ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-2/2018 от 24.04.2018 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья, вынесший обжалуемое Дело № 7-20/2018 постановление, Куцкий К.Г. № 12-2/2018

Р Е Ш Е Н И Е

город Анадырь 24 апреля 2018 года

Судья суда Чукотского автономного округа Зиновьев А.С.

при секретаре Гребцовой С.Н.,

с участием защитника Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотснаб» по доверенности Сизовой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотснаб» на решение судьи Анадырского районного суда Чукотского автономного округа от 27 февраля 2018 года по жалобе Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотснаб» (далее – ГУП ЧАО «Чукотснаб», предприятие) на постановление о назначении административного наказания от 11 января 2017 года № 02-001/2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, в отношении юридического лица ГУП ЧАО «Чукотснаб»,

у с т а н о в и л:

постановлением от 11 января 2017 года № 02-001/2017 (далее – постановление от 11 января 2017 года), вынесенным госинспектором РФ Управления Росприроднадзора по Чукотскому АО П.., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, юридическое лицо ГУП ЧАО «Чукотснаб» привлечено к административной ответственности и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Анадырского районного суда от 27 февраля 2018 года постановление от 11 января 2017 года оставлено без изменения, жалоба ГУП ЧАО «Чукотснаб» – без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи Анадырского районного суда от 27 февраля 2018 года, ГУП ЧАО «Чукотснаб» подало на него жалобу в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд, в которой просит решение от 27 февраля 2018 года отменить, принять по делу новое решение.

Госинспектор РФ Управления Росприроднадзора по Чукотскому АО П.., будучи надлежаще извещённым о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки в суд не сообщил и не ходатайствовал об отложении разбирательства дела.

В судебном заседании защитник ГУП ЧАО «Чукотснаб» по доверенности Сизова А.Б. доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить, решение судьи отменить.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, в отношении ГУП ЧАО «Чукотснаб» в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ГУП ЧАО «Чукотснаб» Сизовой А.Б., прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

В протоколе об административном правонарушении № 02-010/2016 от 29 декабря 2016 года и в постановлении от 11 января 2017 года указано, что по результатам проверки, проведённой Управлением Росприроднадзора по Чукотскому АО, составлен Акт от 28.12.2016 № 034/2016, которым (дословно) «установлено, что на территории сельского поселения Усть-Белая Анадырского муниципального района на правом берегу реки Анадырь на расстоянии 7-10 метров от береговой линии находится объект ГУП ЧАО «Чукотснаб» (автозаправочная станция). Ширина водоохранной зоны реки Анадырь составляет 200 метров (в соответствии с Проектом схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейнов рек Чукотского автономного округа № 24(С-12-07) от 27 ноября 2012г. и информационным письмом, представленным отделом водных ресурсов по Чукотскому автономному округу Амурского бассейнового водного управления от 28 декабря 2016г. № 01-15/2002), следовательно, объект ГУП ЧАО «Чукотснаб» (автозаправочная станция) находится в водоохранной зоне реки Анадырь. На территории АЗС находится 3 ёмкости с колонками: 1 ёмкость 10 куб.м под бензин марки Б-80 и 2 ёмкости по 25 куб.м (одна под дизельное топливо, другая под бензин марки Б-92).

Как следует из письма ГУП ЧАО «Чукотснаб» от 26 декабря 2016г. № 09-01/И4019, дата ввода в эксплуатацию 2 ёмкостей по 25 куб.м (инв. № 2056; инв. № 2057) – 26 июня 2003г., контейнерная автозаправочная станция – 10 куб.м (инв. № 5415) – 18 декабря 2007г.

Ёмкости не оборудованы дыхательными клапанами для улавливания вредных испарений, обваловка отсутствует, при аварийном разливе ГСМ нефтепродукты неизбежно попадут в реку Анадырь – водоем высшей категории рыбохозяйственного значения. График работы АЗС два дня в неделю: вторник, пятница с 10 часов до 13 часов, в остальное время АЗС находится без охраны.

Управлением финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района на основании договора аренды от <дата>. находящегося в государственной собственности земельного участка ГУП ЧАО «Чукотснаб» представлен в аренду земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под объект придорожного сервиса, площадью <данные изъяты> Нормативно правовые документы на АЗС, расположенную на территории участка <данные изъяты>, у Предприятия отсутствуют.

Статьёй 65 Водного кодекса Российской Федерации определено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии с п.3 ч.4 ст.65 ВК РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьёв протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

На основании ч.13 ст.65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

В соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ в водоохранной зоне запрещается размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и данного Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств.

Дата совершения административного правонарушения: правонарушение является длящимся и выявлено 6 декабря 2016 года в 13 часов 00 минут (справка государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу).

