ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-235/2016 от 30.05.2016 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

№12-235/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

суда апелляционной инстанции

30 мая 2016 года гор. Махачкала

Судья Советского районного суда гор. Махачкалы ФИО5 (<...>), рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,

установила:

Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12. КОАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

ФИО2 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, указывая, что выводы мирового судьи основаны на неправильной оценке фактических обстоятельств дела». В частности, протокол об административном правонарушении составлен без его участия, данный протокол подписан лицом, не состоящим в трудовых отношениях с ООО «Меркурий» - ФИО4 Данный свидетель судом не допрошен, что свидетельствует о необъективности судебного разбирательства. Кроме того судом в обосновании постановления указывается, что его вина так же подтверждается в том числе и фотоснимками, ДВД-диском, из которого якобы видно, что на прилавке обнаружена и изъята алкогольная продукция. Однако суд не установил, соответствует ли данное видео требованиям, предъявляемым административным законодательством к доказательствам.

В судебном заседании ФИО2 жалобу поддержал, просил ее удовлетворить на основании доводов изложенных в ней.

МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу в судебное заседание своего представителя не направило, в своих возражениях просило постановление мирового суда оставить в силе, а апелляционную жалобу ФИО2 без удовлетворения.

Выслушав ФИО2, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ наступает за оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.

Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.

В соответствии со ст. 12 Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке.

В силу ч. 3 ст. 12 названного закона федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, а также являются носителями информации ЕГАИС и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС. Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (ч. 3.3 ст. 12 Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

В соответствии с ч. 6 ст. 12 Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок (далее - ФСМ) и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 26 Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрено, что оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со ст. 12 данного Закона, либо с маркировкой поддельными марками, запрещен.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления ФС по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу был составлен протокол N 07-15/31 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ в отношении директора ООО «Меркурий» ФИО2, согласно которому, ДД.ММ.ГГГГ, в период проведения мониторинга цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукции крепостью свыше 28 процентов в организациях (торговых местах) розничной торговли, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, на основании приказа МРУ Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении сотрудниками Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу мониторинга цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов в организациях розничной торговли, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа», на территории Республики Дагестан, по адресу места осуществления деятельности по розничной торговле алкогольной продукцией ООО «Меркурий» в "магазине «Меркурий» расположенного по адресу: <адрес>, на основании лицензия per. от 22.05.2013г выданной комитетом по виноградарству и регулированию алкогольного рынка по <адрес>, сроком действия с 22.05.2013г до 22.05.2016г, установлен факт реализации алкогольной продукции, имеющей признаки нарушения установленного порядка соответствующей маркировки и нанесения информации на федеральные специальные марки, а именно:

- водка «Белуга», крепостью 40%, емкостью 0,375 литра, производства ООО
«Марийнский ликеро-водочный завод», адрес производства: Россия, 652154,
<адрес>, дата розлива ДД.ММ.ГГГГ, в
количестве 4 бутылок, нанесены федеральные специальные марки («старого
образца») , ,022 594815109, 022 594814538.

- водка «Медведь», крепостью 40%, емкостью 0,7 литра, производства ООО
«Самарский комбинат Родник», адрес производства: Россия, 443022, <адрес>, ул.
Ветлянская, 50, дата розлива ДД.ММ.ГГГГ, в количестве 2 бутылок, нанесены
федеральные специальные марки («старого образца») ,
667302089, чем нарушил требования ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

По данному факту в отношении ООО «Меркурий» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ.

