ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1024-2022 от 22.04.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1024-2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 апреля 2022 года г. Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу защитника Мурина Н.В. действующего на основании доверенности в интересах муниципального унитарного предприятия города Ижевска «Ижводоканал» на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 Устиновского района города Ижевска Удмуртской Республики исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Устиновского района города Ижевска Удмуртской Республики от 12 мая 2021 года, решение судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 17 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия города Ижевска «Ижводоканал»,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Устиновского района города Ижевска Удмуртской Республики исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Устиновского района города Ижевска Удмуртской Республики от 12 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 17 сентября 2021 года, муниципальное унитарное предприятие города Ижевска «Ижводоканал» (далее –МУП «Ижводоканал», предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Мурин Н.В. просит принятые по делу судебные акты отменить, считая их незаконными.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 328-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определены в Положении о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804 (далее - Положение № 804).

В соответствии с пунктом 2 Положения № 804 подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также данным положением.

В пункте 3 Положения № 804 предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

В силу пункта 5 Положения № 804 ведение гражданской обороны осуществляется в Российской Федерации - на основе плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Приказом МЧС России от 27 марта 2020 года № 216дсп (зарегистрирован Минюстом России 30 апреля 2020 года, регистрационный N 58257) утвержден Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны).

В соответствии с пунктом 10 Положения № 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки; приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Организация и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях определены Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденном приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 года № 687 (далее - Положение № 687).

На основании пункта 5 Положения № 687 подготовка к ведению гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований, а в организациях на основе планов гражданской обороны организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В соответствии с пунктом 6 Положения № 687 планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.

Выполнение мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Исходя из положений пунктов 2, 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 (далее - Порядок № 1309), к числу объектов гражданской обороны отнесены убежища - защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

В соответствии с пунктом 10 Порядка № 1309 организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила эксплуатации защитного сооружения), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитного сооружения, статус защитного сооружения гражданской обороны (далее – ЗС ГО) определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Пунктом 2.1 Правил эксплуатации защитного сооружения установлено, что учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5.

Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода ЗС ГО в эксплуатацию; при изменении типа ЗС ГО; при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией.

При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО.

Согласно пунктам 1.3,1.7,1.8 Правил эксплуатации защитного сооружения эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны обязаны обеспечить и своевременное техническое обслуживание и ремонт, содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.

Согласно пункту 3.2.1 Правил эксплуатации защитного сооружения при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В пункте 3.2.11. Правил эксплуатации защитного сооружения указано, что инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Указанные выше требования Положения о гражданской обороне, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны МУП «Ижводоканал» выполнены не были.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 15 февраля 2021 года прокуратурой Устиновского района г. Ижевска на основании решения заместителя прокурора Устиновского района г. Ижевска во исполнение поручения прокуратуры Удмуртской Республики проведена проверка соблюдения МУП «Ижводоканал» действующего федерального законодательства, в том числе законодательства о гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в ходе которой выявлены нарушения.

В частности установлено, что МУП «Ижводоканал» не разработало, не утвердило и не согласовало в установленном порядке план гражданской обороны на предприятии с управлением гражданской защиты г. Ижевска; не обеспечило готовность эксплуатируемого защитного сооружения гражданской обороны (убежище), расположенного по адресу: <адрес>, поскольку имеется нарушение:

- гидроизоляции и герметичности защитного сооружения (имеются следы течи воды по внутренним стенам) (в нарушение пункта 3.2.1 Правил эксплуатации защитного сооружения, пункта 10 Порядка № 1309);

- на металлических элементах технических систем, конструкции дверей и ставней ЗС ГО имеются следы коррозии (в нарушение пункта 3.2.11 Правил эксплуатации защитного сооружения, пункта 10 Порядка № 1309);

- технический осмотр фильтров-поглотителей проведен в рамках технического обследования ЗС ГО, фильтры-поглотители подлежат замене (коррозия на корпусе фильтра) (в нарушение пункта 3.2.1. Правил эксплуатации защитного сооружения, пункта 10 Порядка № 1309).

