ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-31/2016 от 09.03.2016 Клинского городского суда (Московская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

9 марта 2016 года г. Клин

Судья Клинского городского суда Московской области Борщ А.П.,

при секретаре Сергодеевой Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело № 12-31/2016 по жалобе Открытого акционерного общества «Кондитерско-булочный комбинат «Черёмушки» на постановление № /номер/ старшего государственного инспектора по охране природы Департамента Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу Каримова А.Г. от /дата/ 2015 года по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),

Установил

Постановлением №/номер/ старшего государственного инспектора по охране природы Департамента Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу Каримова А.Г. от /дата/ 2015 года ОАО «Кондитерско-булочный комбинат «Черёмушки» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере /сумма/ рублей (л.д. 4-8).

В постановлении указано о том, что в период с /дата/ 2015 года по /дата/ 2015 года Департаментом Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу (далее- Департамент) проводилась плановая выездная проверка исполнения и соблюдения норм и требований природоохранного и экологического законодательства Российской Федерации (далее - проверка) Открытого акционерного общества «Кондитерско-булочный комбинат «Черёмушки» (ОАО «КБК «Черёмушки) (далее - Общество, Предприятие), юридический/фактический адрес:/адрес/, основным видом деятельности Общества является производство и реализация хлебобулочной и кондитерской продукции и др., согласно Уставу Общества от /адрес/ 2011 года. Согласно документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещении № /номер/ от /дата/ 2011 г., годовой норматив образования отходов производства и потребления на предприятии составляет 1329,922 тонн/год, всего 43 наименований отходов, в тои числе I класса опасности - 1 наименование, II класса опасности - 1 наименование, III класса опасности - 9 наименований, IV класса опасности - 11 наименований, V класса опасности - 21 наименование. Согласно предъявленной информации, в 2014 году ОАО КБК «Черёмушки» проводились строительные работы и списание мебели, в результате чего Обществом превышен норматив образования отхода «Мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный». По предъявленному расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2014 г., на предприятии образовалось 475,2050 тонн отхода «Мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный», что превышает установленный Документом норматив образования вышеуказанного отхода (4,1760 тонн/год). Согласно платежному поручению № /номер/ от /дата/ 2015 г., ОАО КБК «Черёмушки» внесена доплата за размещение вышеуказанных отходов на полигоне ТБО «Алексинский карьер».

Факт превышения установленного норматива образования вышеуказанного отхода подтверждается данными представленного порядка в области обращения с отходами.

/дата/ 2015 года в суд поступила жалоба ОАО КБК «Черёмушки» на это постановление, в которой Общество просит признать постановление незаконным и отменить его, по следующим основаниям: 1) ОАО КБК «Черёмушки» допущено сверхнормативное образование отхода «Мусор от бытовых помещений организации крупногабаритный», а также сверхлимитное размещение указанного отхода на полигоне ТБО «Алексинский карьер», 2) норматив образования отходов был превышен в связи с проведением в 2014 г. строительных работ и списанием мебели, 3) ОАО КБК «Черёмушки» по платёжному поручению № /номер/ от /дата/ 2015 г. внесло доплату в сумме /сумма/ рублей (л.д. 27) на счёт Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу за размещение вышеуказанных сверхнормативных отходов на полигоне ТБО «Алексинский карьер»; данное постановление Обществу поступило по почте, и Общество считает, что в его действиях нет состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, а доводы Департамента о нарушении ст. ст. 11, 18 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» и ст. 24 Закона РФ «Об охране окружающей среды» не основаны на фактических данных, в связи с чем, данное постановление является незаконным, по следующим основаниям: Общество не осуществляет и не осуществляло деятельность по размещению отходов, не имеет лицензии на эту деятельность, следовательно, не может нарушать экологические и санитарно-эпидемиологические требования в области обращения с отходами; Общество допустило сверхнормативное образование отходов в процессе хозяйственной деятельности, но вмененная ему ст. 8.2 КоАП РФ не предусматривает ответственности за превышение нормативов образования отходов в процессе хозяйственной деятельности (эта позиция также подтверждается решением Арбитражного суда г. Москвы по делу №А40-90219/12-148-855); согласно ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под обращением с отходами следует понимать следующие виды деятельности: деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в составе видов деятельности по обращению с отходами отсутствует деятельность, в процессе которой образуются отходы, в связи с чем объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ в действиях Общества полностью отсутствует, Общество превысило нормативы образования отходов, но внесло плату за это превышение в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу с учётом пятикратного повышающего коэффициента (платежное поручение № /номер/ от /дата/ 2015 г.).

