К делу № 12-634/2021
УИД 23RS0047-01-2021-007572-05
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Краснодар 01 декабря 2021 года
Судья Советского районного суда города Краснодара Канарева М.Е.,
рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Лукойл-Кубаньэнерго» Безе Я. И. на постановление старшего государственного инспектора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 10.06.2021 №-П-2 по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Лукойл-Кубаньэнерго»,
установил:
в отношении должностного лица генерального директора ООО «Лукойл-Кубаньэнерго» Безе Я. И. 10.06.2021 вынесено постановление о назначении административного наказания №-П-2, ответственность за которое предусмотрено ст. 8.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
Генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» Я.И. Безе обратился с жалобой на постановление от 10.06.2021 №-П-2 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
В обоснование своей жалобы должностное лицо ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» указывает на то, что Общество имеет разрешительный документ на деятельность по обращению с отходами - Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 18.12.2018 № О 915, выданный Управлением Росприроднадзора (Документ НООЛР). Всего в результате хозяйственной деятельности Общества образуется 105 наименований отходов, в том числе: 1 класса опасности – 1 наименование; 2 класса опасности – 2 наименования; 3 класса опасности – 16 наименований; 4 класса опасности - 52 наименования; 5 класса опасности - 34 наименования. Общая масса отходов всех классов опасности, разрешенная Документом НООЛР, составляет 3461,332 т. Общество подтверждает образование перечисленных в постановлении отходов, и настаивает на том, что экологическая информация представлена во всех отчетных формах в объеме, предусмотренном требованиями нормативных правовых актов. Документами, устанавливающими порядок учета отходов, являлись или являются в настоящее время: - до 01.01.2021 - приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 721 от 01.09.2011 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» (далее – Приказ № 721); - с 01.01.2021 – приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 1028 от 08.12.2020 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» (далее – приказ № 1028). Обществу вменяются нарушения: - пункта 5 Приказа № 721; - п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; - Приказ Минприроды от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»; - п.1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с пунктом 5 Приказа № 721 Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО). Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Все 105 наименований отходов приведены во всех отчетных формах общества, учет ведется в полном объеме, согласно актам приема-передачи отходов специализированной организации. Вместе с тем, пункт 11 раздела II «Ведение учета в области обращения с отходами» Приказа № 721 требует от природопользователей следующее: - все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются: - с точностью до трех знаков после запятой (с точностью до 1 кг) - для отходов I, II и III классов опасности; - с точностью до одного знака после запятой (с точностью до 100 кг) - для отходов IV и V классов опасности. В постановлении от 10.06.2021 №-П-2 перечислены только те отходы 4 и 5 классов опасности, образование которых согласно Документу НООЛР и фактически составляет по каждому наименованию менее 0,1 т/год: от 0,001 то до 0,01 т. При округлении таких цифр до 1 (одного) знака после запятой, согласно математическим правилам, получаем цифру 0,0 (ноль) тонн. В связи с этим, при заполнении учетных форм приведены наименования отходов и количество отходов 4, 5 класса опасности округленное до 0,0 тонн/год. Об этом сделана ссылка в Таблице «Данные учета отходов, переданных от ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» журнала «Данные учета в области обращения с отходами ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» за 2020 год». Столбец «М» таблицы «Данные учета отходов, переданных от ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» за 2020 год» подтверждает передачу отходов, перечисленных в постановлении, в ООО «ЭКЦ «Гринлайн» (отходы, образование которых менее 0,1 т/год отмечены звездочкой). Журнал «Данные учета в области обращения с отходами ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» за 2020 год» был представлен Обществом в Росприроднадзор письмом № от 15.04.2021 «О предоставлении документов» (пункт 66 Описи предоставляемых документов к проверке). Округление фактического количества в большую сторону вопреки математическим правилам, например, округление 0,002 тонны до 0,1 тонны приведет к превышению установленного норматива образования в 50 (пятьдесят) раз, что повлечет за собой другое административное правонарушение по п. 8 ст. 8.2 КоАП РФ, которое фактически отсутствует.
Представители должностного лица ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» по доверенности ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивали. Поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Старший государственный инспектор Южного межрегионального управления Росприроднадзора Краснодарского края и Республики Адыгея ФИО3 в судебное заседание не явилась. О причине невозможности обеспечить явку представителя не сообщено. Ходатайство об отложении слушания либо мотивированный отзыв на жалобу не поступали.
