ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-21/19 от 18.04.2019 Советского городского суда (Калининградская область)

Дело №12-21/2019

(постановление №11)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Советск 18 апреля 2019 года

Судья Советского городского суда Калининградской области Жукаускас П.П., с участием защитника Жимановой Ю.В., при секретаре Степановой М.Ю., рассмотрев жалобу ООО «Вичюнай – Русь» на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

ООО «Вичунай – Русь» подало в Советский городской суд Калининградской области жалобу на указанное постановление, которым Общество признано виновным по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

С данным решением, которое считает незаконным и необоснованным, ООО «Вичунай - Русь» не согласно по тем основаниям, что Общество не скрывало и не искажало экологической информации, направляя в Управление Росприроднадзора по Калининградской области отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров. Отчетность за 2017 год подавалась в Управление Росприроднадзора в той же форме, что и за 2016 год, готовилась также на основании договора купли-продажи, договора на оказание услуг и актов утилизации отходов, представленными сторонними организациями, ранее претензий не было. Весь объём отходов, переданных по договорам купли-продажи, договору оказания услуг засчитывался Управлением Росприроднадзора в качестве исполнения норматива утилизации, т.е. из платежной базы вычиталось количество проданных на утилизацию отходов, и сумма экологического сбора, подлежащая уплате, уменьшалась.

При этом от Управления Росприроднадзора не поступало требование откорректировать представленную отчётность, исключить из её состава договор купли-продажи, акт утилизации отходов.

В представленных договорах и актах, по мнению Управления Росприроднадзора, указаны сведения, которые противоречат друг другу, также не указана технология, которая применялась при утилизации отходов, отсутствуют сведения о производимой продукции, что не позволяет оценить достоверность сведений, и что не является подтверждением утилизации отходов и обеспечения выполнения норматива утилизации.

Акт утилизации отходов, по мнению Управления Росприроднадзора не является документом, подтверждающим выполнение норматива утилизации. Кроме того, информация, представленная в материалах, не соответствует информации представленной в адрес Управления статистической отчетности 2-ТП (отходы) Заявителем.

ООО «Вичунай – Русь» указывает в жалобе, что фактически передавало отходы упаковочного картона (макулатуру) на основании договора оказания услуг от 01 декабря 2017 года, заключенного с ООО «БалтЭкоПласт». Согласно условиям договора, ООО «БалтЭкоПласт» осуществляло оказание услуг по вывозу и утилизации вышеуказанных отходов.

По указанным обстоятельствам ООО «Вичунай - Русь» просит суд обжалуемое постановление отменить и производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Защитник ООО «Вичунай - Русь» Жеманова Ю.В. в судебном заседании поддержала жалобу основаниям, изложенным в ней.

Выслушав защитника, исследовав представленные доказательства по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) определено понятие "отходы от использования товаров", под которым понимаются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов). Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров (далее - ассоциация)(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ)

Пунктом 9.1. ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что выполнение нормативов утилизации подтверждается:договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации;

актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи(п. 9.1 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ).

Согласно п. 9.2ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, сведения о договорах и актах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 9.1 настоящей статьи, включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации(п. 9.2 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ).

В соответствии с п. 16 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗпорядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ).

В силу пункта 11 Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров (далее Правила отчетности), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1342, отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

За сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие наокружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 21.07.2014N 219-ФЗ).

ООО «Вичунай – Русь» 16 апреля 2018 года в адрес руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калининградской области (далее Управление Росприроднадзорапо Калининградской области) направилодекларацию о количестве выпущенных им в обращение на территории Российской Федерации за 2017 год готовых товаров и отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2017 год.

Согласно декларации о количестве выпущенных им в обращение на территории Российской Федерации за 2017 год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации, и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, и расчёту экологического сбора в 2017 году ООО «Вичунай – Русь» было выпущено в обращение на территории Российской Федерации:

банок консервных из чёрных металлов вместимостью менее 50литров массой 7884 кг, при этом утилизировано 0% из указанного количества;

ящиков и коробок из гофрированной бумаги или гофрированного картона - 5387599 кг, утилизировано 916 391 кг;

ящиков и коробок складывающихся из не гофрированного картона - 511072 кг, утилизировано 96 180 кг;

мешков и сумок, включая конические из полимеров этилена, - 70632 кг, утилизировано 28 130 кг;

бутылей, бутылок, флаконов и аналогичных изделий из пластмасс - 364826 кг, утилизировано 13260 кг;

прочих упаковочных изделий их пластмасс - 381 756 кг, 332 870 кг.

ООО «Вичунай – Русь»было определено, что отходы, за которые необходимо уплатить экологических сбор, составляют 2 365,2 кг отходов банок консервных из черных металлов.

В подтверждение утилизации отходов от использования товаров ООО «Вичунай – Русь» руководителю Управления Росприроднадзора по Калининградской области7 сентября 2018 года были направлены копии договоров и акты утилизации: договор купли-продажи от 01.12.2017 года о передаче ООО «БалтЭкоПласт» отходов упаковочного картона незагрязненных (код по ФККО - 405183601605) в количестве 1012,5 тонн и договор купли-продажи от 01.12.2017 года передаче ООО «БалтЭкоПласт» отходов пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязнённых (код ФККО - 43411002295) отходов полиэтиленовой тары незагрязненных (код ФККО - 43411004515) в количестве 334 тонн и акт утилизации отходов от 30.01.2018 года № б/н. Также был предоставлен договор купли-продажи от 27.05.2016 года № о передаче ООО «ЭКСО» отходов полиэтиленовой тары незагрязненных (код ФККО - 43411004515) в количестве 28 тонн и акт утилизации этих отходов от 30.01.2018 года № б/н.

