ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1038/2022 от 04.03.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-6554/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Краснодар 4 марта 2022 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу ФИО4., действующей в интересах ПАО «Новороссийский морской торговый порт», на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Роприроднадзора от 29 января 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 17 марта 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 17 мая 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьей 8.2 КоАП РФ в отношении ПАО «Новороссийский морской торговый порт»,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Роприроднадзора от 29 января 2021 года ПАО «Новороссийский морской торговый порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 17 марта 2021 года постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Роприроднадзора от 29 января 2021 года оставлено без изменения.

Решением судьи Краснодарского краевого суда от 17 мая 2021 года решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 17 марта 2021 года оставлено без изменения.

ФИО1, действующая в интересах ПАО «Новороссийский морской торговый порт», обратилась в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой на указанные решения, в которой ставит вопрос об отмене судебных постановлений, с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Ознакомившись с жалобой, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 9 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (ред. от 07 апреля 2020 года) «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; паспортом отходов производства и потребления является документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

В соответствии с положением части 1 статьи 14 Федерального закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 указанной статьи).

Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I-IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Согласно пункту 7 Порядка копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Росприроднадзора от 30 октября 2020 года в период с 3 ноября по 1 декабря 2020 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ПАО «НМТП» обязательных требований законодательства при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие - «Грузовые районы», МЛ-0123-003123-П, категория риска - высокая категория объекта - II, свидетельство о постановке на государственный учет от 22 июня 2020 года .

По результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, которые зафиксированы в акте проверки от 3 декабря 2020 года.

Так, установлено, что паспортизация фактически образованных отходов (угольная пыль) на открытой территории Восточного района порта ПАО «НМТП» не проведена. Материалы по отнесению вышеперечисленных отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения, а также соответствующие паспорта относящиеся к V классу опасности, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 24 июня1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» у Общества отсутствовали.

Таким образом, ПАО «НМТП» нарушены требования ст. 34, ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11, ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правила введения паспортизации отходов 1 - IV классов опасности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 (в редакции, действовавшей на 03 декабря 2020 года).

Факт совершения ПАО «Новороссийский морской торговый порт» правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, подтверждается протоколами исследования морфологического состава, актами отбора пробы, протоколом об административном правонарушении от 23 декабря 2020 года, актом проверки от 3 декабря 2020 года.

Указанные доказательства оценены судьями на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с часть 9 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на должностных лип в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществлявших предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двух тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Наказание назначено в соответствии с санкцией части 9 статьи 8.2 КоАП РФ, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания.

Вопреки доводам жалобы правильность выводов судьи основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактических обстоятельств, приняты во внимание характер совершенного правонарушения и степень вины ПАО «Новороссийский морской торговый порт», а так же иные обстоятельства предшествующие правонарушению, исходя из конституционных принципов дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленным правонарушениям.

Довод о допущенных процессуальных нарушениях опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Доказательства оценены судьями районного и Краснодарского краевого суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

При наличии таких обстоятельств постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Роприроднадзора от 29 января 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 17 марта 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 17 мая 2021 года, подлежат оставлению без изменения.

На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Роприроднадзора от 29 января 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 17 марта 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 17 мая 2021 года оставить без изменения, жалобу ФИО3, действующей в интересах ПАО «Новороссийский морской торговый порт»,– без удовлетворения.

Судья Д.В. Монмарь

Решение24.03.2022