В судебное заседание законный представитель Открытого акционерного общества «Кондитерско-булочный комбинат «Черёмушки» не явился; направленное по его юридическому адресу извещение возвращено в суд, по истечении срока хранения (л.д. 146); данное обстоятельство свидетельствует о надлежащем извещении Общества и является основанием к рассмотрению жалобы в отсутствие его законного представителя.

От представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу поступило письменное заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие, с возражениями против поданной ОАО КБК «Черёмушки» жалобы (л.д. 71-72).

Проверив материалы дела, суд пришёл к следующему.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06. 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе и соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшение количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты их размещение.

Согласно п. 3 той же статьи Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с п. 5 той же статьи Закона, при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 приказа Минприроды России № 50 от 25.02.2010 г. «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказании услуг.

Однако ОАО КБК «Черёмушки», в нарушение установленного документа об утверждении нормативов образовании отходов и лимитов на их размещении рег. №45/4816 м. от /дата/ 2011 г., допущено сверхнормативное образование отхода «Мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный», а также сверхлимитное размещение указанного отхода на полигоне ТБО «Алексинский карьер» в Клинском районе Московской области.

Таким образом, у ОАО КБК «Черёмушки» имелась возможности для соблюдения требований ст. ст. 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", на отходы I - IV класса опасности должен быть разработан паспорт отхода, который составляется на основании данных о составе и свойствах отхода, оценки его опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно п. 6 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление), индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (в настоящее время указанный порядок не установлен).

Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, в случае, если обязанность составить паспорт на отход I - IV класса опасности возникла у хозяйствующего субъекта после 1 августа 2014 года, то возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта предусмотрена административная ответственность, у него не было, в связи с отсутствием в этот период вступившего в силу порядка подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.

Вместе с этим, в случае, если обязанность по составлению паспорта на отход I - IV класса опасности у хозяйствующего субъекта возникла до вступления в силу Постановления (в период действия приказа Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов", применявшегося Росприроднадзором и его территориальными органами ранее при проведении паспортизации отходов I - IV класса опасности, в части не противоречащей законодательству Российской Федерации), то есть отходы I - IV класса опасности были образованы до 01.08.2014, однако, паспортизация отходов I - IV класса опасности до указанного срока осуществлена не была, то хозяйствующие субъекты несут ответственность, предусмотренную ст. 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение требований природоохранного законодательства.

В соответствии с п.1, подп.1 п.2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, отходы производства и потребления, вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 4.1 того же Закона, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Cтроительные отходы относятся к V классу опасности отходов.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

Вина ОАО КБК «Черёмушки» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждена актом проверки Департамента № /номер/ от /дата/ 2015 года (л.д. 90-94), протоколом об административном правонарушении № /номер/ от /дата/ 2015 года (л.д. 98-101), который был получен представителем ОАО КБК «Черёмушки» Мазаевым С.В. (по доверенности № /номер/ от /дата/ 2015 г.) /дата/ 2015 года (л.д. 101).

Дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом Департамента в отсутствие законного представителя ОАО КБК «Черёмушки», в соответствии с требованиями закона, и наказание Обществу назначено в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при рассмотрении административного дела должностным лицом Департамента нет.

Вопреки доводам рассматриваемой жалобы, при рассмотрении дела должностным лицом, на основании ст. 26.1 КоАП РФ, установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка предоставленным доказательствам, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Правовых оснований для переоценки доказательств у суда не имеется. Каких- либо неустранимых сомнений, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу также не установлено.

Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения являются необоснованными, поскольку в процессе деятельности Общества образовались отходы, с нарушением установленного законом порядка, а факт внесения Обществом платы за сверхнормативное образование отходов, в силу принципа платности данной деятельности, не является основанием для освобождения от административной ответственности за нарушение норматива образования отходов.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, ст. 30.8 КоАП РФ, судья

Решил

Постановление № /номер/ старшего государственного инспектора по охране природы Департамента Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу Каримова А.Г. от /дата/ 2015 года о привлечении Открытого акционерного общества «Кондитерско- булочный комбинат «Черёмушки» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение 10 дней со дня получения копии настоящего решения.

Судья: А. П. Борщ