ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-54/2022 от 04.10.2022 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья, вынесший обжалуемоепостановление, Жуков А.Н.

Дело № 7-58/2022№ 12-54/2022

УИД 87RS0001-01-2022-000357-97

Р Е Ш Е Н И Е

город Анадырь

Судья суда Чукотского автономного округа Зиновьев А.С.

при секретаре Гребцовой С.Н.,

с участием защитника акционерного общества «Чукотснаб» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Чукотснаб» (далее - АО «Чукотснаб», Общество, юридическое лицо) на решение судьи Анадырского городского суда от 16 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.50 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «Чукотснаб»,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – инспектор, должностное лицо) ФИО2 от 14 марта 2022 года юридическое лицо АО «Чукотснаб» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.50 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Анадырского городского суда от 16 августа 2022 года постановление от 14 марта 2022 года оставлено без изменения, жалоба юридического лица АО «Чукотснаб» - без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением судьи Анадырского городского суда от 16 августа 2022 года, АО «Чукотснаб» подало на него жалобу в суд Чукотского автономного округа, в которой просит решение судьи отменить.

Законный представитель АО «Чукотснаб» и защитник АО «Чукотснаб» ФИО3, надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного заседания, в суд на рассмотрение жалобы не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Защитник АО «Чукотснаб» ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы жалобы в полном объеме.

Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в полном объёме, изучив доводы жалобы, выслушав защитника АО «Чукотснаб» ФИО1, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 8.50 КоАП РФ неисполнение обязанности утвердить в установленном порядке план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из постановления о назначении административного наказания от 14 марта 2022 года инспектора ФИО2 следует, что по результатам плановой выездной проверки АО «Чукотснаб» (Акт проверки от 14.02.2022 № 8э-22) установлено, что на объекте государственного надзора Участке № 2 «АЗС-36», имеющем фактический объем топлива на 01.02.2022 - 40 м3, в нарушение пункта 4 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», введённого в действие с 01.01.2021 (в ред. Федерального закона от 13.07.2020 № 207-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), согласно которому на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - План) отсутствует, на согласование не поступал.

Участок № 2 «АЗС-36» имеет свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, от 25.04.2018 № CEZCUN6R, объект отнесён к I категории негативного воздействия на окружающую среду (свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 05.07.2019 № DG2WOA3B) и расположен по адресу: <адрес>.

Оставляя без изменения постановление инспектора от 14 марта 2022 года, судья городского суда пришёл к выводу о его законности и обоснованности и о доказанности факта совершения юридическим лицом вменённого ему в вину административного правонарушения в полном объёме.

С выводами инспектора и судьи городского суда о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.50 КоАП РФ, согласиться нельзя.

В настоящем судебном заседании установлено, что до 01.01.2021 законодательство не обязывало Общество иметь План, поскольку не относило эксплуатируемую им автозаправочную станцию (далее – АЗС) к опасным производственным объектам.

Так, редакция статьи 46 Федерального закона № 7-ФЗ, действовавшая до 01.01.2021, не содержала требований о разработке и утверждении Плана, а согласно пунктам 1-3 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240, действовавших до 31.12.2020, Планы должны были иметь, в том числе, организации, осуществляющие переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, имеющие опасные производственные объекты, перечень которых (согласно их отраслевой принадлежности) утверждается федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.

Согласно подпункту «в» пункта 1 приложения № 1 и таблицы № 2 приложения № 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты III класса опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, в количестве 1 000 и более, но менее 50 000 тонн.

Как следует из свидетельства о регистрации № А78-00095, выданного 26 октября 2021 года Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому и автономному надзору, Участок № 2 «АЗС-36» не внесен в Государственный реестр опасных производственных объектов.

Помимо этого, запроектированный объём нефтепродуктов (горючей жидкости) на АЗС составляет 144 тонны, что значительно меньше 1 000 тонн.

Из изложенного следует, что до 01.01.2021 у Общества не было обязанности разработки и утверждения Плана для АЗС.

В то же время с доводом жалобы Общества о том, что разработка Плана для АЗС не требуется, так как АЗС и после 01.01.2021 не является объектом, эксплуатация которого допускается при наличии Плана, со ссылкой при этом на пункт 7 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451 (далее - Правила), которым не предусмотрена АЗС в качестве такого объекта, также согласиться нельзя.

