ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-52/2014 от 27.06.2014 Отрадненского городского суда (Самарская область)

 РЕШЕНИЕ

 ДД.ММ.ГГГГ судья Отрадненского городского суда Самарской области Гребешкова Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – мастера ЖЭУ № ООО «КСК <адрес>» ФИО1 ФИО7 на постановление государственного инспектора г.о. Отрадный и м.<адрес> по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ,

 УСТАНОВИЛ:

 Постановлением дознавателя государственного инспектора городского округа Отрадный и муниципального района Кинель-Черкасский по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ. должностное лицо - мастер ЖЭУ № ООО «КСК <адрес>» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

 ФИО1 обратился в суд с жалобой на данное постановление, в которой просит постановление отменить по мотиву незаконности, так как считает, что лица, допущенные к проведению огневых работ, были обучены мерам пожарной безопасности и ДД.ММ.ГГГГ. на территории Самарской области отсутствовал особый противопожарный режим.

 Дознаватель государственного инспектора городского округа Отрадный и муниципального района Кинель-Черкасский по пожарному надзору ФИО2 пояснил, что на момент составления протокола имелись нарушения противопожарной безопасности. Наказание в виде административного штрафа наложено на должностное лицо в пределах санкции ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ. Просит постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

 Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд считает, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. подлежит изменению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

 В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

 Обеспечение пожарной безопасности в соответствии с преамбулой Федерального закона "О пожарной безопасности" является одной из важнейших функций государства.

 В соответствии со ст. 37 данного Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

 Согласно ст. 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

 Как усматривается из материалов административного дела, должностное лицо ФИО1 привлечен к административной ответственности за то, что 25.04.2014г. в 16.00час. по адресу: <адрес>, нарушил правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ., а именно: не обеспечил места проведения огневых работ путем защиты конструкции кровли, выполненных из горючих материалов, в радиусе зоны очистки, в период особого противопожарного режима введенного Постановлением правительства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении особого противопожарного режима на территории <адрес>».

 Согласно п. 419 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 390 (ред. От 17.02.2014) «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»), для исключения попадания раскаленных частиц металла в смежные помещения, соседние этажи и другие помещения все смотровые, технологические и другие люки (лючки), вентиляционные, монтажные и другие проемы (отверстия) в перекрытиях, стенах и перегородках помещений, где проводятся огневые работы, закрываются негорючими материалами.

 Место проведения огневых работ очищается от горючих веществ и материалов в радиусе очистки территории от горючих материалов.

 В силу п.420 выше указанного Постановления, находящиеся в радиусе зоны очистки территории строительные конструкции, настилы полов, отделка и облицовка, а также изоляция и части оборудования, выполненные из горючих материалов, должны быть защищены от попадания на них искр металлическим экраном, покрывалами для изоляции очага возгорания или другими негорючими материалами и при необходимости политы водой.

 Факт нарушения должностным лицом ФИО1 требований пожарной безопасности подтверждается материалами административного дела.

 Из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. видно, что нарушение правил пожарной безопасности привело к загоранию кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

     В соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, ст. 11.16 КоАП РФ и ч. Ч. 3 – 8 данной статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати до тридцати тысяч рублей.

 Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Неисполнение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, в условиях особого противопожарного режима образует объективную сторону правонарушения.

 При вынесении постановления о привлечении к административной ответственности дознаватель государственного инспектора городского округа Отрадный и муниципального района Кинель-Черкасский по пожарному надзору при квалификации действий должностного лица ФИО3 учел факт особого противопожарного режима, введенного Постановлением правительства <адрес> № от 24.04.14г. «Об установлении особого противопожарного режима на территории <адрес>».

 Согласно п.2 данного Постановления особый противопожарный режим на территории <адрес> установлен в период с 1 мая по ДД.ММ.ГГГГ.

 Из материалов дела следует, что нарушение требований пожарной безопасности должностным лицом ФИО1 допущено ДД.ММ.ГГГГг., то есть до введения на территории Самарской области особого противопожарного режима.

 При указанных обстоятельствах в действиях ФИО1 отсутствует факт нарушений требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима и его действия не могут быть квалифицированы по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 20.4КоАП РФ.

 Исходя из смысла п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, рассматривающий жалобу, может изменить назначенное административное наказание при условии, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

 Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которой, если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

 В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

 Составы административных правонарушений, предусмотренные частями 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства, им присущи одинаковые непосредственные объекты административного правонарушения, мотивы и условия их совершения. В каждом конкретном случае вопрос о квалификации содеянного должен решаться по правилам конкуренции общей и специальной нормы, в соответствии с которыми ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является общей по отношению к ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.

 Санкция ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности предусматривает административное наказание на должностных лиц в виде административного штрафа - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей, т.е. ч.1 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает менее строгое административное наказание, чем санкция ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.

 Следовательно, в данном случае переквалификация действий должностного лица ФИО1 с ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ согласуется с требованиями п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ и п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5.

 В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ по общему правилу срок давности привлечения к ответственности по данному административному материалу составляет два месяца со дня совершения правонарушения. Согласно разъяснениям п.14 Постановления Пленума ВС РФ, разъясняющий, что по смыслу ч. 1 ст. 4.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.

 Вопреки доводам жалобы, основания для прекращения производства по делу, отсутствуют.

 При таких обстоятельствах, а также учитывая, что факт невыполнения требований противопожарной безопасности подтверждается материалами дела, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. подлежат изменению: действия должностного лица – инженера ЖЭУ № ООО «КСК г. Отрадного» ФИО4 следует переквалифицировать с ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ на ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

 В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1КоАП РФ).

 Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, личность должностного лица, суд считает возможным назначит наказание по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

 ПОСТАНОВИЛ:

 Постановление государственного инспектора г.о. Отрадный и м.<адрес> по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ изменить.

 Действия должностного лица - мастера ЖЭУ № ООО «КСК <адрес>» ФИО1 ФИО8 переквалифицировать с ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ переквалифицировать на ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

 В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

 Судья                                Н.Е. Гребешкова