ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-344/12 от 21.02.2013 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

№ 12-5/2013

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Ленинского районного суда г. Костромы Кукушкина О.Л., при секретаре Сироткипой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело ФИО1 ча на постановление по делу об административном правонарушении в области земельного законодательства, предусмотренном <данные изъяты>

установила:

Постановлением Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от dd/mm/yy заместителем Руководителя Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям В от dd/mm/yy<данные изъяты> ЗАО «Волгарь-1» г. Кострома ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> был подвергнут административному наказанию в виде <данные изъяты>, на том основании, что он dd/mm/yy как должностное лицо осуществлял строительные работы по сооружению трубопровода (коллектора) на мелиорированных землях без согласования со специально уполномоченным органом в области мелиорации земель.

Не согласившись с указанным постановлением ФИО1 подал жалобу, в которой просит отменить постановление Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от dd/mm/yy. В жалобе указал, что привлечение его к административной ответственности неправомерно. <данные изъяты> к нему применить нельзя, так как сооружает трубопровод (коллектор) Заказчик (Застройщик) -муниципальное казенное учреждение города Костромы «<данные изъяты>», а его действия регламентированы Градостроительным Кодексом РФ и договором генерального подряда от dd/mm/yy. На основании ст. 51 Градостроительного кодекса РФ ответственность за получение разрешения на строительство, а, следовательно, и всех согласований с государственными органами лежит на застройщике, также обязанность по оформлению и согласованию с необходимыми службами и организациями разрешение на производство земляных работ лежит на заказчике (Застройщике) согласно п. 3.1.1 договора генерального подряда по объекту «...» от dd/mm/yy Задачами и функциями заказчика является создание новых объектов капитального строительства, относящихся к собственности города Костромы, а также содержание в надлежащем состоянии уже существующих объектов муниципального недвижимого имущества, обеспечивает подготовку, согласование и утверждение проектной документации объектов капитального строительства, в том числе сметной документации, также получение разрешений на строительство. Полномочия по проведению согласования с необходимыми службами подтверждает сам Заказчик, поэтому ответственность по <данные изъяты> должен нести Заказчик.

В судебном заседании заявитель ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме и пояснил, что строительство велось, так как было разрешение из администрации г. Костромы

Представитель заявителя ФИО1 -ФИО2 жалобу поддержала в полном объеме и просила постановление Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от dd/mm/yy отменить.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановским областям ФИО3 жалобу считает не подлежащей удовлетворению. Пояснил, что субъективный состав - это нарушение сооружений. Градостроительное законодательство предусматривает, что строительство может осуществляться как заказчиком, так и подрядной организацией. Если они проводят земельные работы, и нет согласования с муниципалитетом Костромского района, то они являются субъектом административной ответственности. В связи с этим и было вынесено постановление. Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям исходило из того, что градостроительный кодекс требует до момента проведения работ убедится, что все согласования получены. Этого сделано не было. При проверке административного органа было установлено, что согласований от специального органа не было. Были запросы в Управление мелиорации, был получен ответ, что это земли мелиоративные, разрешения на строительство не выдавали и никто не обращался за разрешением на строительство данном земельном участке.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Костромской и Ивановским областям: ФИО4 в ; судебном заседании пояснил, что согласно ст. 30 ФЗ «О мелиорации земель» сооружение ; и эксплуатация линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию с организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению. государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким органом является Министерство сельского хозяйства, т.е. либо оно согласовывает, либо уполномочивает на это иной специальный орган. Приказом от 17.04.2001 года № 379 Министерство сельского хозяйства создало управление мелиорации и сельскохозяйственного водоснабжения по Костромской области, и как территориальный специальный государственный орган Минсельхоза России в области мелиорации земель. Т.е. тот орган, который сам может проводить согласования передал полномочия специально уполномоченному органу. В Законе и в указанном выше приказе про территориальные администрации ни чего не указано. Четко указано, что если есть мелиоративные земли, то этот орган является уполномоченным органом в данной области, т.е. должен давать согласование на строительство. В уставе Управления Мелиорации, указано, что данное управление является специально уполномоченным органом Минсельхознадзора в области мелиорации земель, других органов по согласованию нет, так как передавать такие полномочия может только Министерство хозяйства.

