ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-320/20 от 09.04.2020 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<адрес> 09 апреля 2020 года

Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО4,

рассмотрев заявление защитника ФИО2, в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения о прекращении исполнения постановления Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части административного выдворения ФИО1 за пределы РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 являясь гражданином <данные изъяты>, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 20.25 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде принудительного и контролируемого перемещения указанного лица через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации. До выдворения ФИО1 постановлено содержать в Центре временного содержания иностранных граждан ГУ МВД РФ по <адрес> (с местом дислокации в <адрес>) по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление вступило в законную силу.

Защитник ФИО2, в интересах ФИО1 обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнения постановления в части административного выдворения ФИО1 за пределы РФ, указав, что возвращение ФИО1 на родину невозможно, в связи с военными действиями. Родители ФИО1 являются гражданами РФ. ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> принято решение о предоставлении ФИО1 временного убежища на территории РФ сроком один год. Содержание ФИО1 в ЦВСИГ ГУ МВД России по <адрес> нарушает его гражданские права. Полагает, что дальнейшее содержание ФИО1 в Центре временного содержания иностранных граждан незаконно и необоснованно, просит освободить ФИО1 из Центра временного содержания иностранных граждан и прекратить исполнения постановления в части административного выдворения ФИО1 за пределы РФ.

Защитник ФИО2 в интересах ФИО1 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, каких-либо ходатайство об отложении от сторон не поступало, просила заявление рассмотреть в её отсутствие. В связи с этим, суд считает возможным рассмотреть данное заявление в отсутствие защитника ФИО2.

Проверив заявление, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке,

установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

Согласно ст. 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае: издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (пункт 1); признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (пункт 2); смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим (пункт 3); истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 данного Кодекса (пункт 4); отмены постановления (пункт 5); вынесения в случаях, предусмотренных данным Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания (пункт 6).

В соответствии со ст. 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу (часть 1); течение срока давности, предусмотренного частью 1 данной статьи, прерывается в случае, если лицо привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания; исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного липа либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание (часть 2); в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6 и 31.8 данною Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления (часть 3); в случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки (часть 4).

Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства ФИО3" положения указанных статей КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не позволяют разрешить в судебном порядке вопрос о правомерности дальнейшего содержания лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении этого лица за пределы Российской Федерации.

В связи с этим Конституционный Суд РФ указал, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, лицам без гражданства, помещенным в целях обеспечения исполнения назначенного им административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности их выдворения, во всяком случае по истечении трех месяцев со дня принятия постановления о назначении такого наказания, должно быть предоставлено право на обращение в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в соответствующем специальном учреждении, что не исключает принятие судом решения об отказе в его удовлетворении, если основания для помещения в специальное учреждение сохраняются, а реальная возможность выдворения за пределы Российской Федерации не утрачена.

Постановление Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 вступило в законную силу. Следовательно, назначенное ФИО1 наказание подлежит обязательному исполнению.

Центры временного содержания иностранных граждан созданы для содержания в них иностранных граждан и лиц без гражданства до исполнения решений судов об их выдворения за пределы Российской Федерации.

ФИО1 находится в ЦВСИГ на основании вступившего в законную силу решения суда с целью его выдворения за пределы РФ. Таким образом, содержание ФИО1 в ЦВСИГ соответствует требованиям законодательства РФ, поэтому является законным.

Из представленных материалов следует, что в период исполнения административного наказания в виде выдворения за пределы РФ ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> было принято решение о предоставлении ФИО1 временного убежища на территории РФ сроком на один год.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 4528-1 "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.

В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П Конституционный суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушения правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для липа, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П и др).

В целях исполнения назначенного наказания ФИО1 находится в ЦВСИГ. Продолжительность содержания лица в ЦВСИГ зависит от конкретных обстоятельств, может быть значительной, но не должна превышать срока, обоснованно необходимого для достижения преследуемой цели. За время исполнения постановления получены сведения о том, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> было принято решение о предоставлении ФИО1 временного убежища на территории РФ сроком на один год. Таким образом, имеются обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении ФИО1 за пределы РФ.

С учетом изложенных выше обстоятельств, учитывая, что дальнейшее нахождения в ЦВСИГ ГУ МВД РФ по <адрес> в целях исполнения постановления суда о принудительном выдворении за пределы РФ лица, имеющего временное убежите на территории РФ, противоречит требованиям ст. 5. "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ), суд считает необходимым прекратить исполнение постановления от 28.12.2019г. в части административного выдворения за пределы РФ, освободить ФИО1 из ЦВСИГ ГУ МВД РФ по <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь главами 31,32 КоАП РФ, суд,

п о с т а н о в и л :

Заявление защитника ФИО2, в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о прекращении исполнения постановления Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части административного выдворения ФИО1 за пределы РФ - удовлетворить.

Признать необоснованным дальнейшее содержание ФИО1 в Центре временного содержании иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> по адресу <адрес>А и прекратить исполнение постановления Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 20.25 КоАП РФ, в части принудительного административного выдворения ФИО1 за пределы РФ.

Освободить ФИО1 из Центра временного содержании иностранных граждан ГУ МВД России по <адрес> по адресу <адрес>А немедленно.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течении десяти суток со дня его вынесения.

Судья: подпись

Копия верна

Судья: ФИО4

Подлинный документ находится в деле

(63RS0-55)

в Центральном районном суде <адрес>