Вышеперечисленные нарушения отражены в акте от 15 февраля 2021 года, составленным старшим помощником прокурора прокуратуры Устиновского района г. Ижевска (л.д.18-19).

В связи с выявленными нарушениями 1 марта 2021 года прокурором Устиновского района г. Ижевска в отношении МУП «Ижводоканал» было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, решением о проведении проверки, актом, и иными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, совершенное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного, частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что у МУП «Ижводоканал» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но все зависящие от него меры по их соблюдению приняты не были.

Жалоба на постановление мирового судьи рассмотрена судьей Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель, в обоснование незаконности судебных актов указывает на то, что защитное сооружение в установленном порядке МУП «Ижводоканал» не передавалось, оно учтено в реестре федерального имущества, в связи с чем нести бремя его содержания предприятие не обязано.

Отсутствие соответствующего договора передачи защитного сооружения МУП «Ижводоканал» не исключает вину последнего в совершении вмененного правонарушения, поскольку исходя из положений вышеприведенных пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне", пункта 10 Порядка № 1309, пункта 3.2.1 Правил эксплуатации защитного сооружения, обязанность по сохранению, поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, обеспечению постоянной готовности защитного сооружения лежит на организации, эксплуатирующей защитное сооружение гражданской обороны.

Материалы настоящего дела позволяют прийти к выводу о том, что защитное сооружение гражданской обороны - убежище по адресу: <адрес> эксплуатируется МУП «Ижводоканал» и расположено на его территории. Следовательно, на МУП «Ижводоканал» лежит обязанность по сохранению, поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, обеспечению постоянной готовности данного защитного сооружения.

Вопреки доводу жалобы принятие мер по разработке, утверждению и согласованию плана гражданской обороны предприятия после выявления административного правонарушения, административную ответственность не устраняет.

Наличие на предприятии плана гражданской обороны, утвержденного в 2013 году, не свидетельствует о выполнении МУП «Ижводоканал» требований законодательства о гражданской обороне. Действительно, в материалах дела имеется план гражданской обороны, согласованный с Управлением гражданской защиты Администрации г. Ижевска в 2013 году (л.д.182-209). Данный план разработан в соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденным приказом МЧС России от 16 февраля 2012 года № 70дсп. Однако приказом МЧС России от 27 марта 2020 года № 216дсп «Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» утвержден иной порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее – Порядок). О наличии нового Порядка предприятие было уведомлено, и.о. начальника Управления гражданской защиты Администрации г. Ижевска ему было направлено сообщение о необходимости направления в администрацию своего представителя в срок до 27 ноября 2020 года для получения документов ограниченного доступа в области организации разработки планов гражданской обороны. Данное сообщение получено МУП «Ижводоканал» 17 ноября 2020 года (л.д.210). Именно в соответствии с новым Порядком подлежал разработке, согласованию и утверждению план гражданской обороны.

Такой план гражданской обороны был представлен должностному лицу прокуратуры во время проверки, однако он не был согласован и утвержден, так как титульный лист плана сведений о согласовании, утверждения, подписей должностных лиц не содержит (л.д.110 -180).

В указанной связи вывод судебных инстанции о том, что МУП «Ижводоканал» не разработало, не утвердило и не согласовало в установленном порядке план гражданской обороны на предприятии с управлением гражданской защиты г. Ижевска, сомнений не вызывает.

Следует признать, что доводы, изложенные в настоящей жалобе, были предметом рассмотрения в предыдущих судебных инстанциях, получили оценку, подробно приведенную в судебных постановлениях.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Административное наказание назначено МУП «Ижводоканал» в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений частей 3.2, 3.3 настоящего Кодекса.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, решения не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление мирового судьи судебного участка № 5 Устиновского района города Ижевска Удмуртской Республики исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Устиновского района города Ижевска Удмуртской Республики от 12 мая 2021 года, решение судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 17 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия города Ижевска «Ижводоканал» оставить без изменения, а жалобу защитника Мурина Н.В. - без удовлетворения.

Судья О.Р. Новоженина

Постановление12.05.2022