В материалах дела представлены два письма из Управления Мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Костромской области. В письме от dd/mm/yy из Управления Мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Костромской области, указано, что по вопросу согласования строительство трубопровода на указанных мелиоративных землях в ФГБУ «Управление Коетромамелиоводхоз» запросов не поступало. Во втором письме, от dd/mm/yy указано, что мелиоративная система, расположенная в районе ..., на балансе учреждения не числится и согласования с ФГБУ «Управление Коетромамелиоводхоз» не требуется.

В судебном заседании представитель ФГБУ «Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Костромской области» ФИО5 пояснил, что есть федеральные мелиоративные системы, которые у них находятся на балансе. Система, на которой проводились работы ЗАО «Волгарь» не находится на балансе Управления. Там есть хозяйство или другие землепользователи. Они не дают согласование, так как эти земли не на их балансе. Разрешение и согласование они дают только если земли федеральные. Есть другая организация, которая занимается

согласованием по данному району в Костромской области, .... Управление по мелиорации земель может давать только консультации организациям по мелиорации земель. Функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию производят.

В судебном заседании свидетель К пояснил, что обязанность согласования на проведение работ лежит на заказчике. Согласование не требовалось, так как объект прошел государственную экспертизу и прошел согласование с Управлением Россельхонадзора. Требования о согласовании с органом мелиорации не требовалось. На данный момент они обратились за согласованием, так как выписано предписание.

Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ « О мелиорации земель» строительство на мелиорируемых ( мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательных режимов почв... Сооружение и эксплуатация... объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию с организациями, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 10.10. КоАП РФ образует отсутствие согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель при сооружении трубопроводов на мелиорированных землях, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 4-ФЗ «О мелиорации земель» Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.

В соответствии с Уставом ФГБУ «Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Костромской области» оно является территориальным специально уполномоченным государственньм органом Минсельхоза России в области мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Костромской области. В полномочия Учреждения, в том числе, входит согласования с заинтересованными организациями документации на строительство, реконструкцию мелиоративных объектов, и подготовка ее к утверждению.

В соответствии с информацией Администрации Костромского муниципального района Костромской области ( письмо исх. от dd/mm/yy) земельные участки в ... где проводились работы по строительству линейных сооружений, а именно - прокладывался трубопровод ( коллектор), относятся к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, правообладателем (собственником) которых является Администрация Костромского района. Разрешение на строительство какого-либо объекта на данном месте Администрацией Костромского района не выдавалось. <данные изъяты> ЗАО «Волгарь», ФИО1, является ответственным лицом за производство

работ на объекте «...».

Таким образом, <данные изъяты> ЗАО «Волгарь-1» ФИО1, как должностное лицо, осуществляющее проведение строительных работ по сооружению трубопровода (коллектора) на мелиорированных землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель, нарушил абзац 3 ст. 30 Федерального закона № 4-ФЗ от 10.01.1996 г. «О мелиорации земель» и совершил административное правонарушение, предусмотренное <данные изъяты>

Доводы ФИО1 и его защитника о том, что он не является субъектом данных правоотношений, основаны на неправильном толковании действующего законодательства. В соответствии с ч. 3,4 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, лицом осуществляющим строительство может быть не только Застройщик (заказчик), но и привлекаемое им на основании договора физическое или юридическое лицо, которому должно быть передано разрешение на строительство и другие материалы. Материалами дела подтверждается, что непосредственно строительные работы осуществляет ЗАО «Волгарь-1».

Вместе с тем, при рассмотрении дела было установлено, что, как следует из материалов проверки, ФИО1, осуществляя строительные работы по прокладке трубопровода, сам не получил разрешения и не убедился в согласовании заказчиком их проведения на мелиорированных землях со специально уполномоченным органом в области мелиорации.

Правонарушение связано не с самой деятельностью, а с оформлением надлежащих документов для осуществления данной деятельности.

При вынесении постановления о назначении административного наказания специалистами Управления Росприродназора по КО не дана оценка малозначительности совершенного административного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественных правоотношений.

Суд расценивает указанное обстоятельство, как малозначительное, не усматривая в данном случае в действиях должностного лица предприятия существенной угрозы общественным отношениям, и приходит к выводу о возможности применения в данном случае ст. 2.9 КоАП РФ.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья

Решил:

Постановление от dd/mm/yy Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ЗАО «Волгарь» ФИО1 ча, предусмотренного <данные изъяты> о наложении административного штрафа в сумме ... рублей отменить, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.Л. Кукушкина