ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-680 от 15.08.2012 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Челябинский Областной суд - Судебный акт №А3-000986-03/2012       

                      4а12-680

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                      15 августа 2012 г. г.       Челябинск

        Заместитель       председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу       защитника юридического лица - Государственного бюджетного образовательного       учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное       учебное заведение) «Челябинский техникум промышленности и городского       хозяйства» ФИО1 на постановление и.о. мирового судьи судебного       участка № 3 Ленинского района г. Челябинска от 15 мая 2012г. и решение       судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 26 июня 2012г. по делу об       административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в       отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего       профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)       «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства»,

        установил:

        постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 3       Ленинского района г. Челябинска от 15 мая 2012г. Государственное бюджетное       образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее       специальное учебное заведение) «Челябинский техникум промышленности и       городского хозяйства» признано виновным в совершении административного       правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто       административному наказанию в виде штрафа в размере 90 000       рублей.

        Решением       судьи Ленинского районного суда г. Челябинска от 26 июня 2012г. указанное       постановление мирового судьи оставлено без изменения.

        В жалобе       защитника юридического лица Государственного бюджетного образовательного       учреждения среднего профессионального образования (среднее специальное       учебное заведение) «Челябинский техникум промышленности и городского       хозяйства» (ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ») ФИО1, поданной в порядке       надзора, поставлен вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их       незаконности.

        Изучив       доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении,       оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений       не нахожу.

        Из       материалов дела следует, что 12 марта 2012г. государственным инспектором       РИД №*** г. Челябинска по пожарному       надзору в отношении

2

                      ГБОУ СПО       (ССУЗ) «ЧТПиГХ» составлен протокол об административном правонарушении,       предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, за то, что ГБОУ СПО (ССУЗ)       «ЧТПиГХ» в срок до 16 февраля 2012г. не выполнило 39 из 70 пунктов       предписания № 70/1/1-70 от 01 февраля 2011г., выданного инспектором по       пожарному надзору отдела надзорной деятельности № 3 г. Челябинска в       отношении помещений, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. *** и г. Челябинск, ул.       ***.

        Факт       совершения административного правонарушения и виновность подтверждаются       протоколом об административном правонарушении от 12 марта 2012г. (л.д.       2-4), копией распоряжения о проведении внеплановой, выездной проверки от       20 января 2012г. (л.д. 5), копией акта проверки № 212 от 12 марта 2012г.       (л.д.6-12), копией предписания № 70/1/1-70 от 01 февраля 2011г. (л.д.       13-16), другими доказательствами, исследованными в судебном заседании, в       связи с чем вывод мирового судьи о наличии в действиях ГБОУ СПО (ССУЗ)       «ЧТПиГХ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 13       ст. 19.5 КоАП РФ, является правильным.

        Частью 13       ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено, что невыполнение в установленный срок       законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный       надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере       здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение       административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч       рублей; на должностных лиц -от пяти тысяч до шести тысяч рублей или       дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста       тысяч до ста тысяч рублей.

        Доводы       надзорной жалобы об отсутствии в действиях ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ»       состава административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст. 19.5       КоАП РФ, опровергаются материалами дела.

        Как следует       из материалов дела, ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ» является юридическим лицом,       зарегистрировано в установленном законом порядке.

        Основанием       для привлечения юридического лица - ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ» к       административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ послужило       неисполнение в установленный срок до 16 февраля 2012г. обязательных к       исполнению мероприятий, изложенных в 39 пунктах предписания № 70/1/1-70 от       01 февраля 2012г. (л.д. 6-12).

        Согласно       ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ «О пожарной       безопасности» должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении       надзорной деятельности имеют право выдавать организациям и гражданам       предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной       безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной       безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных       объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке,       хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного       назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей       требованиям технических регламентов, а

                      также по       предотвращению угрозы возникновения пожара.

        Из п. 10       Правил пожарной безопасности в РФ (утв. Приказом МЧС России № 313 от 18       июня 2003г.) следует, что собственники имущества, лица, уполномоченные       владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе       руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке       назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в       том числе обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной       безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований       государственных инспекторов по пожарному надзору.

        Предписание       об устранении нарушений обязательно для исполнения всеми должностными       лицами, гражданами, юридическими лицами, независимо от организационно -       правовой формы последних, осуществляющими свою деятельность. Невыполнение       в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего       государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых       осуществляется деятельность в сфере образования, влечет административную       ответственность в соответствии с ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.

        В силу       требований ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О       пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать       требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания,       постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной       охраны.

        Доводы       жалобы, что ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ» не имело возможности для соблюдения       норм и правил пожарной безопасности по зданиям учебного корпуса и       производственных мастерских, расположенных по адресу: ул. ***, так как указанные здания были       переданы в пользование другому юридическому лицу до окончания срока       действия предписания № 70/1/1-70 от 01 февраля 2011г., не могут повлечь       отмену судебных постановлений.

        Как       установлено судьей и подтверждается материалами дела, помещение,       расположенное по адресу: ул. *** г. Челябинск находится в оперативном управлении       ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ».

        Согласно       ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной       безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной       безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в       частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть,       пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители       организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные       ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

        В       соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за       которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют,       пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в       соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и,       если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия       собственника этого имущества.