Место совершения административного правонарушения: <адрес>

Исходя из вышеизложенного, юридическое лицо Государственное унитарное предприятие Чукотского автономного округа «Чукотснаб» осуществляет использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ».

Рассматривая жалобу и оставляя постановление должностного лица без изменения, судья Анадырского районного суда пришёл к выводу о наличии в действиях ГУП ЧАО «Чукотснаб» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.

Поскольку указанный вывод судьи является правильным, оснований для отмены решения по доводам жалобы ГУП ЧАО «Чукотснаб» не усматриваю.

Довод жалобы о необоснованном неприменении судьёй районного суда при рассмотрении жалобы пункта 1 статьи 6.5 Федерального закона от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», введённой Федеральным законом от 21 октября 2013 года № 282-ФЗ, согласно которому допускается эксплуатация в границах водоохранных зон автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов и используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств станций технического обслуживания, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу пункта 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, и утверждение в жалобе о том, что на КАЗС и ёмкости под ГСМ, которые не являются объектами недвижимого имущества, не требуется разрешение на строительство и акт ввода в эксплуатацию, поскольку движимое имущество не является объектом капитального строительства, нахожу основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.

В силу части 1 статьи 34 и части 1 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки, а также иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно основным понятиям указанного Федерального закона к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, относятся объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;

источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества;

стационарный источник загрязнения окружающей среды – это источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.

Согласно пункту 1 статьи 38 ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции Федерального закона от 26 июня 2007 года № 118-ФЗ запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

Из материалов дела усматривается, что две ёмкости ГСМ и КАЗС, являющиеся одновременно объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и стационарными источниками загрязнения окружающей среды, были введены в эксплуатацию соответственно 26 июня 2003 года и 18 декабря 2007 года на земельном участке, который предприятию в установленном законом порядке не предоставлялся, в отсутствие каких-либо официальных разрешений. Данное обстоятельство подтверждается письмом Главы Администрации Анадырского муниципального района от 27 ноября 2017 года, из которого следует, что разрешение на использование данного земельного участка до 2016 года Администрацией не выдавалось.

То обстоятельство, что в настоящее время предприятие получило право на использование занимаемого им земельного участка на условиях договора аренды, основанием для вывода о законности эксплуатации двух ёмкостей ГСМ и КАЗС в водоохранной зоне не является, поскольку договор аренды земельного участка заключён между ГУП ЧАО «Чукотснаб» и Управлением финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района 30 ноября 2016 года, то есть через три года после вступления в силу пункта 5 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ, которым был введён запрет на размещение автозаправочных станций в водоохранных зонах.

Кроме того, согласно указанному договору аренды от <дата> данный земельный участок площадью 285,0 кв.м предоставлен ГУП ЧАО «Чукотснаб» с видом разрешенного использования: под объект придорожного сервиса, а не под размещение на нём АЗС.

Как следует из письма Главы Администрации Анадырского муниципального района от 27 ноября 2017 года, Администрация не располагает данными о месте нахождении передвижной АЗС ГУП ЧАО «Чукотснаб».

Более того, в силу положений частей 1 и 2 статьи 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В материалах дела сведения о постановке двух ёмкостей ГСМ и КАЗС на государственный учёт отсутствуют.

Как усматривается из содержания правовых норм ФЗ «Об охране окружающей среды», в нём идёт речь о любых объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а не только об объектах недвижимого имущества и капитального строительства, как ошибочно полагает ГУП ЧАО «Чукотснаб», поэтому на такие объекты распространяются требования о разрешении на ввод в эксплуатацию, требования об их государственной регистрации, проведении экологической экспертизы, законном предоставлении земельного участка.

Доводы жалобы о том, что демонтаж КАЗС и двух ёмкостей ГСМ требует значительных финансовых затрат и длительного времени для их выполнения, что приведёт к срыву поставок нефтепродуктов организациям и нарушению жизнедеятельности населения <адрес>, юридического значения для рассмотрения дела по существу не имеют.

Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении судьёй районного суда не допущено. Обстоятельств, которые могли бы являться основанием к отмене судебного решения, не установлено.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 30.9 и пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на решение судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении решения судьи без изменения, а жалобы без удовлетворения;

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

решение судьи Анадырского районного суда Чукотского автономного округа от 27 февраля 2018 года по жалобе Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотснаб» на постановление о назначении административного наказания от 11 января 2017 года № 02-001/2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, в отношении юридического лица ГУП ЧАО «Чукотснаб», оставить без изменения, жалобу Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотснаб» – без удовлетворения.

Судья суда Чукотского

автономного округа А.С. Зиновьев