№ – 134 / 2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<адрес> 03 апреля 2018 года
Кочубеевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Щербакова С.А.,
при секретаре судебного заседания Кравченко И.И.,
с участием:
представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело об административном правонарушении в отношении администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> по протоколу № предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Ставропольским территориальным отделом департамента федеральной службы по надзору в сфера природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу в отношении юридического лица – администрации Кочубеевского муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол №/АР/49/5 об административном правонарушении, согласно которого, в нарушение установленных норм природоохранного законодательства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах <адрес>, около <адрес> в результате бездействия юридического лица - администрации <адрес> допущено несанкционированное размещение отходов производства и потребления (ТБО), а именно об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.
Представитель администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> ФИО1 в судебном заседании просила прекратить производство по делу на основании представленного отзыва.
В судебном заседании представитель министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> ФИО2 просила вынести решение на усмотрение суда и пояснила, что согласна с тем, что в полномочия администрации района действительно не входит допущение или не допущение несанкционированного размещения отходов производства и потребления. В свою очередь, в полномочия администрации входит участие в организации деятельности по сбору, транспортировке, утилизации, обезвреживанию и размещению коммунальных отходов.
В судебное заседание представитель департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства в суд не явился. Направили в суд ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителя.
На основании ст.29.7 КоАП РФ, надлежащего извещения сторон, мнения лиц, участвующих в судебном заседании, а также отсутствия уважительных причин не явки, административное дело рассмотрено в отсутствие представителя департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Из возражений администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> следует, что согласно данным, предоставленным администрацией Кочубеевского муниципального района <адрес> государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу, земельный участок с кадастровым номером № расположенный в границах <адрес>, около <адрес>, относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, указанный земельный участок не обременен правами третьих лиц. Администрация Кочубеевского муниципального района не ведет хозяйственной деятельности на указанном участке и информацией о субъектах, осуществляющих несанкционированное размещение твердых бытовых отходов на указанном земельном участке не обладает. К числу вопросов местного значения муниципального района согласно пункту 14 части 1 статьи 15 федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П, по делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации ранее уже обращался к вопросам определения характера и объема полномочий и финансовых обязательств муниципальных образований в сфере обращения с отходами применительно к оценке возложения на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов. Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды, прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков. В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. Соответственно, само по себе отнесение сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к компетенции органов местного самоуправления не отступает от конституционных гарантий местного самоуправления. Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что содержание данной компетенции должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, включая закрепленные в федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" принцип "загрязнитель платит" (статья 3) и обязанность юридических и физических лиц, которые осуществляют эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Соответственно, содержание данной компетенции не может автоматически трактоваться как предопределяющее всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, - оно предполагает возложение на органы местного самоуправления осуществления именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, при том, что сами по себе такого рода меры не входят, по смыслу статьи 13 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в нормативное содержание понятий "сбор отходов", "транспортирование отходов", "утилизация отходов", как они определены в статье 1 того же Федерального закона. Кроме того, согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П по делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», анализ отнесенных федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению муниципальных районов вопросов в сфере обращения с отходами свидетельствует - во взаимосвязи с федеральными законами "Об охране окружающей среды" (пункт 2 статьи 7) и "Об отходах производства и потребления" (пункт 2 статьи 8) - о том, что законодателем для определения характера участия муниципальных образований этих видов в указанной деятельности использована общая родовая категория «участии в организации» и, соответственно, на муниципальные районы, возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, а именно осуществление мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности такой очистки. Согласно статье 1 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов является применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. В ст.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" дано определение отходов производства и потребления: отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления". В приведенной дефиниции законодатель сделал акцент на двух основных моментах: на происхождении отходов (образуются в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления) и на таком их свойстве, как удаляемость. При этом в федеральном законодательстве отсутствует дефиниция понятия "удаление отходов".В силу пункта 2 статьи 8 названного Федерального закона, пункта 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из системного толкования приведенных выше положений Закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований. В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация Кочубеевского муниципального района осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации. При этом полномочия администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, администрация Кочубеевского муниципального района <адрес> не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Изложенное исключает наличие в действиях администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, на основании вышеизложенного, учитывая правоприменительную практику и позиции высших судов Российской Федерации, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, администрация Кочубеевского муниципального района просит прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Кочубеевского муниципального района <адрес>, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав стороны, доводы возражений, суд приходит к следующему.
