РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ судья Отрадненского городского суда Самарской области Гребешкова Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – инженера ЖЭУ№ ООО «КСК <адрес>» ФИО1 ФИО4 на постановление государственного инспектора г.о. Отрадный и м.<адрес> по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением дознавателя государственного инспектора городского округа Отрадный и муниципального района Кинель-Черкасский по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - инженер ЖЭУ№ ООО «КСК <адрес>» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
ФИО1 обратилась в суд с жалобой на данное постановление, в которой просит постановление отменить по мотиву незаконности, так как считает, что лица, допущенные к проведению огневых работ были обучены мерам пожарной безопасности и ДД.ММ.ГГГГ. на территории <адрес> отсутствовал особый противопожарный режим.
Должностное лицо ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не поступало.
Статья 25.1 КоАП РФ предусматривает рассмотрение дела в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Дознаватель государственного инспектора городского округа Отрадный и муниципального района Кинель-Черкасский по пожарному надзору ФИО2 пояснил, что на момент составления протокола имелись нарушения противопожарной безопасности. Наказание в виде административного штрафа наложено на должностное лицо в пределах санкции ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ. Просит постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд считает, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Обеспечение пожарной безопасности в соответствии с преамбулой Федерального закона "О пожарной безопасности" является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со ст. 37 данного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как усматривается из материалов административного дела, должностное лицо ФИО1 привлечена к административной ответственности за то, что ДД.ММ.ГГГГ. в 08.30час. по адресу: <адрес>, нарушила правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ., приказ МЧС России от 12.12.2007г. № "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" , а именно: допустила к проведению огневых работ согласно наряда - допуска от ДД.ММ.ГГГГ. лицо не прошедшее обучение мерам пожарной безопасности (пожарно-технический минимум по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства) в период особого противопожарного режима введенного Постановлением правительства <адрес> № от 24.04.14) «Об установлении особого противопожарного режима на территории <адрес>».
Согласно п.3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации"), лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно п.3б Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят, в частности, работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы, и иные категории работников (граждан) по решению руководителя.
Факт нарушения должностным лицом ФИО1 требований пожарной безопасности подтверждается материалами административного дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, ст. 11.16 КоАП РФ и ч. ч. 3 - 8 данной статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Неисполнение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, в условиях особого противопожарного режима образует объективную сторону правонарушения.
При вынесении постановления о привлечении к административной ответственности дознаватель государственного инспектора городского округа Отрадный и муниципального района Кинель-Черкасский по пожарному надзору при квалификации действий должностного лица ФИО1 учел факт особого противопожарного режима, введенного Постановлением правительства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении особого противопожарного режима на территории <адрес>».
Согласно п.2 данного Постановления особый противопожарный режим на территории <адрес> установлен в период с 1 мая по ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что нарушение требований пожарной безопасности должностным лицом ФИО1 допущено ДД.ММ.ГГГГг., то есть до введения на территории <адрес> особого противопожарного режима.
При указанных обстоятельствах в действиях ФИО1 отсутствует факт нарушений требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима и ее действия не могут быть квалифицированы по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 20.4КоАП РФ.
Исходя из смысла п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, рассматривающий жалобу, может изменить назначенное административное наказание при условии, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которой, если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренные частями 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства, им присущи одинаковые непосредственные объекты административного правонарушения, мотивы и условия их совершения. В каждом конкретном случае вопрос о квалификации содеянного должен решаться по правилам конкуренции общей и специальной нормы, в соответствии с которыми ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является общей по отношению к ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Санкция ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности предусматривает административное наказание на должностных лиц в виде административного штрафа - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей, т.е. ч.1 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает менее строгое административное наказание, чем санкция ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Следовательно, в данном случае переквалификация действий должностного лица ФИО1 с ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ согласуется с требованиями п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ и п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ по общему правилу срок давности привлечения к ответственности по данному административному материалу составляет два месяца со дня совершения правонарушения. Согласно разъяснениям п.14 Постановления Пленума ВС РФ, разъясняющий, что по смыслу ч. 1 ст. 4.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
Вопреки доводам жалобы, основания для прекращения производства по делу, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что факт невыполнения требований противопожарной безопасности подтверждается материалами дела, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. подлежат изменению: действия должностного лица – инженера ЖЭУ№ ООО «КСК <адрес>» ФИО1 следует переквалифицировать с ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1КоАП РФ).
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, личность должностного лица, суд считает возможным назначит наказание по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление государственного инспектора г.о. Отрадный и м.<адрес> по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ изменить.
Действия должностного лица - инженера ЖЭУ № ООО «КСК <адрес>» ФИО1 ФИО5 переквалифицировать с ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ переквалифицировать на ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.Е. Гребешкова