Управление Росприроднадзора по Калининградской области, посчитав, что указанные сведения в договорах купли-продажи и отчетности, предоставленных ООО «Вичунай – Русь», противоречат друг другу, в актах утилизации не указана технология, которая применялась при утилизации отходов, отсутствуют сведения о производимой продукции, что не позволяет оценить достоверность сведений, и что не является подтверждением утилизации отходов и обеспечения выполнения норматива утилизации.

По указанным обстоятельствам Управление Росприроднадзора по Калининградской области пришло к выводу, что акты утилизации не являются документом, подтверждающим выполнение норматива утилизации, а информация, представленная в материалах, не соответствует информации представленной в адрес Управления статистической отчетности 2-ТП (отходы). В связи с чем, направило в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области материал для привлечения Общества к административной ответственности.

Заместитель начальника отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Генералов Д.С., рассмотрев 31 января 2019 года дело об административном правонарушении, постановлением от 31.01.2019 года признал ООО «Вичунай – Русь» виновным в совершении административногоправонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и подверг наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Суд соглашается с доводом ООО «Вичунай – Русь», что данное постановление необоснованное и подлежит отмене, а производство прекращению за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения по следующим основаниям.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 КоАП РФ, может быть совершено только с прямым умыслом.

Вышеуказанные акты утилизации, ООО «Вичунай – Русь» составлены по форме, рекомендованной письмом Росприроднадзора от 15.12.2016г. № АС-10-01-36/25460.

В соответствии с п.14 Правил отчетности представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФот 08.12.2015 при недостаточности информации, указанной в отчётности, представленной производителем товаров, контролирующий орган вправе запросить у него дополнительную информацию, необходимую для осуществления контроля за достоверностью и полнотой сведений, указанных в представленной отчетности.

Сведения о произведённой в процессе утилизации товарной продукции и о применённых технологиях Управлением Росприроднадзора по Калининградской областини у ООО «Вичунай – Русь», ни у лиц, привлечённых им для утилизации упаковки, не запрашивались. Такие сведения в деле об административном правонарушении отсутствуют.

Суд соглашается с доводом ООО «Вичунай – Русь», что недостаточность данных, невостребованных Управлением Росприроднадзора по Калининградской областив рамках, возложенных на него контрольных полномочий по проверке предоставленной Обществом отчётности, не могла являться основанием для вывода об умышленном её сокрытии, искажении, недостоверном и неполном предоставлении и привлечения его к административной ответственности, предусмотренной cm. 8.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, ООО «Вичунай – Русь» представлены суду доказательства, подтверждающие утилизацию отходов, в том числе технологию их утилизации.

Так, в соответствии Актом утилизации, составленным 30 января 2018годасторонами договора «Вичунай – Русь» и ООО «БалтЭкоПласт»от 01 января 2017года, и письмом ООО «БалтЭкоПласт» от 31 января 2018года ООО «БалтЭкоПласт» за период с 01 января по 31 декабря 2017года было принято от ООО «Вичюнай-Русь» 1012571 кг отходов упаковочного картона, в том числе916391 кг отходов гофрированного картона и 96 180 кг отходов негофрированного картона, которые были регенерированы путём очистки, сортировки и прессования в макулатуру марок МС-5Б, МС-6Б (ГОСТ 1070097) в кипах, переданную организациям, использовавшим её в собственном производстве.

Из Акта утилизации, составленного 30 января 2018года сторонами договора ООО «Вичунай – Русь» и ООО «БалтЭкоПласт»от 01 октября 2016года, и письмом ООО «БалтЭкоПласт» от 31 января 2018 года установлено, что ООО «БалтЭкоПласт» за период с 01 января по 31 декабря 2017года в рамках указанного договора было принято от ООО «Вичюнай-Русь» 346130 кг отходов полиэтиленовойупаковочной плёнки и пластмассовой тары, которые были регенерированы путём сортировки, агломерирования, дробления, плавки и резки в гранулы из полимеров этилена высокой плотности низкого давления (HDPE) и в гранулы из полимеров этилена низкого давления (LDPE, LLDPE), а также путём чистки, сортировки, обработки и прессования во вторичный полиэтилен (код товара по Общероссийскому классификатору продукции 22.29.29.190). Гранулы из полимеров этилена и вторичный полиэтилен переданыООО«БалтЭкоПласт» организациям, использовавшим указанные товары в качестве сырья в собственном производстве.

Управление Росприроднадзора по Калининградской области, не выполнив возложенные на него контрольные полномочия по проверке предоставленной отчётности, в том числе по истребованию от ООО «Вичунай – Русь» дополнительныхдоказательств, подтверждающих достоверность сведений в отчетности, необоснованно пришло к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения.

Эти же обстоятельства не были проверены и должностным лицом при привлечении Общества к административной ответственности, что повлекло принятие необоснованного постановления по делу об административном правонарушении. Кроме того, должностным лицом, рассматривавшим дело об административно правонарушении, не отражено, в чём конкретно содержится недостоверность сведений в отчетности, и не указал их.

При изложенных обстоятельствах суд жалобу ООО «Вичунай – Русь» находит обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 24 ч. 1 п. 2, 30.1, 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Жалобу ООО «Вичюнай – Русь» на постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, удовлетворить.

Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, вынесенное 31 января 2019 года заместителем начальника отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Генераловым Д.С., о признании ООО «Вичюнай – Русь» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере двадцать тысяч рублей, отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Советский городской суд в течение десяти суток со дня его вручения или получения.

Судья П.П. Жукаускас