Дело №12-718/2020
№
№
на постановление по делу об административном правонарушении
01 октября 2020 года г. Барнаул
Судья Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края Захарова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Краевого государственного казенного учреждения «Региональное жилищное управление» Ананьевой Е.В. на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее – МОСП по ИОВИП УФССП России по Алтайскому краю/ межрайонный отдел) от ДД.ММ.ГГГГ№ Краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление» (далее КГКУ «Региональное жилищное управление»/ Учреждение/ КГКУ «РЖУ») привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник КГКУ «РЖУ» обжаловал его в районный суд. В обоснование своих требований в жалобе указала, что в действиях КГКУ «РЖУ» отсутствует состав вмененного правонарушения, поскольку решение суда не исполнено по независящим от него причинам; жилищный фонд социального использования в Алтайском крае не создан, жилые помещения за учреждением не закреплены, собственных денежных средств на их приобретение КГКУ «РЖУ» не имеет; приобретение жилых помещений возможно только в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; сроки, установленные судебным приставом-исполнителем для исполнения судебного решения, являются неразумными и необоснованными; с учетом изменений действующего законодательства строительство жилых домов для детей-сирот нецелесообразно, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ общее количество помещений для них в жилом доме не может превышать 25% от общего количества квартир. В связи с чем защитник просит постановление должностного лица МОСП отменить, производство по делу прекратить.
Настоящая жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ десятидневный срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
В судебное заседание законный представитель, защитник КГКУ «РЖУ» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
С учетом положений ст. 25.15 КоАП РФ судья полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, судья районного суда приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный для добровольного исполнения срок, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, составленному судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела Звягинцевой О.С., ДД.ММ.ГГГГ межрайонным отделом возбуждено исполнительное производство №-ИП о возложении обязанности на КГКУ «Региональное жилищное управление» предоставить Киселевой А.А. благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения в границах муниципального образования <адрес>.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства установлен срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований. Должник был предупрежден о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора. Данное постановление получено должником ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. Постановление получено ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного производства до ДД.ММ.ГГГГ. Копия постановления получена должником ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу, поступившему из КГКУ «Региональное жилищное управление» в службу судебных приставов, решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула ДД.ММ.ГГГГ не исполнено.
В связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ№, которым КГКУ «Региональное жилищное управление», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, которое в настоящее время обжалуется.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, софинансируемых за счет средств субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (Письмо Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение №).
В пункте 4 настоящих Правил определены условия предоставления субсидий.
Объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (определяется сводной бюджетной росписью бюджета субъекта Российской Федерации) исходя из необходимости достижения установленного соглашением значения показателя результативности использования субсидии (пункт 6 Правил).
В силу п. 7 Правил субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в установленном порядке в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства просвещения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.
Распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (п. 8 Правил).
Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по формуле с учетом определенных критериев (в том числе, численность лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилого помещения; средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в субъекте Российской Федерации; социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии, в размере 33 кв. метров) (п. 9 Правил).
Проверяя доводы КГКУ «РЖУ» об отсутствии вины в совершении административного правонарушения в связи с невозможностью по объективным причинам исполнить решение суда в установленный срок (недостаточностью финансирования из бюджета), судья приходит к следующему.
Постановлением Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№ создано КГКУ «РЖУ», на которое с ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность по предоставлению помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края».
На 2019 год проектом соглашения с Министерством просвещения Российской Федерации о выделении субсидии из федерального бюджета бюджету Алтайского края на предоставление жилых помещений гражданам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрен объем финансирования в размере <данные изъяты> руб.
Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в краевом бюджете Алтайского края на 2019 год на предоставлении жилых помещений гражданам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено выделение денежных средств в размере <данные изъяты> руб.Таким образом, для приобретения жилых помещений для вышеуказанной категории граждан всего выделено <данные изъяты> руб.
В целях реализации денежных средств и исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений КГКУ «РЖУ» в 2019 году заключено 84 государственных контракта на приобретение 401 жилых помещений на сумму <данные изъяты> руб., в том числе заключено 77 государственных контрактов на приобретение 377 жилых помещений на сумму <данные изъяты> руб. и 7 государственных контракта на приобретение 24 жилых помещений на сумму <данные изъяты> руб.
