ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1029/19 от 07.02.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-190/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 7 февраля 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Бурмистровой О.В., действующей в интересах Касьянова С.В., на вступившие в законную силу постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Орловское УФАС России) от 15 мая 2019 года, решение судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 1 августа 2019 года и решение судьи Орловского областного суда от 11 октября 2019 года, вынесенные в отношении временно исполняющего обязанности директора некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (далее – НО «РФКР», организация) Касьянова С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением руководителя Орловского УФАС России от 15 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 1 августа 2019 года и решением судьи Орловского областного суда от 11 октября 2019 года, временно исполняющий обязанности директора НО «РФКР» Касьянов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Бурмистрова О.В. просит об отмене указанных актов, считая их незаконными в связи с отсутствием в деянии Касьянова С.В. состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Касьянова С.В. к административной ответственности) действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 названного Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение).

В силу подпункта «г» пункта 193 Положения закупка у единственной подрядной организации может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимся электронного аукциона в соответствии с пунктами 163, 167 и 196 Положения. В соответствии с названным пунктом договор об оказании услуг должен быть заключен с единственной подрядной организацией на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, по цене, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, или при заключении договора об оказании услуг по основаниям, предусмотренным пунктом 167 Положения, при проведении электронного аукциона по цене, равной начальной (максимальной) цене договора. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену договора либо цену договора об оказании услуг, предложенную соответствующим участником электронного аукциона.

В соответствии с пунктом 195 Положения требование наличия подрядной организации в реестре квалифицированных подрядных организаций не применяется при заключении договора об оказании услуг в случаях, предусмотренных подпунктом «г» пункта 193 Положения.

Согласно пункту 205 Положения договор об оказании услуг заключается только после предоставления участником электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, обеспечения исполнения договора об оказании услуг в размере, указанном в извещении о проведении электронного аукциона.

В соответствии с пунктом 206 Положения исполнение договора об оказании услуг обеспечивается: а) банковской гарантией, выданной банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - банковская гарантия); б) обеспечительным платежом.

Согласно пункту 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Для включения в перечень банк должен удовлетворять, в том числе требованию о наличии собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей.

Пунктом 213 Положения предусмотрено, что заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения договора об оказании услуг банковскую гарантию в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня ее поступления.

В соответствии с пунктом 214 Положения основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является: а) отсутствие сведений о банке на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации в сети «Интернет»; б) наличие информации об отзыве лицензии у банка на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации в сети «Интернет»; в) получение уведомления от банка о неподтверждении факта выдачи представленной банковской гарантии и (или) неподтверждении ее существенных условий (суммы, даты выдачи и срока действия, сведений о договоре, принципале и прочих условиях) в порядке, установленном пунктом 217 Положения; г) несоответствие размера представленной банковской гарантии капиталу банка, сведения о котором размещены на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации в сети «Интернет», с учетом максимально допустимого числового значения норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, установленного в качестве обязательного норматива Центральным Банком Российской Федерации; д) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий; е) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе, проекте договора об оказании услуг.

Согласно пункту 220 Положения заказчик обязан отказаться от заключения договора об оказании услуг с победителем электронного аукциона, или с участником электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или с единственным участником электронного аукциона в случае установления факта несоответствия лица, с которым должен быть заключен договор об оказании услуг, требованиям Положения.

Из материалов дела усматривается, что решением Орловского УФАС России по делу АЗ от 17 декабря 2018 года в действиях НО «РФКР» установлен факт нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

19 января 2017 года региональным оператором на электронной площадке «РТС-Тендер» в соответствии с Положением размещены извещения о проведении электронных аукционов № на выполнение работ по разработке проектной документации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес>.

Согласно протоколам рассмотрения заявок аукционов № от 22 февраля 2017 года на участие во всех аукционах была подана одна заявка от общества с ограниченной ответственностью «Москомреставрация» (далее – ООО «Москомреставрация»).

На основании пунктов 154,163 Положения вышеперечисленные аукционы были признаны несостоявшимися.

16 марта 2017 года на основании протоколов рассмотрения заявок на участие в электронных аукционах от 22 февраля 2017 года в соответствии с подпунктом «г» пункта 193 Положения между организацией в лице исполняющего обязанности директора Касьянова С.В. и ООО «Москомреставрация» заключены договоры подряда по разработке проектной документации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 206 Положения ООО «Москомреставрация» в качестве обеспечения исполнения обязательств по заключенным договорам подряда были представлены банковские гарантии общества с ограниченной ответственностью Коммерческий банк «Лайт» (далее – ООО Коммерческий банк «Лайт») от 15 марта 2017 года , , , , на общую сумму 132 784 руб. 09 коп..

При этом информация о представленных ООО «Москомреставрация» банковских гарантиях отсутствовала в реестре банковских гарантий. На дату выдачи банковских гарантий ООО Коммерческий банк «Лайт» не соответствовало требованиям пункта 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, так как исходя из данных, размещенных на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на 1 марта 2017 года размер собственных средств банка составлял менее 1 миллиарда рублей (размер собственных средств составлял 343 521 000 руб.). Вопреки требованиям пункта 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации ООО Коммерческий банк «Лайт» отсутствовал в перечне банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Таким образом, Касьянов С.В., являясь временно исполняющим обязанности директора НО «РФКР», 16 марта 2017 года в нарушение требований пунктов 206, 214, 220 Положения, ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «О защите конкуренции» принял в качестве обеспечения исполнения обязательств банковские гарантии ООО Коммерческий банк «Лайт» и заключил с ООО «Москомреставрация» договоры подряда по разработке проектной документации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Факт совершения Касьяновым С.В. административного правонарушения, а также его вина подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 2 апреля 2019 года №057/04/14.9-146/2019, решением Орловского УФАС России по делу №345-18/02 АЗ от 17 декабря 2018 года, приказом от 3 марта 2017 года №54 «О временном исполнении Касьяновым С.В. обязанностей директора», Уставом организации и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Деяние Касьянова С.В. правильно квалифицировано по ч.1 ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Доводы жалобы о том, что НО «РФКР» не относится к перечисленным в ч.1 ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органам власти и организациям, не могут повлечь отмену указанных актов.

В соответствии с ч.1 ст.167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в числе прочего, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора (п.3); утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (п.4); устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (п.5).

Согласно ч.1 ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В соответствии со ст.178 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда (ч.1). Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации (ч.2).

Согласно ч.1 ст.182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В соответствии с ч.1 ст.9 Закона Орловской области от 28 июня 2013 года №1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области» региональная программа капитального ремонта (далее также - региональная программа) утверждается Правительством Орловской области в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Согласно ст.13 Закона Орловской области от 28 июня 2013 года №1498-ОЗ региональный оператор создается в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе финансового обеспечения, формирования средств и имущества для такого ремонта на территории Орловской области, а также обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Орловской области (ч.1). Обеспечение деятельности регионального оператора осуществляется за счет средств областного бюджета (ч.6).

Распоряжением Правительства Орловской области от 4 июля 2013 года №263-р в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Орловской области, реформирования жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, внедрения ресурсосберегающих технологий, установления правовых и организационных основ предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям Орловской области на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Законом Орловской области от 28 июня 2013 года №1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области» на территории Орловской области создан региональный оператор НО «РФКР».

Постановлением Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 года N 482 утверждена областная адресная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области", государственный заказчик региональной программы – Правительство Орловской области, ответственный исполнитель - региональный оператор НО «РФКР».

В соответствии с п.2.3 Устава НО «РФКР» целями деятельности организации являются, в том числе – обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, создание благоприятных условий проживания граждан на территории Орловской области, реформирование жилищно-коммунального хозяйства Орловской области.

Учитывая изложенное, НО «РФКР» относится к организациям, перечисленным в ч.1 ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам защитника Бурмистровой О.В., в обжалуемых актах содержится описание объективной стороны совершенного административного правонарушения. В данном случае участнику торгов созданы преимущественные условия участия в них, что является нарушением требований ч.1 ст.17 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Порядок и срок давности привлечения Касьянова С.В. к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено Касьянову С.В. с учетом санкции ч.1 ст.14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 15 мая 2019 года, решение судьи Железнодорожного районного суда города Орла от 1 августа 2019 года и решение судьи Орловского областного суда от 11 октября 2019 года, вынесенные в отношении временно исполняющего обязанности директора некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» Касьянова С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Бурмистровой О.В. - без удовлетворения.

Судья А.В. Поддымов