ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-10318/2021 от 08.02.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-913/2022 – (16-10318/2021)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

8 февраля 2022 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу защитника Прошкина Александра Павловича, действующего на основании доверенности в интересах Джанаева Таймураза Николаевича, на вступившие в законную силу постановление Государственной жилищной инспекции Самарской области № СПр-95982/1 от 13 мая 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Самары от 9 июля 2021 года, решение судьи Самарского областного суда от 23 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Газэнергомонтаж» Джанаева Таймураза Николаевича,

установил:

постановлением Государственной жилищной инспекции Самарской области № СПр-95982/1 от 13 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Самары от 9 июля 2021 года и решением судьи Самарского областного суда от 23 сентября 2021 года, директор общества с ограниченной ответственностью «Газэнергомонтаж» Джанаев Т.Н. (далее – директор ООО «Газэнергомонтаж» Джанаев Т.Н.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Прошкин А.П. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и проверка доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ).

В силу пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 (далее - Положение о лицензировании), помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензионными являются иные требования, в том числе исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "б").

Согласно части 2 статьи 162 названного Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» ( далее - Правила № 491) установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц,, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий, расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

Согласно пункту 11 (1) Правил №491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 42 Правил №491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В целях осуществления лицензируемого вида деятельности по управлению многоквартирными домами и надлежащего содержания общедомового имущества, выполнении работ (оказании услуг) управляющие компании обязаны соблюдать Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года (далее - Правила).

Согласно пункту 3.4.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.

Пунктом 4.8.14 Правил также установлено, что лестничные клетки: должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. С; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега.

Из материалов дела следует, что 28 апреля 2021 года в 10 часов 30 минут государственной жилищной инспекцией Самарской области при проведении проверки установлено, что по адресам: г. Самара, пр. Юных Пионеров, д.59, г. Самара, ул. Калинина, д.99, осуществляется предпринимательская деятельность по управлению вышеуказанными многоквартирными домами в нарушение законодательства в сфере лицензирования, а именно: абзацем 1 пункта 23, абзацем 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», п.4.8.14, п.3.4.1 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», выразившееся следующем: ненадлежащее содержание помещений, входящих в состав общего имущества в доме № 99 по ул. Калинина, а именно: отсутствие сухой и влажной уборки на лестничных площадках в подъездах (наличие загрязненности, мусора, паутин); ненадлежащее содержание подвального помещения в доме № 59 по ул. пр. Юных Пионеров, наличие подтопления.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что директором управляющей компании ООО «Газэнергомонтаж» на момент обнаружения вышеуказанного административного правонарушения является Джанаев Т.Н.

Вышеуказанные нарушения явились основанием для составления 30 апреля 2021 года государственным жилищным инспектором Павловой О.Г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения директора ООО «Газэнергомонтаж» Джанаева Т.Н. к административной ответственности по вышеуказанной статье.

В подтверждение вины директора ООО «Газэнергомонтаж» Джанаева Т.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приняты во внимание представленные по делу доказательства, в том числе: распоряжение №95982 о проведении проверки юридического лица от 26 апреля 2021 года; акт проверки органом регионального государственного жилищного надзора юридического лица №СПр-95982 от 28 апреля 2021 года; фотоматериал; протокол №СПр-95982/1 от 30 апреля 2021 года об административном правонарушении и другие материалы дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии директора общества Джанаева Т.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Однако имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных решений ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, управление многоквартирным домом № 99 по ул. Калинина г.Самары осуществляется непосредственно собственниками жилых помещений (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 99 по ул.Калинина г.Самары от 10 декабря 2012 (л.д. 17-20).

Собственниками вышеуказанного многоквартирного дома 13 августа 2015 года заключен договор с ООО "Газэнергомонтаж" на оказание услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества дома № 99 по ул. Калинина г.Самары (л.д. 26-28).

Следовательно, ООО "Газэнергомонтаж" несет обязательства по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № 99 по ул. Калинина г.Самары в соответствии с условиями указанного договора

Таким образом, ООО "Газэнергомонтаж" лицензируемую деятельность по управлению многоквартирным домом № 99 по ул. Калинина г.Самары не осуществляет, не является управляющей организацией данного многоквартирного дома и договор управления указанным домом не заключался.

Согласно сведениям, размещенным в ГИС ЖКХ (dom.gosuslugi.ru.) в управлении ООО "Газэнергомонтаж" многоквартирный дом № 99 по ул. Калинина г.Самары не значится (л.д. 29-35).

Как следует из содержания части 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.

Согласно части 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Само по себе наличие лицензии на управление многоквартирными домами не является определяющим фактором для квалификации правонарушения, поскольку юридически значимым обстоятельством являются правоотношения, сложившиеся между собственниками помещений многоквартирного дома и Обществом в рамках договора от 13 августа 2015 года.

В данном случае собственниками помещений в многоквартирном доме выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом, Общество приняло на себя обязательства по содержанию и ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме по договору (часть 2.1 статьи 161, часть 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации). Лицензируемый вид деятельности по управлению указанным многоквартирным домом Обществом не осуществляется (функции управления отсутствуют), многоквартирный жилой дом не включен в реестр лицензий домов, в отношении которых осуществляется управление Обществом (статьи 195, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, ООО "Газэнергомонтаж", оказывающее услуги и выполняющее работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме № 99 по ул. Калинина г.Самары на основании договора, не является субъектом ответственности по статье 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правонарушение, вмененное директору ООО "Газэнергомонтаж", в части осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом № 99 по ул. Калинина г.Самары с нарушением лицензионных требований, подлежит исключению из объема вмененного правонарушения.

Должностным лицом Государственной жилищной инспекции Самарской области при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении и предыдущими судебными инстанциями при рассмотрении жалоб представителя директора ООО "Газэнергомонтаж" на постановление должностного лица и решение судьи районного суда, указанные обстоятельства не учтены, требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о полном и всестороннем анализе собранных по делу доказательств и установлении всех юридически значимых обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренных статьей 26.1 данного Кодекса, не соблюдены.

В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица Государственной жилищной инспекции Самарской области от 13 мая 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Самары от 9 июля 2021 года, решение судьи Самарского областного суда от 23 сентября 2021 года, вынесенные в отношении директора ООО "Газэнергомонтаж" Джанаева Т.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем исключения из объема вмененного правонарушения осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом № 99 по ул. Калинина г.Самары с нарушением лицензионных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление Государственной жилищной инспекции Самарской области № СПр-95982/1 от 13 мая 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Самары от 9 июля 2021 года, решение судьи Самарского областного суда от 23 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Газэнергомонтаж» Джанаева Таймураза Николаевича, изменить: исключить из объема вмененного правонарушения осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом № 99 по ул. Калинина г.Самары с нарушением лицензионных требований.

В остальной части постановление Государственной жилищной инспекции Самарской области № СПр-95982/1 от 13 мая 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Самары от 9 июля 2021 года, решение судьи Самарского областного суда от 23 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Газэнергомонтаж» Джанаева Таймураза Николаевича, оставить без изменения, а жалобу защитника Прошкина Александра Павловича, действующего на основании доверенности в интересах Джанаева Таймураза Николаевича, оставить без удовлетворения.

Судья С.И. Шкуров

Решение08.02.2022