ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1035/2022 от 05.03.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1035/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 марта 2022 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области ФИО5 на вступившее в законную силу решение судьи Самарского областного суда от 29 июля 2021 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 20 мая 2021 года индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ФИО1) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения - туалетной воды в количестве 31 штуки.

Решением судьи Самарского областного суда от 29 июля 2021 года постановление судьи Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 20 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения, изъятая продукция возвращена.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области ФИО6 просит решение судьи Самарского областного суда от 29 июля 2021 года отменить, ссылаясь на его незаконность.

ФИО1, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом указанной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представил.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Как следует из протокола об административном правонарушении, 10 марта 2021 года в 15 час. 15 мин. в магазине <данные изъяты>, расположенном в доме <адрес>, занимаемом индивидуальным предпринимателем ФИО1 реализовывалась парфюмерно-косметическая продукция без маркировки средствами идентификации в нарушение пункта 3 Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 1957, статьи 9 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 009/2021 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 года №799.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 обжалуемым постановлением судьи районного суда к административной ответственности по части 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Самарского областного суда отменяя постановление районного суда и прекращая производство по делу исходил из следующего.

В силу пункта 3 Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 1957, нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку или этикетку парфюмерной продукции, ввозимую на территорию Российской Федерации или произведенную на территории Российской Федерации, в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, является обязательным с 01 октября 2020 года, за исключением случаев, предусмотренных настоящим постановлением.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 1957 (ред. от 31.03.2021) «Об утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды» участники оборота духов и туалетной воды (далее - парфюмерная продукция) при наличии по состоянию на 01 октября 2020 года на территории Российской Федерации нереализованной парфюмерной продукции, произведенной или ввезенной на территорию Российской Федерации до 01 октября 2020 года, вправе осуществлять реализацию такой парфюмерной продукции без маркировки средствами идентификации до 30 сентября 2021 года включительно.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что материалами дела зафиксировано выставление на реализацию индивидуальным предпринимателем ФИО1 парфюмерной продукции без маркировки средствами идентификации 10 марта 2021 года, то есть до 30 сентября 2021 года, при этом материалы дела не содержат доказательств, опровергающих доводы жалобы ФИО1 о приобретении указанной продукции до 01 октября 2020 года, судья областного суда пришел к выводу о недоказанности изготовления либо ввоза изъятой у ФИО1 парфюмерной продукции после 01 октября 2020 года, в связи с чем, реализация этой продукции без маркировки средствами идентификации до 30 сентября 2021 года включительно не образует состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Вместе с тем, решение судьи Самарского областного суда нельзя признать законным по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Частью 3 статьи 30.6 указанного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей областного суда не выполнены.

При проведении административного расследования на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 марта 2021 года в отношении ИП ФИО1, осуществляющего деятельность по адресу <адрес>, согласно протоколу ареста от 10 марта 2021 года специалистами Управления Роспотребнадзора установлено, что в реализации находилась туалетная вода в количестве 31 штуки без маркировки средствами идентификации.

В связи с недостаточностью материалов по делу и руководствуясь статьями 26.10, 29.12 КоАП РФ специалистами Управления Роспотребнадзора запрошены у ИП ФИО1 товарно-сопроводительные документы на парфюмерно — косметическую продукцию (туалетная вода), реализуемая без маркировки средствами идентификации на основании определения об истребовании сведений (информации) от 10 марта 2021 года.

В трехдневный срок со дня получения настоящего определения в Управление Роспотребнадзора представлены не были.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019 года №1957 «Об утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды» (далее – Правил №1957) участники оборота духов и туалетной воды с 01 октября 2020 года обязаны подавать сведения о вводе остатков в оборот и выводе из оборота в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ). Невыполнение данного требования является нарушением подпункта «д» пункта 2 Правил №1957.

Согласно пункта 22 Правил №1957 маркировки духов регистрация парфюмерной продукции осуществляется в подсистеме национального каталога маркированных товаров Российской Федерации.

Факт наличия вышеуказанного несоответствия в Государственной информационной системе мониторинга товара ИП ФИО1 не оспаривался.

Представитель ИП ФИО1 на судебном заседании в Самарском областном суде предоставил товарно-сопроводительные документы от 20 марта 2020 года, от 18 декабря 2019 года, договор поставки от 18 декабря 2019 года на духи в ассортименте (л.д. 167-177).

В товарной накладной от 20 марта 2020 года указано, что предпринимателем получены от ООО <данные изъяты> духи в ассортименте, в количестве 12 штук.

В счет-фактуре от 18 декабря 2020 года указано, что духи в ассортименте в количестве 14 штук.

В спецификации к счету фактуре указано наименование товара: духи в ассортименте 14 штук.

Вышеуказанные документы не сопоставимы с арестованным товаром (не указано наименование товара, артикул и т.д.), кроме того, при проверке у предпринимателя выявлено наличие духов в количестве 31 штуки.

Судьей Самарского областного суда не дана оценка экспертным заключениям , от 05 апреля 2021 года из которых следует, что парфюмерно-косметическая продукция не соответствует пункту 9 статьи 5, статье 9 ТР ТС 009/211 Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции, утвержденных решением комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 года № 799 (л.д. 27-34).

Оценка судьей Самарского областного суда данным обстоятельствам не дана.

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

В нарушение указанных процессуальных требований судья Самарского областного суда не проверил дело в полном объеме.

Допущенное судьей Самарского областного суда нарушение требований статей 24.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Самарского областного суда от 29 июля 2021 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Дело по жалобе на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 20 мая 2021 года подлежит направлению в Самарский областной суд на новое рассмотрение.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что, по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.

При новом рассмотрении судье Самарского областного суда следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности, дать оценку всем доводам и доказательствам и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

жалобу врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области ФИО7 удовлетворить частично.

Решение судьи Самарского областного суда от 29 июля 2021 года, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Направить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Самарский областной суд.

Судья В.Е. Кувшинов

Постановление05.03.2022