности строго в рамках Устава товарищества и действующего законодательства, в сфере регулирования правоотношений дачных некоммерческих товариществ, его членов и прочих граждан, не являющихся членами товарищества, но использующих его имущество для реализации своих бытовых нужд. Из п.144 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" следует, что в случае заключения договора энергоснабжения членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданином, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого Объединения, такие лица обязаны оплачивать часть стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, и часть потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, в адрес такого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки ДВА, ДИА, МАА и МНВ технологически присоединены к сетям, принадлежащим ДНТ «...» и мощность их энергопринимающих устройств учтена в общей мощности ИНТ. Сторонами не урегулирован вопрос о пользовании инженерными сетями, а также объектами электроснабжения в установленном порядке. Согласно п.2 ст.8 Закона №66-ФЗ граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого единения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или Дачного некоммерческого объединения. В соответствии с Уставом ДНТ «Лебяжье», размер и сроки внесения целевых взносов устанавливаются общим собранием членов товарищества. Согласно Протоколу общего собрания членов ДНТ «...» от 11.03.2018 года установлен взнос (целевой) за пользование объектами электросетевого хозяйства, принадлежащего ДНТ, который включает в себя компенсацию потерь э/э, возникающих в объектах электросетевого хозяйства. При этом, платежи, направленные на компенсацию затрат на приобретение электроэнергии, принимаются исключительно по тарифу АО «Новосибирскэнергосбыт», таким образом тариф не подвергается каким-либо изменениям со стороны ДНТ. При этом департамент самостоятельно исключил ДНТ «...» из правоотношений дачных некоммерческих товариществ и только на основании этого утверждает, что положения Закона №66 не могут быть применимы к осуществляемой ДНТ «...» деятельности. При утверждении департамента о том, что при строительстве объектов электросетевого хозяйства ДНТ «...» действовало не в интересах своих четырех членов для снабжения их электрической энергией, а в интересах извлечения прибыли с граждан, приобретающих земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов и подключающихся к электрическим сетям товарищества, возникает вопрос о какой прибыли идёт речь. ДНТ оплачивает электрическую энергию в АО «Новосибирскэнергосбыт», а члены ДНТ и иные граждане, потребляющие электричество через сети ДНТ, на основании показаний индивидуальных приборов учета, осуществляют платежи, направленные на компенсацию затрат. ДНТ «...» фактически осуществляет функции по перераспределению электрической энергии между владельцами дачных участков, то есть выступает посредником в отношениях между гражданами, использующими электроэнергию для коммунально-бытовых нужд, и энергоснабжающей организацией.
В судебном заседании Киселев С.А., его защитник доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
В соответствии с п.4 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35 ФЗ «Об электроэнергетике», сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрическое энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства».
В соответствии с п.3 ст.26 Закона № 35-Ф3 порядок определения потерь в электрических сетях и порядок оплаты этих потерь определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
Согласно п.6 Правил № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций».
В соответствии с определением, данным в статье 3 Закона № 35-Ф3, услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями».
Согласно п.2 ст.26 Закона № 35-ФЗ: «Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг».
В соответствии с п.4 ст.23.1 Закона 35-ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законом основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию. TOC \o "1-3" \h \z
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 35-Ф3: «Государственное регулированию цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации».
Соответствующие Основы ценообразования в области регулируемых цен в электроэнергетике и Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правил регулирования № 1178) утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.3013 № 74-п «Об утверждении положения о департаменте по тарифам Новосибирской области» органом, уполномоченным осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования на территории Новосибирской области (органом регулирования), является департамент по тарифам Новосибирской области.
Правилами регулирования № 1178 предусмотрен заявительный порядок установления цен (тарифов) в сфере электроэнергетики - организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, обязана обратиться в органы регулирования с предложением об установлении для нее тарифа на оказываемые ею услуги (поставляемые ресурсы) с приложением соответствующих расчетов и обосновывающих документов.
При этом в силу положений пункта 24 Правил регулирования № 1178, основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 № 184.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, владелец объектов электросетевого хозяйства не вправе требовать с потребителей электрической энергии платы за пользование объектами электросетевого хозяйства и возмещения потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Право на возмещение возникающих в принадлежащих владельцу объектах электросетевого хозяйства потерь электрической энергии, а также эксплуатационных и прочих затрат возникает только у сетевых организаций - владельцев объектов электросетевого хозяйства, отвечающих Критериям № 184; в отношении которых в установленном порядке утвержден тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии; и только по установленному тарифу на оказание услуг по передаче электрической энергии.