В рамках административного расследования по указанному делу проведен осмотр, принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

В ходе осмотра водка «Белуга» в количестве 4 бутылок №ФСМ 022 594814534, ,022 594815109, 022 594814538, водка «Медведь» в количестве 2 бутылок №ФСМ 022 667301890, , изъята из оборота в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Меркурий», в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» (далее — постановление Правительства Российской Федерации ), для нанесения на потребительскую тару федеральных специальных марок, подтверждающих фиксацию сведений о маркируемой алкогольной продукции в единой информационной системе, должна применяться технология, исключающая возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающая возможность считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой информационной системы в течение всего срока нахождения алкогольной продукции в обороте. Оборот алкогольной продукции маркированной федеральными специальными марками, выданными с ДД.ММ.ГГГГ, в установленном порядке, допускается по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

С I января 2015 года допускается оборот алкогольной продукции, маркированной только марками «нового образца». Требования к образцам федеральных специальных марок «нового образца» устанавливаются Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно утрачивают силу Требования к образцам федеральных специальных марок и Форма отчета об использовании выданных федеральных специальных марок, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с изложенным, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определены требования к федеральным специальным маркам, которыми маркирована алкогольная продукция, находящаяся в обороте. Федеральные специальные марки «старого образца»: «Алкогольная продукция свыше 25%», дата выпуска ФСМ 2012 год, не соответствуют Требованиям утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Так, ДД.ММ.ГГГГ протоколом об административном правонарушении установлено, что юридическим лицомООО «Меркурий» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к указанной статье установлено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В тоже время в данном примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Следовательно, ФИО2, являясь должностным лицом, которому в установленном законом порядке согласно учредительным документам общества были предоставлены все необходимые полномочия, будучи ответственным за соблюдение установленного порядка маркировки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не предпринял мер, необходимых для исполнения возложенной на него законом обязанности, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ.

Таким образом, в нарушение положений п. 3.1 ст. 12, абз. 9 ч.1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Правил нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» должностным лицом - директором ООО «Меркурий» ФИО2, не принято надлежащих мер по контролю за соблюдением законодательства в области обороти алкогольной продукции, в результате чего, ООО «Меркурий» ДД.ММ.ГГГГ (время совершения правонарушения) осуществлялся незаконный оборот (розничная реализация) алкогольной продукции, по адресу: <адрес> (место совершения правонарушения), без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.

Мировым судом надлежащим образом изучены все обстоятельства дела и принято законное и обоснованное решение о признании ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.12 КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ судом не установлено.

Довод ФИО2 о том, что протокол об административном правонарушении составлен без его участия, данный протокол подписан не состоящим в трудовых отношениях с ООО «Меркурий» - ФИО6 3., не соответствует действительности и противоречит материалам дела.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.12 КоАП РФ, в отношении ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ составлен в отсутствии надлежаще извещенного лица - ФИО2

В соответствии с ч. 2-3 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Извещение о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении вместе с иными процессуальными документами по делу направлены сопроводительными письмами от ДД.ММ.ГГГГ № у8-457/©7 и № у8-456/07 директору ООО «Меркурий» ФИО2 по адресу места нахождения Общества, а также по адресу регистрации места жительства соответственно. Кроме того, извещение о необходимости явки для составления протокола направлено ФИО2 телеграммой.

Кроме того, в своей жалобе ФИО2 указывает на то, что мировым судьей в ходе рассмотрения дела не был допрошен свидетель ФИО7 3. Данный довод также не подлежит принятию, поскольку принятие решения о вызове свидетеля для дачи показаний является правом судьи, а не обязанностью.

Мировой судья, всесторонне и полно изучив материалы дела, установив наличие в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, принял законное постановление о признании виновного ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.12 КоАП РФ.

Следует отметить, что довод ФИО2 о том, что судом не установлено, соответствуют ли видео и фотосъемка, произведенные в ходе осмотра помещения требованиям КоАП, также является несостоятельным.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Согласно ч. 3 ст. 27.8 КоАП РФ в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

В силу ч. 5 ст. 27.8 КоАП РФ в протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ. Запись о применении фото- и киносъемки вещественных доказательств в протоколе имеется. Оснований не доверять представленным доказательствам у сада не имелось.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

постановила:

Постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО2, без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд РД.

Судья: ФИО3