Однако жилые помещения, которые оформлены в собственность Алтайского края, распределены и предоставлены детям-сиротам, у которых право на предоставление жилья возникло ранее, чем у взыскателя Киселевой А.А., то есть решение суда должником не исполнено до настоящего времени.
В жалобе защитник Учреждения ссылается на направление различных писем о внесении в проект бюджета Алтайского края изменений и о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на осуществление деятельности по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются исполнительные производства, что, по его мнению, является основанием для применения положений части 4 статьи 24.5 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности.
Между тем судьей районного суда данные доводы отклоняются, как несостоятельные.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям, регулируемым данным кодексом, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Согласно абзацу второму статьи 6 указанного Кодекса под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В статье 1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» определено, что настоящий закон регулирует отношения, отнесенные Бюджетным кодексом Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 7 настоящего Закона бюджетные ассигнования на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Алтайского края и в объекты муниципальной собственности предусматриваются в соответствии с мероприятиями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, государственными программами Алтайского края, ведомственными программами, нормативными правовыми актами Правительства Алтайского края (часть 1).
Капитальные вложения в объекты государственной собственности Алтайского края и в объекты муниципальной собственности за счет средств краевого бюджета осуществляются в соответствии с адресной инвестиционной программой, порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством Алтайского края (часть 2).
Ссылки в жалобе КГКУ «РЖУ» на информирование судебного пристава-исполнителя о положениях ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае» не принимаются судом во внимание, поскольку данная норма утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ (п. 1 ст. 6 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС).
В статье 9 данного Закона установлено, что участниками бюджетного процесса в Алтайском крае являются: Губернатор Алтайского края; Алтайское краевое Законодательное Собрание; Правительство Алтайского края; исполнительные органы государственной власти Алтайского края; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края; Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю; Счетная палата Алтайского края; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; органы местного самоуправления; получатели бюджетных средств.
Участники бюджетного процесса в Алтайском крае реализуют свои полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.
Функциями и полномочиями учредителя КГКУ «РЖУ» наделено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, которое является главным распорядителем бюджетных средств краевого бюджета, получаемых Учреждением. Поэтому направление должником различных писем о внесении в проект бюджета Алтайского края изменений и о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на осуществление деятельности по обеспечению жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются исполнительные производства, не является основанием для применения положений части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
Из обстоятельств настоящего дела об административном правонарушении следует, что возникшие правоотношения КГКУ «РЖУ» и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края не являются бюджетными в силу положений статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, следует учесть, что согласно ч. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Таким образом, письма, направленные КГКУ «РЖУ» в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в 2019 году правового значения не имеют для разрешения настоящей жалобы с учетом установленного судебным приставом-исполнителем срока исполнения судебного акта (с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ).
Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения лиц. Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
В силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Защитником Учреждения не представлено судье достаточных доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения. Указанные в жалобе причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными, поскольку под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П).
Несмотря на доводы КГКУ «РЖУ» о том, что приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и что процесс приобретения жилых помещений занимает длительный период времени, судья полагает, что у должника существовала реальная возможность исполнить решение суда.
Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на их приобретение. С учетом изложенного судья приходит к выводу, что должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа, располагал реальной возможностью исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, однако не принял всех необходимых к этому мер.
То обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ общее количество помещений для детей-сирот в жилом доме не может превышать 25% от общего количества квартир, поэтому строительство жилых домов для них нецелесообразно, не может являться основанием для освобождения должника от административной ответственности, на которого решением суда возложена обязанность по предоставлению жилья такой категории граждан.
Оценив вышеприведенные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств в совокупности с иными материалами дела (ст. 26.11 КоАП РФ), федеральный судья приходит к выводу о наличии в действиях КГКУ «РЖУ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Существенных нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом МОСП не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления, судьей не установлено. В связи, с чем оснований для удовлетворения не имеется (п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Краевого государственного казенного учреждения «Региональное жилищное управление» Ананьевой Е.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5.1, а также в ч. 5 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо опротестовано прокурором непосредственно в Алтайский краевой суд или через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья И.С. Захарова