ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-10359/2021 от 09.02.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-954/2022 – (16-10359/2021)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

9 февраля 2022 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу защитника Максимова Алексея Альбертовича, действующего на основании ордера в интересах ФИО1, на вступившие в законную силу постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики № 05-13-25/2021 от 25 мая 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 14 сентября 2021 года, решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 29 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора автономного учреждения Чувашской Республики «Спортивная школа олимпийского резерва № 10 по самбо и дзюдо» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики ФИО1,

установил:

постановлением заместителя министра финансов Чувашской Республики № 05-13-25/2021 от 25 мая 2021 года директор автономного учреждения Чувашской Республики «Спортивная школа олимпийского резерва № 10 по самбо и дзюдо» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 14 сентября 2021 года постановление должностного лица от 25 мая 2021 года изменено, исключено из состава административного правонарушения нецелевое использование бюджетных средств на сумму 12 000 рублей, выплаченную на основании платежного поручения № 107 от 6 марта 2019 года, и на сумму 1 200 рублей, выплаченную на основании платежного поручения № 375 от 3 июля 2019 года, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по указанным эпизодам, постановлено считать нецелевое использование бюджетных средств на оплату услуг по оценке имущества для определения стоимости арендной платы в сумме 24 000 рублей, на оплату услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета – в сумме 7 200 рублей. В остальной части постановление должностного лица от 25 мая 2021 года оставлено без изменения.

Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 29 ноября 2021 года постановление должностного лица от 25 мая 2021 года и решение судьи районного суда от 14 сентября 2021 года уточнены указанием о нецелевом использовании бюджетных средств, выплаченных в пользу БУ ЧР «Центр финансового обеспечения учреждений физической культуры и спорта» платежными поручениями от 5 августа 2019 года № 475, от 23 сентября 2021 года № 586, от 8 октября 2019 года № 638, от 26 ноября 2019 года № 749, от 10 декабря 2019 года № 795 на общую сумму 6 000 рублей. В остальной части постановление должностного лица от 25 мая 2021 года и решение судьи районного суда от 14 сентября 2021 года оставлены без изменения.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Максимов А.А., действующий на основании ордера в интересах ФИО1, выражает несогласие с состоявшимися постановлением должностного лица и судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В силу части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Объективную сторону указанного правонарушения образует факт направления средств, полученных из бюджета Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 января 2015 года № 1 утвержден Порядок определения объема и условий предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетным и автономным учреждениям Чувашской Республики на цели, не связанные с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 декабря 2015 года №-433 утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Чувашской Республики и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее - Положение от 8 декабря 2015 года № 433).

В соответствии с вышеуказанным Положением между Министерством физической культуры и спорта Чувашской Республики и автономным учреждением «Спортивная школа олимпийского резерва № 10 по самбо и дзюдо» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики заключены Соглашения от 21 декабря 2018 года № 10 и от 25 декабря 2019 года № 109 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики автономному учреждению Чувашской Республики на финансовое обеспечение выполнения государственной задания на оказание государственных услуг (далее - Соглашение от 2 декабря 2018 года № 10 и Соглашение от 25 декабря 2019 года № 109).

Согласно пунктам 1.1, 2,1-2.3 означенных Соглашений субсидии в 2019 году и 2020 году предоставляются Учреждению на оказание государственных услуг (выполнение работ), установленных в государственном задании, ее размер составляет 10558500 рублей и 10867450 рублей соответственно, размер субсидии рассчитывается в соответствии с показателями государственного задания на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с применением базовых нормативных затрат и корректирующих к базовым нормативам затрат и нормативных затрат на выполнение работ, определенных в соответствии с Положением.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики от 5 апреля 2021 года № 73-28/2012-21-20970001, на основании решения о проведении проверки заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары от 6 апреля 2021 года № 120, в период с 6 апреля 2021 года по 9 апреля 2021 года по акту проверки Контрольно - счетной палаты Чувашской Республики от 15 марта 2021 года проведена проверка соблюдения автономным учреждением «Спортивная школа олимпийского резерва № 10 по самбо и дзюдо» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики бюджетного законодательства за 2019-2020 годы, в ходе которой выявлено, что Министерством физической культуры и спорта Чувашской Республики до вышеуказанного учреждения доведены государственные задания на 2019 год и 2020 год на выполнение государственных работ на виды спорта: дзюдо и самбо, при этом учреждением в 2019 - 2020 годы произведены расходы за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в общей сумме 43,2 тыс. рублей, на цели, не связанные с выполнением государственного задания, а именно:

на оплату услуг по оценке имущества для определения стоимости арендной платы - в общей сумме 36,0 тыс. руб. (оплата произведена в пользу ООО «Региональный центр оценки и землеустройства «Эталон» платежными поручениями от 6 марта 2019 года №107 - 12.0 тыс. руб., от 26 сентября 2019 года № 596 - 12.0 тыс. руб., от 10 марта 2020 года № 134- 12.0 тыс. руб.), с целью последующей сдачи этого имущества в аренду;

на оплату услуг БУ ЧР «Центр финансового обеспечения учреждений физической культуры и спорта» Минспорта Чувашии» по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в общей сумме 7,2 тыс. руб.

