ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-8/20 от 21.05.2020 Моркинского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело 12-8/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 мая 2020 г. п. Морки

Судья Моркинского районного суда Республики Марий Эл Лапшина Т.И., рассмотрев жалобу С. сельской администрации Моркинского муниципального района на постановление государственного инспектора Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора о назначении административного наказания от 27 марта 2020 г.,

у с т а н о в и л :

Глава С. сельской администрации Моркинского муниципального района ФИО1 обратился в Моркинский районный суд с жалобой, в которой просил отменить постановление государственного инспектора Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора о назначении административного наказания от 27 марта 2020 г. и прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении С. сельской администрации.

В обоснование жалобы указал, что постановлением государственного инспектора Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО3 И.В. С. сельская администрация была признана виновной с совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400000 руб. Указал, что администрация приняла все меры по исполнению предписания Приволжского управления Ростехнадзора от 28 октября 2019 г. в установленный срок:

- назначенный ответственным за безопасную эксплуатацию А. гидротехнического сооружения ФИО2 прошел подготовку и был аттестован 15 января 2020 г.;

- Правила безопасной эксплуатации ГТС были разработаны и направлены на согласование в Приволжское управление Ростехнадзора 19 ноября 2019. 23 декабря 2019 г. поступил отказ в согласовании Правил. После переработки 24 марта 2020 г. Правила были повторно направлены на согласование. Ответ о согласовании пока не поступил.

Считает, что вины администрации в неполном и несвоевременном исполнении предписания Ростехнадзора не имеется, в связи с чем не имелось оснований для привлечения ее к административной ответственности за невыполнение предписания.

При рассмотрении жалобы представитель С. сельской администрации – ее глава ФИО1 доводы жалобы поддержал полностью и пояснил, что в администрации обязанности по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС д. А. возложены на специалиста ФИО2, который и ранее курировал этот вопрос. ФИО2 прошел специальную подготовку и со второй попытки прошел аттестацию по указанному вопросу. Поэтому он как глава не считал необходимым проходить обучение и аттестацию по вопросу безопасности ГТС. Он приступил к работе на должности главы администрации 11 ноября 2019 г. Принимал все меры для исполнения предписания Ростехнадзора от 28 октября 2019 г.: несколько раз отправлял Правила безопасной эксплуатации ГТС на согласование в Ростехнадзор, но согласование не получил. При этом никаких объяснений, по какой причине Правила не проходят согласование, им не дают. Считает, что оснований для привлечения администрации к административной ответственности не имеется.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО3 просил обжалованное постановление оставить в силе, поскольку оно обосновано на требованиях закона. С. сельской администрации 28 октября 2019 г. было выдано предписание, которое подлежало обязательному исполнению. Согласно предписанию администрация была обязана разработать правила эксплуатации ГТС и согласовать их с Ростехнадзором и организовать прохождение первичной аттестации в области безопасной эксплуатации ГТС должностными лицами учреждения. При этом обучение был обязан пройти сам глава администрации, независимо от того, что такую аттестацию прошло другое ответственное лицо. Такая обязанность закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. № 1365 и утвержденным им Положением об аттестации. При наличии уважительных причин и невозможности его исполнения в установленный срок до 31 января 2020 г. руководитель администрации должен был обратиться в Марийский территориальный отдел по вопросу о продлении срока исполнения предписания. Глава С. администрации такую аттестацию не прошел, в связи с чем направленные им для согласования Правила эксплуатации не могли быть согласованы. Кроме того, они были оформлены не надлежащим образом. В ходе внеплановой документарной проверки, проведенной с 10 по 25 марта 2020 г., неисполнение предписания от 28 октября 2019 г. было выявлено, о чем был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, и С. сельская администрация была привлечена к административной ответственности: ей был назначен минимальный штраф 400000 руб. Считает, что штраф назначен обоснованно.

Изучив представленные материалы, заслушав явившихся на рассмотрение жалобы лиц, судья приходит к выводу об обоснованности жалобы, в связи с чем постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу прекращению..

Ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, за что может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

28 октября 2019 г. представителями Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора была проведена проверка работы С. сельской администрации и в ее деятельности были выявлены нарушения Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организации, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. (акт проверки № 43-17-13/157/21-799)

На основании акта проверки С. сельскому поселению в лице и.о. главы ФИО2 было предписано принять меры по устранению выявленных нарушений: отсутствия правил эксплуатации ГТС, согласованных с Ростехнадзором, и отсутствия протоколов аттестационной комиссии, подтверждающих прохождение первичной аттестации в области безопасной эксплуатации ГТС. (предписание № … от 28 октября 2019 г.) Срок устранения выявленных нарушений установлен до 31 января 2020 г.

На основании распоряжения заместителя руководителя Приволжского управления от 04.03.2020 23.03.2020 проведена документарная внеплановая проверка С. сельской администрации по выполнению исполнения предписания от 28.10.2019, о чем составлен соответствующий акт № 43-17-13/21-248 от 23.03.2020. В акте отражено, что оба пункта предписания от 28.10.2019 не исполнены.

На основании указанного акта был составлен протокол об административном правонарушении № 42-17-2020-816 от 24.03.20, послуживший основанием для вынесения обжалуемого постановления и привлечения С. сельской администрации к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.

Из буквального толкования диспозиции части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Ст. 9 ФЗ-117«О безопасности гидротекхнических сооружений» предусматривает, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

4. Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обеспечивают разработку и своевременное уточнение правил эксплуатации ГТС в соответствии с настоящими Требованиями к содержанию правил.

Ст. 9.1 ФЗ-117 предусматривает, что работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений (далее - работники), в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится в объеме требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

Постановлением Правительства РФ № 1365 от 25 октября 2019 г. определены следующие категории работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также с изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности:

работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;

работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;

работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;

работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.

Этим же Постановлением утверждено Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, согласно п.2 которого аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", абзацами третьим - шестым статьи 9.1 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", проходят работники следующих категорий:

а) руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте (далее - организации);

б) должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, контроля за соблюдением требований безопасности при эксплуатации объектов электроэнергетики, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики;

в) инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", частью первой статьи 9.1 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона "Об электроэнергетике";

г) не указанные в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций;

д) диспетчеры субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Таким образом, требования Управления Ростехнадзора о проведении аттестации должностного лица сельской администрации являлись обоснованными и сельской администрацией были выполнены. Аттестацию в предусмотренные предписанием от 28 октября 2019 г. прошло ответственное должностное лицо- ФИО2

Доводы государственного инспектора, что обязательному обучению и аттестации подлежал сам глава администрации, как руководитель учреждения, и отсутствие у него аттестации являлось препятствием для согласования Правил, судья находит необоснованными.

05.02.2020 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору было издано письмо № … в котором указано, что в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики" следующие категории работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также с изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязаны получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности:

работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты;

работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;

работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;

работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.

Если в должностные обязанности руководителя не входят вышеперечисленные вопросы, получение дополнительного профессионального образования не является обязательным.

Поскольку глава администрации делегировал свои обязанности в части обеспечения безопасности эксплуатации ГТС подчиненному ему лицу, в свете указанного письма требования о прохождении им как руководителем учреждения подготовки и аттестации являются необоснованными.

В части согласования Правил эксплуатации ГТС С. сельской администрацией были предприняты меры по разработке Правил и их согласованию с Ростехнадзором, варианты Правил дважды направлялись на согласование, т.е. были предприняты надлежащие меры по исполнению предписания от 28.10.2019.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками как противоправность и виновность.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст.30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения.

Не установление вины лица, привлеченного к административной ответственности, является основанием для освобождения его от ответственности.

Судья приходит к выводу, что С. сельской администрацией приняты достаточные меры по исполнению вынесенного ей предписания, что исключает возможность привлечения ее к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, судья

Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Жалобу С. сельской администрации Моркинского муниципального района удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора о назначении административного наказания от 27 марта 2020 г.№ 42-17-2020-816, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «С. сельское поселение», отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях учреждения признаков указанного административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Моркинский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Т.И.Лапшина