ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
N 16-1115/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 14 марта 2022 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу ФИО1на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N3 Павловского судебного района Нижегородской области от 3 сентября 2021 года, решение судьи Павловского городского суда Нижегородской области от 10 ноября 2021 года, вынесенные в отношении директора Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (далее - МУП"Водоканал") ФИО1по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка N3 Павловского судебного района Нижегородской области от 3 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Павловского городского суда Нижегородской области от 10 ноября 2021 года, директор МУП "Водоканал" ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1, ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность, прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
На основании статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Как следует из материалов дела, в период с 17 мая 2021 по 11 июня 2021 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия организована плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды МУП "Водоканал".
В ходе данной проверки установлено, что на территории объекта № - канализационные очистные сооружения МУП "Водоканал" в процессе биологической очистки сточных вод в аэротенке происходит прирост активного ила. Избыток активного ила (избыточный активный ил) выводится из системы очистки сточной воды в минерализатор, где происходит минерализация (сбраживание) избыточного ила. После минерализатора смесь сточных вод с осадком поступает в илоуплотнитель, где происходит разделение смеси. Осадок выпадает на дно илоуплотнителя, а осветленная вода собирается лотками и по трубопроводу поступает в приемный резервуар КНС. Осадок со дна илоуплотнителя насосами откачивается на иловые площадки. На иловых площадках осадок обезвоживается.
Лабораторией ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" 25 мая 2021 был произведен отбор проб отхода - избыточный активный ил, выдержанный на иловой карте N18 и отхода - избыточный активный ил свежий на иловой карте N 1.
Согласно протоколам результатов испытаний пробы отходов методом биотестирования, отход - избыточный активный или выдержанный на иловой карте N18 и отход - избыточный активный ил свежий на иловой карте N1 относятся к IV классу опасности.
Отход - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод МУП "Водоканал" размещает (хранит) на собственном объекте размещения отходов - иловых картах.
Согласно статистическим отчетам по форме N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2018, 2019, 2020 годы отход - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод сторонним организациям с целью обработки утилизации, обезвреживания и размещения не передавался.
Таким образом, на объекте № размещен отход - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод сроком более 11 месяцев; МУП "Водоканал" осуществляет лицензируемый вид деятельности по размещению отхода IV класса опасности в отсутствие лицензии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица - директора МУП "Водоканал" ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда при рассмотрении жалобы заявителя на постановление о привлечении к административной ответственности согласился с выводами мирового судьи о наличии в деянии директора унитарного предприятия состава вмененного административного правонарушения.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 29 июня 2021 года, актом проверки от 25 июня 2021 года, актом обследования территории с фототаблицей, протоколом отбора проб от 25 мая 2021 года, актом отбора проб, протоколами результатов испытаний от 25 мая 2021 года, отчетами по форме N 2-ТП (отходы) и иными материалами дела, которым предыдущими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательства, на основании которых установлена виновность директора унитарного предприятия, получены в ходе проведения плановой проверки. Оснований для признания полученных в ходе проверки доказательств недопустимыми, не имеется. Фактические обстоятельства, которые выявлены в ходе проверки, доводами настоящей жалобы и представленными в материалы дела доказательствами не опровергаются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, при этом в соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - это инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
На основании требований к сооружениям для обработки осадка сточных вод, предусмотренных пунктом 9.2.14.1 раздела 9.2.14 Свода правил СП 32.13330.2018 СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения", осадки, образующиеся в процессе очистки сточных вод (песок из песколовок, осадок первичных отстойников, избыточный активный ил и др.), должны подвергаться обработке с целью обезвоживания, стабилизации, снижения запаха, обеззараживания, улучшения физико-механических свойств, обеспечивающих возможность их экологически безопасной утилизации или размещения (хранения или захоронения) в окружающей среде.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года N 242, осадок сточных вод (ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод) относится к отходам IV класса опасности.
На основании изложенного при самостоятельном осуществлении деятельности по размещению осадка сточных вод на специально оборудованных сооружениях сроком более 11 месяцев, организация обязана получить лицензию на осуществление указанного вида деятельности.
Доводы, аналогичные приведенным в рассматриваемой жалобе, являлись предметом проверки судебными инстанциями в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях директора МУП "Водоканал" ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении директора МУП "Водоканал" ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено директору МУП "Водоканал" ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N3 Павловского судебного района Нижегородской области от 3 сентября 2021 года, решение судьи Павловского городского суда Нижегородской области от 10 ноября 2021 года, вынесенные в отношении директора МУП "Водоканал" ФИО1по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1, - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова