ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-51/2022 от 14.02.2022 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 12-51/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Красноярск 14 февраля 2022 года

пр. Ульяновский, 4 «и»

Судья Советского районного суда г. Красноярска Жихарева И.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника АО «Краслесинвест» ФИО1 на постановление заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» №13/047-2021 от 01.04.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» от 01.04.2021 года №13/047-2021 АО «Краслесинвест» по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 60000 руб. за нарушение требований п. 23 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 года №993, в лесосеке , выделах №,20,21, квартале Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество», расположенного в <адрес>.

В жалобе защитник АО «Краслесинвест» ФИО1 указывает, что в отношении юридического лица вынесено несколько аналогичных постановлений о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ. Считает, что должностным лицом неправомерно увеличена ответственность юридического лица, так как нарушения выявлены на территории одного лесничества, при использовании леса по одному договору аренды, в соответствие с одной лесной декларацией. Просит настоящую жалобу объединить с другими поданными жалобами и назначить одно административное наказание в виде штрафа.

В судебное заседание защитник Пархамович Н.В. не явилась, представила дополнение к жалобе, в котором просила постановление по делу об административном правонарушении отменить, приводя доводы о том, что АО «Краслесинвест» не было уведомлено о времени и месте проведения проверки лесного участка. Просила рассмотреть дело в отсутствие АО представителя «Краслесинвест».

ПредставителиКГКУ «Лесная охрана», прокуратуры Эвенкийского района Красноярского края, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседания не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения защитника Пархамович Н.В., прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 8.25 Кодекса КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины для юридических лиц в виде административного штрафа от 50 000 руб. до 10 000 руб.

Приказом Минприроды России от 01.12.2020 г. №993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 23 Правил в углу лесосеки, к которому произведена ее инструментальная привязка к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам, устанавливается столб диаметром не менее 12 см и высотой над землей 1,3 м. На столбе делается надпись с указанием номера квартала и выдела (выделов), формы рубки лесных насаждений (сплошная рубка, выборочная рубка), года, на который запланирована рубка, номера лесосеки и ее эксплуатационная площадь в гектарах.

Для фиксации остальных углов лесосеки могут устанавливаться столбы произвольного диаметра без надписей или использоваться растущие деревья, на которых делаются соответствующие отметки (яркая лента, липкая лента, краска, затески).

Как усматривается из материалов дел, на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между агентством лесной отрасли администрации Красноярского края и ЗАО «Краслесинвест» (АО «Краслесинвест»), последнему передан в аренду для заготовки древесины сроком на 49 лет лесной участок площадью 4 152 362 га, расположенный по адресу: <адрес>, КГБУ «Байкитское лесничество», Ошаровское участковое лесничество, кварталы №.

АО «Краслесинвест» на основании договора аренды лесного участка обязано выполнять требования, предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами РФ (пп. «и» п. 11).

В период с 26.12.2020 г. по 05.01.2021 г. согласно лесной декларации от 12.12.2019 г. (с изменениями от 16.12.2020 г.) АО «Краслесинвест» осуществляло заготовку древесины на территории Ошаровского участкового лесничества, в том числе, в лесосеке , выделах №, 20,21 квартале .

12.02.2021 г. специалистами КГКУ «Лесная охрана» проведен плановый (рейдовый) осмотр и обследование территории Ошаровского участкового лесничества, в ходе которого выявлено, что по месту осуществления АО «Краслесинвест» работ по заготовке древесины - в лесосеке , выделах №, 20, 21, квартале в нарушение п. 23 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, границы лесосеки ограничены визирами, имеются углы поворота, на месте привязанного лесосечного столба находится спиленное сырорастущее дерево породы ель с окном с обозначением данной лесосеки.

По данному факту в отношении юридического лица прокуратурой Эвенкийского района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, и вынесено обжалуемое постановление.

Событие правонарушения и виновность АО «Краслесинвест» в его совершении подтверждаются собранными по делами доказательствами, которые получены в рамках закона, отвечают критериям относимости, допустимости и достоверности: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором изложены обстоятельства его совершения; договором аренды лесного участка; лесной декларацией; актом планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка и иными материалами.

Из представленных материалов следует, что правонарушение выявлено в результате патрулирования леса, которое предусмотрено в качестве самостоятельного мероприятия по контролю в лесах ст. 96 Лесного кодекса РФ и п. 12 постановления Правительства РФ от 22.06.2007 г. №394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» (действовало на момент совершения инкриминируемого деяния).

При осуществлении мероприятий по контролю в ходе патрулирования лесов должностные лица не вступали во взаимодействие с юридическим лицом, в связи с чем нормы Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок, в том числе об уведомлении юридических лиц о проведении проверок, по настоящему делу не подлежат применению.

По тем же основаниям полежит отклонению ссылка защитника на п. 4 Порядка осмотра лесосеки (Приложение 4 к приказу Минприроды России №367 от 27.06.2016 г. «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки») о необходимости предварительного предупреждения представителя юридического лица о проведении осмотра лесосек, поскольку оснований считать, что осмотр лесосеки проводился в соответствии с данным приказом не имеется.

Отсутствие в материалах дела планового задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах при наличии вышеуказанного правового регулирования не препятствовало проведению таких мероприятий. При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений относительно возможности использования составленного по результатам обследования лесного участка соответствующего акта в качестве доказательства по делу.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил заготовки древесины юридическое лицо в ходе осуществления производства по делу об административном правонарушении не представило.

Постановление о привлечении АО «Краслесинвест» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Правовые основания для отмены вынесенного постановления отсутствуют.

Вместе с тем, из представленных материалов усматривается, что АО «Краслесинвест» 6 раз было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, за нарушение п. 23 Правил заготовки древесины, на 6-ти разных лесосеках Ошаровского участкового лесничества, при этом заготовка древесины на данных лесосеках осуществлялась АО «Краслесинвест» по одному и тому же договору аренды лесного участка, в рамках одних и тех же изменений, внесенных в лесную декларацию, в один и тот же период времени, а сами нарушения были выявлены в ходе рейдовых мероприятий, проведенных в течение 3-х дней (с 11.02.2021 года по 13.02.2021 года).

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что в рассматриваемом случае вменение юридическому лицу множества правонарушений в форме бездействия является искусственно созданным и не соответствует целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.

В данном случае правовые основания для многократного возбуждения дел об административных правонарушениях и для назначения по каждому из таких дел отдельного административного наказания отсутствовали.

Постановлением заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» от 01.04.2021 г. №13/042-2021, которому АО «Краслесинвест» по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 60000 руб. за нарушение требований п. 23 Правил заготовки древесины, в лесосеке , выделах №, 29, 31, 30, 39, 40, квартале Ошаровского участкового лесничества КГБУ «Байкитское лесничество», расположенного в Эвенкийском районе Красноярского края, решением судьи Советского районного суда г. Красноярска от 14.01.2022 г. оставлено без изменения.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что настоящее постановление подлежит изменению путем исключения из обжалуемого постановления указания на назначение административного штрафа.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=E0267D050B2A6F127A5351E5F07DF8B6905E8EB7FE570B1F74BFD44F88FF50AC615A921854A69F17CEfAK" 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» №13/047-2021 от 01.04.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении АО «Краслесинвест» изменить: исключить из постановления указание на назначение административного штрафа в размере 60000 руб.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья И.С. Жихарева