В силу ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений ст.ст.1.5, 2.1, 24.1, 26.1 КоАП РФ, в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о наличии события административного правонарушения, виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами настоящего Кодекса.
Ответственность по ст.8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Из материалов административного дела усматривается, что Ставропольским территориальным отделом департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу в отношении юридического лица – администрации Кочубеевского муниципального района <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол №/АР/49/5 об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ.
Согласно составленному протоколу по результатам проведенного административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ№/АР/49 по факту размещения твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в границах <адрес>, около <адрес>, установлен факт бездействия юридического лица – администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> и допущение на земельном участке несанкционированного размещения отходов: при проведении планового (рейдового) осмотра земельного участка с кадастровым номером № обнаружено место несанкционированного размещения твердых бытовых отходов.
Согласно выписки из филиала ФГЮУ «ФКП Росреестра» по <адрес> земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в границах <адрес>, около <адрес>, относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения. Указанный земельный участок не обременен правами третьих лиц.
Из материалов дела не усматривается, что администрация Кочубеевского муниципального района ведет хозяйственную деятельность на указанном участке, а также отсутствует информация о субъектах, осуществляющих несанкционированное размещение твердых бытовых отходов на указанном земельном участке.
К числу вопросов местного значения муниципального района согласно пункту 14 части 1 статьи 15 федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет федеральный закон №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.72 Конституции РФ, вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П, по делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации ранее уже обращался к вопросам определения характера и объема полномочий и финансовых обязательств муниципальных образований в сфере обращения с отходами применительно к оценке возложения на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов. Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды, прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Соответственно, само по себе отнесение сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к компетенции органов местного самоуправления не отступает от конституционных гарантий местного самоуправления. Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что содержание данной компетенции должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, включая закрепленные в федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" принцип "загрязнитель платит" (статья 3) и обязанность юридических и физических лиц, которые осуществляют эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Соответственно, содержание данной компетенции не может автоматически трактоваться как предопределяющее всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, оно предполагает возложение на органы местного самоуправления осуществления именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, при том, что сами по себе такого рода меры не входят, по смыслу статьи 13 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в нормативное содержание понятий "сбор отходов", "транспортирование отходов", "утилизация отходов", как они определены в статье 1 того же федерального закона.
Кроме того, согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П по делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», анализ отнесенных федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к ведению муниципальных районов вопросов в сфере обращения с отходами свидетельствует - во взаимосвязи с федеральными законами "Об охране окружающей среды" (пункт 2 статьи 7) и "Об отходах производства и потребления" (пункт 2 статьи 8) - о том, что законодателем для определения характера участия муниципальных образований этих видов в указанной деятельности использована общая родовая категория «участии в организации» и, соответственно, на муниципальные районы, возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, а именно осуществление мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности такой очистки.
Согласно статье 1 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов является применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно ст.1 ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с федеральным законом "Об отходах производства и потребления". В приведенной дефиниции законодатель сделал акцент на двух основных моментах: на происхождении отходов (образуются в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления) и на таком их свойстве, как удаляемость. При этом, в федеральном законодательстве отсутствует дефиниция понятия "удаление отходов".
В силу пункта 2 статьи 8 названного федерального закона, пункта 2 статьи 7 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 14 части 1 статьи 15 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 2 статьи 13 федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств того, что администрация Кочубеевского муниципального района осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации. При этом полномочия администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, администрация Кочубеевского муниципального района <адрес> не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах, правовые основания для привлечения администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ, отсутствовали, так как администрация Кочубеевского муниципального района <адрес> не является надлежащим субъектом данного административного правонарушения.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях юридического лица - администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.8.2 ст.29.9-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> по ст.8.2 КоАП РФ - прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 суток.
Судья С.А. Щербаков