4

                      Из       показаний старшего инспектора ОНД № ***       г. Челябинска В.М.Ф.       следует, что документов о передачи помещений, расположенных по адресу: г.       Челябинск ул. ***,       другому юридическому лицу при проведении проверки на 12 марта 2012г.       представлено не было (л.д. 59).

        Кроме того,       предписание № 70/1/1-70 по устранению ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ» нарушений       обязательных требований пожарной безопасности было вынесено 01 февраля       2011г., а помещения, расположенные по адресу: г. Челябинск ул. *** переданы в       безвозмездное пользование ФГКУ «***» согласно       договору 03 февраля 2012г. (л.д. 6-12, 38-40). При этом в акте       приема-передачи имущества от 03 февраля 2012г. указано, что имущество       находится в состоянии, пригодном для эксплуатации по целевому назначению       (л.д. 41).

        Таким       образом, указанный договор не препятствовал ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ»       принять все необходимые меры по устранению нарушений требований пожарной       безопасности.

        Ссылки на       то, что юридическое лицо - ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ» до момента передачи       зданий учебного корпуса и производственных мастерских смонтировало       автоматическую пожарную сигнализацию в спортивном зале учебного корпуса,       установило противопожарные двери в теплом переходе между зданиями учебного       корпуса, производственных мастерских и общежитиях, провело работы по       замене электропроводки, не влекут отмену судебных       постановлений.

        Невыполнение предписания № 70/1/1-70 от 01 февраля 2011г. в       части 39 пунктов подтверждается актом проверки № 212 от 12 марта 2012г.       (л.д. 6-12). Ссылки на то, что акт проверки подписан директором учреждения       без замечаний, поскольку директор полагал, что фиксирует только получение       копии акта, не свидетельствуют об исполнении требований предписания в       полном объеме, таких доказательств не представлено.

        Доводы       жалобы о том, что юридическое лицо - ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ»       предпринимало необходимые меры по выполнению предписания, но не имело       возможности выполнить его в полном объеме ввиду недостаточного       финансирования, проверялись мировым судьей, обоснованно отвергнуты с       приведением в судебном постановлении надлежащих мотивов.

        Письменные       обращения директора ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ» Б.Е.С. к Министерству образования и науки       Челябинской области, ЗАО «Группа ЧТПЗ», ОАО «Челябинский механический       завод», ОАО «Федеральный научно-производственный центр «Станкомаш», ОАО       «Электромашина», директорам организаций и предприятий, индивидуальным       предпринимателям о выделении финансовых средств, оказании       благотворительной помощи для устранения всех замечаний, не свидетельствуют       о том, что ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ» предпринимались все зависящие от него       меры по устранению нарушений пожарной безопасности в установленные       предписанием сроки.

5

                      Кроме того,       Управление государственного пожарного надзора по ходатайству. ГБОУ СПО       (ССУЗ) «ЧТПиГХ» вправе продлить срок исполнения предписания по устранению       нарушений требований пожарной безопасности, однако юридическое лицо - ГБОУ       СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ» с ходатайством о продлении данного срока в органы       государственного пожарного надзора не обращалось, в известность о причинах       невозможности выполнения предписания не ставило.

        Доказательств того, что юридическое лицо - ГБОУ СПО (ССУЗ)       «ЧТПиГХ» предпринимало все меры для выполнения предписания, а именно       уведомило органы государственного пожарного надзора о невозможности       выполнения предписания, обращалось с ходатайством о продлении срока       исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела не       имеется.

        В       соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в       совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у       него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение       которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все       зависящие от него меры по их соблюдению.

        Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что       юридическим лицом - ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ» не были приняты все зависящие       от него меры по соблюдению предписания по устранению нарушений в области       пожарной безопасности.

        Характер,       совершенного ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧТПиГХ» правонарушения по ч. 13 ст. 19.5       КоАП РФ, объектом посягательства которого является установленный законом       порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения,       возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность       которых подвергается контролю (надзору), свидетельствует о высокой степени       общественной опасности правонарушений в указанной сфере.

        Состав       правонарушения, квалифицируемого по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, является       формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям       заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий       правонарушения, но и в пренебрежительном отношении учреждения к исполнению       возложенных на него обязанностей, по устранению нарушений       законодательства.

        Представленные по делу доказательства являются допустимыми и       достаточными для установления вины юридического лица - ГБОУ СПО (ССУЗ)       «ЧТПиГХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного       ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.

        Принципы       презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП       РФ, не нарушены.

        Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст.       29.10 КоАП РФ, в нем содержится указание на обстоятельства, установленные       при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие       обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности ГБОУ       СПО

6

                      (ССУЗ)       «ЧТПиГХ».

        Судьей       районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с положениями       ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ.

        Порядок и       срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.       Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 13 ст. 19.5       КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. Оснований       для снижения наказания не имеется, назначено оно в минимальном       размере.

        На       основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.16 - 30.18       КоАП

        РФ,

        постановил:

        постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 3       Ленинского района г. Челябинска от 15 мая 2012г. и решение судьи       Ленинского районного суда г. Челябинска от 26 июня 2012г. по делу об       административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в       отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего       профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)       «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства» оставить без       изменения, а жалобу защитника юридического лица - Государственного       бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального       образования (среднее специальное учебное заведение) «Челябинский техникум       промышленности и городского хозяйства» ФИО1— без       удовлетворения.

        Заместитель       председателя областного суда