Суд, выслушав представителей должностного лица ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго», исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из протокола об административном правонарушении №-П от 08.06.2021, постановления о назначении административного наказания №-П-2 от 10.06.2021 следует, что общество на объекте негативного воздействия на окружающую среду №-П в процессе производственной деятельности образует отходы производства и потребления (акты на оказание сдачи-приемки оказанных услуг по договору от 22.04.2020 № 100/2020; от 31.03.2020 № 52; от 30.09.2020 № 144; от 31.12.2020 № 205): «Шлак сварочный» в количестве 0,002 т; «Тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами в количестве 0,002т; «Тара пропиленовая, загрязненная средствами моющими, чистящими и полирующими» в количестве 0,01 т; «Тюнеры, модемы, серверы, утратившие потребительские свойства» в количестве 0,006 т; «Каски защитные пластмассовые, утратившие потребительские свойства» в количестве 0,005 т; «Фильтры воздушные компрессорных установок в полимерном корпусе отработанные» в количестве 0,019 т; «Тара стеклянная, загрязненная органическими растворителями, включая галогеносодержащие» в количестве 0,004 т; «Пыль (порошок) абразивные от шлифования черных металлов с содержанием металла менее 50%» в количестве 0,001 т; «Отходы изделий из паронита, загрязненными нефтепродуктами» в количестве 0,001; «Тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами» в количестве 0,005 т; «Тара пропиленовая, загрязненная средствами моющими, чистящими и полирующими» в количестве 0,009 т; «Светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства» в количестве 0,012 т; «Светильники со светодиодными элементами в сборе, утратившие потребительские свойства» в количестве 0,001 т; «Датчики и камеры автоматических систем охраны и видеонаблюдения, утратившие потребительские свойства» в количестве 0,001 т; «Тюнеры, модемы, серверы, утратившие потребительские свойства» в количестве 0,009 т; «Средства индивидуальной защиты лица и/или глаз на полимерной основе, утратившие потребительские свойства» в количестве 0,010 т; «Каски защитные утратившие потребительские свойства» в количестве 0,015 т; «Респираторы фильтрующие текстильные, утратившие потребительские свойства» в количестве 0,002 т; «Резиновые перчатки, утратившие потребительские свойства, незагрязненные практически не опасные» в количестве 0,001 т; однако в учете в области обращения с отходами за 2020 год отсутствует информация по указанным отходам о количестве отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), образовавшихся в течение учетного периода (столбец 3 Приложения 4, Таблицы «Данные в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя и юридического лица» учета в области обращения с отходами за 2020 год) что является сокрытием, умышленным искажением информации о количестве отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), образовавшихся в течение 2020 года, что является нарушением п. 5 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «О отходах производства и потребления».
Также в Таблице 4.2 «Сведения об образовании, утилизации, обезвреживания, размещении отходов производства и потребления за отчетный год 20__» отсутствует информация об образовании вышеуказанных отходов, тонн (столбец 7 Таблицы 4.2. отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на Краснодарской ТЭЦ (№П) ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго», идентификационный номер пристроенный отчету №) что является сокрытием, умышленным искажением информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, и ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы, о данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, и несоблюдением требований Приказа Минприроды России от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Постановлением о назначении административного наказания №-П-2 от 10.06.2021 должностное лицо ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» Я.И. Безе признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» (Федеральный закон «Об охране окружающей среды») производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
На основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Приказ Минприроды от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» обязует оформлять результаты учета образования и движения отходов по формам установленного образца, в частности, по форме таблицы 4.2 приказа.
В соответствии с пунктом 11 раздела II Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (утратил силу с 01.01.2021г.) все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются: с точностью до трех знаков после запятой (с точностью до килограмма) - для отходов I, II и III классов опасности; с точностью до одного знака после запятой - для отходов IV и V классов опасности.
Обсуждая доводы сторон, учитывается, то в материалах дела имеется журнал «Данные учета в области обращения с отходами ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» за 2020 год», оформленный в полном соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», а именно: приведены названия переданных отходов, масса отходов указана в тоннах, округлена до 1 знака после запятой для отходов IV и V классов опасности, указана организация, которой переданы отходы.
Для единообразия заполнения форм, исключения разночтения в объемах отходов, эти же данные учета отходов из журнала «Данные учета в области обращения с отходами ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» за 2020 год» перенесены в таблицу 4.2 «Сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за отчетный год 2020» Отчета ООО «ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго» об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на Краснодарской ТЭЦ за 2020 год. Таким образом, заполнение отчетной документации осуществляется в полном соответствии с требованиями приказов Минприроды РФ от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» и от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (утратил силу с 01.01.2021г.)
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.07 КоАП РФ является основанием для отмены постановления и прекращении производства по делу.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:… 2) отсутствие состава административного правонарушения.
Принимая во внимание, что вмененные в вину Обществу действия (бездействия) не содержат состав административного правонарушения, то суд находит основания для отмены постановления и прекращения производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу генерального директора ООО «Лукойл-Кубаньэнерго» Безе Я. И. удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Межрегионального Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 10.06.2021 №04-23-278-П-2 по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Лукойл-Кубаньэнерго» по ст. 8.5 КоАП РФ - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Лукойл-Кубаньэнерго» Безе Я. И. по ст. 8.5 КоАП РФ - прекратить.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд города Краснодара в течение 10 дней.
Судья: подпись
Копия верна: судья
секретарь