Между тем, в соответствии с пунктом 6.1 договора от 9 января 2019 года №15 Учреждение (Заказчик) должно перечислить БУ ЧР «Центр финансового обеспечения учреждений физической культуры и спорта» Минспорта Чувашии (Исполнителю) в целях укрепления и сохранения материально - технической и информационной базы Исполнителя и совершенствования бюджетного (бухгалтерского) обслуживания средства, поступающие Заказчику от приносящей доход деятельности-1,2 тыс. руб. ежемесячно.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора автономного учреждения Чувашской Республики «Спортивная школа олимпийского резерва № 10 по самбо и дзюдо» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики ФИО1 к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние должностного лица, допустившего описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса.

Нецелевой характер использования субсидий установлен в ходе рассмотрения дела и подтвержден материалами дела.

В силу приведенных в судебных решениях нижестоящими судебными инстанций положений статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетным и автономным учреждениям Чувашской Республики и Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Чувашской Республики и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, государственное задание для таких учреждений должно формироваться в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами, с учетом предложений учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, и с учетом нормативных затрат, определяемых учредителем, предусмотренных Соглашением.

Согласно пункту 3.5 Положения базовый норматив затрат, связанных с оказанием государственной услуги, включает: затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги и затраты на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

Субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг на 2019 год предоставлена учреждению на основании Соглашения от 21 декабря 2018 года №10, заключенным между Министерством физической культуры и спорта Чувашской Республики и АУ «Спортивной школой олимпийского резерва №10 по самбо и дзюдо».

Пунктом 4.3 Соглашения предусмотрено, что учреждение обязуется направлять средства субсидий на выплаты, установленные планом финансово – хозяйственной деятельности учреждения, сформированным и утвержденным в порядке, определенном приказом Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики.

Соглашение и план финансово – хозяйственной деятельности учреждения на 2019 год не предусматривают направление средств субсидий на оплату услуг по оценке имущества, принадлежащего учреждению, для определения рыночной стоимости арендной платы, с целью последующей сдачи этого имущества в аренду, и по осуществлению бюджетного (бухгалтерского) обслуживания финансово-хозяйственной деятельности учреждения (бухгалтерского учета), несвязанного с оказанием государственной услуги учреждением.

При это следует учитывать, что соответствующая приносящая доход деятельность согласно учредительным документам не относится к основной деятельности учреждения и не связана с оказанием государственной услуги.

Довод жалобы о том, что автономное учреждение Чувашской Республики «Спортивная школа олимпийского резерва № 10 по самбо и дзюдо» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики не относится к субъектам правонарушения, поскольку не является участником бюджетного процесса несостоятелен.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с вышеизложенными нормами условия предоставления автономному учреждению субсидии и порядок ее предоставления на выполнение государственного (муниципального) задания, могут устанавливаться Соглашением о предоставлении указанной субсидии.

Пунктом 5.1 Соглашения предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств стороны, одной из которых является автономное учреждение Чувашской Республики «Спортивная школа олимпийского резерва № 10 по самбо и дзюдо» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Таким образом, использование автономным учреждением средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, установленными Соглашением, влечет наступление ответственности для автономного учреждения, определенной Соглашением, а также положениями статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств, что при исполнении своих обязанностей руководителем учреждения предприняты все зависящие меры по целевому расходованию выделенных бюджетных средств, не имеется.

Доводы, изложенные в настоящей жалобе, по существу сводятся к переоценке представленных по делу доказательств, которые являлись предметом исследования и правовой оценки предыдущими судебными инстанциями и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, и не опровергают наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных решений, не установлено.

Вместе с тем имеются основания для изменения решения судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 14 сентября 2021 года в части указания на платежное поручение от 27 декабря 2019 года № 858 на сумму 1 200 рублей (Т.2, л.д.54, об.), поскольку по данному факту дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 не возбуждалось и должностное лицо к административной ответственности не привлекалось, в связи с чем указание на платежное поручение от 27 декабря 2019 года № 858 на сумму 1 200 рублей подлежит исключения из решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 14 сентября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора автономного учреждения Чувашской Республики «Спортивная школа олимпийского резерва № 10 по самбо и дзюдо» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики ФИО1, изменить: исключить указание на платежное поручение от 27 декабря 2019 года № 858 на сумму 1 200 рублей.

В остальной части решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 14 сентября 2021 года, постановление заместителя министра финансов Чувашской Республики № 05-13-25/2021 от 25 мая 2021 года и решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 29 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора автономного учреждения Чувашской Республики «Спортивная школа олимпийского резерва № 10 по самбо и дзюдо» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики ФИО1, оставить без изменения, а жалобу защитника Максимова Алексея Альбертовича, действующего на основании ордера в интересах ФИО1, оставить без удовлетворения.

Судья С.И. Шкуров

Решение09.02.2022