ДНТ «...» вправе оказывать возмездную деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии в случае установления для него уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что в эксплуатации ДНТ «...» находятся сети электроснабжения технологически присоединенные к сетям ОАО «РЭС», расположенные на территории мкр. «...», что подтверждается: договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 20.12.2010 №..., договором об осуществлении технологического присоединения от 31.05.2016 125805/5325952, актом об осуществлении технологического присоединения от 30.09.2011 №..., актом об осуществлении технологического присоединения от 28.11.2016 №... и актом разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 28.11.2016 № АРБП-54-Н-5417724.
Как следует из договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 20.12.2010 №..., заключенного ДНТ «...) ЗАО «РЭС» и акта об осуществлении технологического присоединения 30.09.2011 №... электрические сети, принадлежащие ДНТ «...» предназначены для электроснабжения 150 жилых домов, планируемых к строительству и уличного освещения.
Договор об осуществлении технологического присоединения от 31.05.2016 №..., заключен ДНТ «...» с АО «РЭС» в целях электроснабженения 113 жилых домов, планируемых к строительству и уличного освещения.
В целях электроснабжения жилых домов, технологически присоединенных к электрическим сетям ДНТ «...», ДНТ «...» заключен с ОАОi «СибирьЭнерго» (АО «Новосибирскэнергосбыт») единый договор энергоснабжения №... от 05.10.2011. Согласно указанному договору энергоснабжения электрическая энергия поставляется для населения, проживающего на территории Марусино Новосибирского района, Новосибирской области.
При этом ДНТ «...» предъявляет собственникам земельных участков жилых домов мкр. «...», технологически присоединенных к электричесеим сетям ДНТ «...» помимо оплаты за потребленную электрическую энергию требование об оплате потерь (13 % от тарифа ОАО «Новосибирскэнергосбыт» умноженный на количество потребленной электроэнергии пользователем отчетный период), возникающих в принадлежащих ДНТ «...» объект электросетевого хозяйства и плату за переток электрической энергии через принадлежащие ДНТ «...» объекты электросетевого хозяйства (70 рублей).
Указанные факты подтверждаются претензиями «о необходимости погасить задолженность за потребляемую электроэнергию и потерь в линиях», направленных председателем ДНТ «...» Киселевым С.А. гражданам ДВА, ДИА, МНВ, МАА, ДНТ «...», а также протоколом № 3 общего собрания ДНТ «Лебяжье» от 21.03.2018 года.
Суд приходит к выводу, что у председателя ДНТ «...» Киселева С.А. имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.2 ст.14.6. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что председатель ДНТ «...» Киселев С.А., совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, допустило нарушение установленного порядка ценообразования.
Кроме того, в судебном заседании председатель ДНТ «...» Киселев С.А. признал вину в совершении данного административного правонарушения.
Отягчающих вину обстоятельств, судом не установлено.
Смягчающими вину обстоятельствами суд признает признание вины, совершение административного правонарушения впервые.
Из разъяснений, содержащихся в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ является формальным и для его наличия достаточно только лишь установления самого факта нарушение установленного порядка ценообразования.
Нарушение требований закона о ценообразовании имеет широкую социальную значимость и находится под постоянным особым контролем государства, а потому оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения не имеется.
Санкция ч.2 ст.14.6 КоАП РФ предусматривает штраф в размере 50 000 рублей.
Вместе с тем в силу ч.2.2 ст.4.1. КоАП РФ При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2.3 ст.4.1. КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ранее председатель ДНТ «...» Киселев С.А. к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекался, учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, суд полагает возможным снизить размер назначенного административного штрафа до 25 000 рублей, что составляет менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.6. КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9., 29.10. КоАП РФ, суд
постановил:
Изменить постановление заместителя руководителя департамента по тарифам Новосибирской области Марунченко Е.Г. от 05.04.2019 года, которым председатель ДНТ «...» Киселев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, снизить размер административного штрафа до 25 000 рублей. В остальной части постановление заместителя руководителя департамента по тарифам Новосибирской области Марунченко Е.Г. от 05.04.2019 года оставить без изменения.
Жалобу председателя ДНТ «...» Киселева С.А. удовлетворить частично.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья: О.А. Карпец