Судья, вынесший обжалуемое Дело № 7-12/2019
постановление, Пугачёв В.В. № 12-2/2019
Р Е Ш Е Н И Е
город Анадырь 15 апреля 2019 года
Судья суда Чукотского автономного округа Зиновьев А.С.
при секретаре Ромахиной М.В.,
с участием прокурора Талаевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Чукотского автономного округа на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу от 11 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Квазар-ЛТД», решение Чаунского районного суда от 5 февраля 2019 года,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу ФИО1 (далее – государственный инспектор) от 11 сентября 2018 года № 02-048/2018 (далее - постановление от 11 сентября 2018 года) юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Квазар-ЛТД» (далее – ООО «Квазар-ЛТД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
На данное постановление и.о. прокурора Чукотского автономного округа принесён протест в Чаунский районный суд с просьбой постановление отменить, производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Чаунского районного суда от 5 февраля 2019 года постановление от 11 сентября 2018 года изменено, из обвинения исключены действия ООО «Квазар-ЛТД», выразившиеся в умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов. В остальной части постановление оставлено без изменения, протест и.о. прокурора Чукотского автономного округа – без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, заместитель прокурора Чукотского автономного округа принёс протест на него в суд Чукотского автономного округа, в котором просит вышеназванные постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Квазар-ЛТД» прекратить.
В судебном заседании прокурор Талаева О.И. доводы протеста поддержала в полном объёме.
Государственный инспектор ФИО1 и законный представитель юридического лица ООО «Квазар-ЛТД», будучи надлежащим образом извещёнными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки в известность суд не поставили и не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела по существу.
Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, изучив доводы протеста и заслушав позицию прокурора, прихожу к следующему.
Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Из постановления от 11 сентября 2018 года следует, что 28 августа 2018 года в 18 часов, при проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Квазар-ЛТД», государственным инспектором ФИО1 установлено, что у ООО «Квазар-ЛТД» в процессе хозяйственной деятельности образуются отходы 2-5 класса опасности. Однако, в нарушение пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), статистическая отчётность по форме 2-ТП (отходы), утверждённая приказами Росстата от 28 января 2011 года № 17, от 10 августа 2017 года № 529, за 2015-2017 годы юридическим лицом в установленные сроки в адрес Управления не представлена. Приказом Росстата от 28 января 2011 года № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», а также приказом Росстата от 10 августа 2017 года № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена отчётность – годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления.
В соответствии с указанными приказами Росстата срок предоставления отчётности по форме 2-ТП (отходы) в территориальный орган Росприроднадзора в субъекте – Управление Росприроднадзора по Чукотскому АО для юридических лиц установлен 1 февраля после отчётного периода, то есть должна быть предоставлена не позднее 1 февраля за отчётные периоды, в данном случае за 2015, 2016, 2017 годы.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Квазар-ЛТД» к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ.
Рассматривая протест и.о. прокурора Чукотского автономного округа и отказывая в его удовлетворении, судья районного суда пришёл к выводу о том, что статистическая отчётность об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2015-2017 года содержит экологическую информацию, которая не была представлена в установленные сроки ООО «Квазар-ЛТД» в Управление Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу, в связи с чем действия юридического лица образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 КоАП РФ.
Данный вывод судьи Чаунского районного суда нахожу ошибочным, а довод протеста прокурора о том, что бездействие ООО «Квазар-ЛТД», выразившееся в непредставлении отчета по форме 4№ 2-ТП (отходы), следует квалифицировать по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, - заслуживающим внимания.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 2 названного закона под федеральным статистическим наблюдением следует понимать сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета; под первичными статистическими данными - документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения, получаемую от респондентов, или информацию, документируемую непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.
Субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 282-ФЗ).
Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 620 (далее – Положение № 620).
Согласно пункту 4 Положения № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Росстата от 10 августа 2017 года № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
В соответствии с требованиями названного приказа юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, предоставляют до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
Согласно пункту 57.3 Федерального плана статистических работ, утверждённого распоряжением Правительства российской Федерации от 6 мая 2008 года № 671-р, Росприроднадзор является субъектом официального статистического учёта, осуществляющим сбор и обработку сведений об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, ежегодно предоставляемых респондентами по форме № 2-ТП (отходы).
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) предоставляется в территориальный орган Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации ежегодно до 1 февраля после отчётного периода.
Согласно пункту 14 Положения № 620 непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО «Квазар-ЛТД», осуществляя свою хозяйственную деятельность, в течение 2015-2017 годов статистические отчёты по форме 2-ТП (отходы) в Управление Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу не представляло.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Из конструкции КоАП РФ усматривается, что административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, содержащиеся в главе 8 КоАП РФ, и административные правонарушения в области связи и информации, перечисленные в главе 13 КоАП РФ, имеют разные родовые объекты посягательства. По статье 8.5 КоАП РФ – это общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, по статье 13.19 КоАП РФ – отношения в области связи и информации.
В данном конкретном случае часть 1 статьи 13.19 КоАП РФ по отношению к статье 8.5 КоАП РФ является специальной нормой и, поскольку в вину юридическому лицу вменяется непредоставление статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы), утверждённой приказами Росстата от 28 января 2011 года № 17, от 10 августа 2017 года № 529, обязательность предоставления которой предусмотрена пунктом 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ, совершённое им бездействие подлежит квалификации по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.
Переквалификация действий юридического лица со статьи 8.5 КоАП РФ на часть 1 статьи 13.19 КоАП РФ, имеющую иной родовой объект посягательства, невозможна (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения, в данном случае – состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 КоАП РФ, начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
По смыслу части 3 статьи 30.9 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на решение судьи по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене решения судьи и постановления должностного лица и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.9, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу от 11 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Квазар-ЛТД» и решение судьи Чаунского районного суда от 5 февраля 2019 года по протесту прокурора на указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
Протест заместителя прокурора Чукотского автономного округа удовлетворить.
Судья А.С. Зиновьев