Подпунктом «б» пункта 1 Правил определено, что они в соответствии со статьей 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливают критерии определения объектов, которые предназначены для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее - объекты) и эксплуатация которых допускается при наличии Плана (далее - критерии определения объектов);

Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил одним из критериев определения объекта является максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, - 3 тонны и более, а в пункте 7 Правил перечислены объекты, для которых принимаются эти максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов, среди которых в подпункте «л» указаны склады нефти и нефтепродуктов, склады горюче-смазочных материалов и другие емкости для нефти и нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов, - 100 процентов объема одной наибольшей емкости.

Автозаправочная станция (АЗС) как технико-технологический комплекс на придорожной территории, состоящий из оборудования, предназначенного для заправки топливом транспортных средств, подпадает под понятие «другие емкости для нефти и нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок».

Правильность данного вывода подтверждается и ранее действовавшим законодательством. Так, действовавшие до 31.12.2020 Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утверждённые постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 № 613, относили в числе прочих стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов к объектам, для которых разрабатываются Планы (пункты1-2).

Однако, несмотря на вышеперечисленные установленные обстоятельства дела и сделанные выводы по результатам анализа законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, довод жалобы Общества о его необоснованном привлечении к административной ответственности нахожу заслуживающим внимания по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2020 № 207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13.07.2020 № 207-ФЗ) установлено, что Планы, полученные организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов, которые предназначены для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии Планов, действуют до дня истечения срока действия указанных Планов или до дня утверждения Планов в соответствии с пунктами 6-8 статьи 46 Федерального закона № 7-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона), а частью 2 указанной статьи законодатель допустил утверждение этих планов в соответствии со старыми требованиями законодательства с 1 января 2021 года и до дня утверждения Планов в соответствии с новыми требованиями, то есть в соответствии с пунктами 6-8 статьи 46 Федерального закона № 7-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи, согласно которой организации, осуществляющие эксплуатацию объектов, которые предназначены для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии Планов, до 1 января 2024 года обязаны утвердить Планы в соответствии с пунктами 6-8 статьи 46 Федерального закона № 7-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона).

Как усматривается из материалов дела, АО «Чукотснаб» привлечён к административной ответственности за бездействие, выявленное в 2022 году, то есть в период, когда уже действовал запрет на эксплуатацию АЗС в отсутствие Плана (п.4 ст.46 Федерального закона № 7-ФЗ, введённого в действие с 01.01.2021 (в ред. Федерального закона от 13.07.2020 № 207-ФЗ).

Однако, поскольку диспозиция части 1 статьи 8.50 КоАП РФ является бланкетной, предусматривающей ответственность за нарушение правовых норм, содержащихся в других нормативно-правовых актах, следовательно, на эти нормы распространяется действие части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, согласно которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Таким образом, поскольку на дату выявления 14 февраля 2022 года административным органом административного правонарушения, на дату составления им 28 февраля 2022 года протокола об административном правонарушении, а также на момент вынесения 14 марта 2022 года должностным лицом постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 1 статьи 8.50 КоАП РФ, возложенная на Общество законом обязанность утвердить в установленном порядке План ещё не наступила, соответственно, его бездействие до 01.01.2024 не образует состава вышеуказанного административного правонарушения, и с учётом положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ привлечение АО «Чукотснаб» к указанной административной ответственности является неправомерным.

Такая же правовая позиция сформулирована Конституционным Судом РФ в определении от 27 сентября 2016 года № 2017-О, в котором он выявил смысл положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ применительно к международным договорам, указав, что оспоренные положения не препятствуют признанию обратной силы правил (норм), установленных международным договором Российской Федерации, устраняющих противоправность деяний (действий, бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения.

Аналогичная правовая позиция содержится в пункте 23 обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 6 декабря 2017 года, а также в пункте 30 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 19 октября 2016 года.

Согласно положениям частей 2 и 3 статьи 30.9 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от 14 марта 2022 года и решение судьи Анадырского городского суда от 16 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.50 КоАП РФ, в отношении юридического лица акционерного общества «Чукотснаб» отменить.

Производство по делу в отношении юридического лица АО «Чукотснаб» прекратить.

Жалобу АО «Чукотснаб» удовлетворить.

Судья А.С. Зиновьев