ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 16-104/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 20 февраля 2020 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу ФИО1 (далее ФИО1) на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника контрольно-ревизионного управления – начальника отдела контроля в сфере закупок министерства финансов Нижегородской области от 27 июня 2019 года, решение судьи Выксунского городского суда Нижегородской области от 30 июля 2019 года, вынесенные в отношении главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника контрольно-ревизионного управления – начальника отдела контроля в сфере закупок министерства финансов Нижегородской области от 27 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Выксунского городского суда Нижегородской области от 30 июля 2019 года должностное лицо - глава местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 выражает несогласие с названными актами, вынесенными в отношении него по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности. Указывает, что нарушение срока оплаты товара, предусмотренное диспозицией части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие нарушения порядка оплаты, не образует объективную сторону вменяемого противоправного деяния. Выражает несогласие с выводами судьи районного суда о том, что дата составления формы КС-2 является датой приемки работ заказчиком. Полагает, что с момента составления акта КС-2 у заказчика имеется 7 рабочих дней для приемки выполненных работ, вследствие чего сроки оплаты подлежат исчислению с учетом указанного обстоятельства. Ссылается на несвоевременную оплату промежуточных работ в связи с поздним поступлением денежных средств на расчетный счет администрации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта (пункт 1); оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта (пункт 2).
В силу положений части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, по итогам электронного аукциона администрацией городского округа город Выкса (далее также администрация) и ООО «<данные изъяты>» заключен муниципальный контракт от 01 августа 2018 года № №, предметом которого являлось выполнение работ по строительству распределительных газопроводов высокого и низкого давления с установкой ПРГ села Нижняя Верея, город Выкса Нижегородской области (два этапа строительства), стоимость работ составляет <данные изъяты> рублей.
В соответствии с пунктом 6.6 данного контракта муниципальный заказчик обязан производить оплату выполненных работ в порядке, предусмотренном в разделе 4 контракта, регламентирующем порядок и условия расчетов.
Пунктом 4.2 контракта установлено, что промежуточная оплата работ осуществляется в течение 30 дней со дня подписания уполномоченными представителями сторон контракта акта выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, утвержденных постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 года № 100, и выставленного подрядчиком счета-фактуры (счета).
Муниципальный заказчик отказывается от оплаты в случаях предъявления к оплате фактически не выполненных работ, стоимости материалов конструкций, изделий, оборудования, не отвечающих требованиям стандартов, технических условий, работ, выполненных с нарушением требований проектной и технической документации (пункт 4.3 контракта).
Проверкой, проведенной Контрольно-счетной палатой Нижегородской области, установлено, что в соответствии с актом о приемке выполненных работ от 31 января 2019 года, составленным по унифицированной форме КС-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 года № 100, подписанным директором ООО «<данные изъяты>» Б.М.Д. главой местного самоуправления городского округа Выкса ФИО1, представителем технического надзора заказчика - начальником строительно-монтажной службы ООО «<данные изъяты>» К.М.А. справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 31 января 2019 года по форме КС-3, а также счетом на оплату от 31 января 2019 года № 3 на общую сумму <данные изъяты> рублей, администрацией платежными поручениями от 06 февраля 2019 года, 19 февраля 2019 года, 13 марта 2019 года произведена оплата выполненных работ по акту от 23 января 2019 года № 4, указанному в счете от 31 января 2019 года № 3 (л.д. 92-105).
В соответствии с актом о приемке выполненных работ от 04 марта 2019 года, составленным по унифицированной форме КС-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 года № 100, подписанным директором ООО «<данные изъяты>Б.М.Д. главой местного самоуправления городского округа Выкса ФИО1, представителем технического надзора заказчика - начальником строительно-монтажной службы ООО «<данные изъяты>» К.М.А. справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 04 марта 2019 года № 5 по форме КС-3, а также счетом на оплату от 04 марта 2019 года № 5 на общую сумму <данные изъяты> рублей, администрацией платежными поручениями от 15 марта 2019 года, от 11 апреля 2019 года оплачены выполненные работы по акту выполненных работ от 04 марта 2019 года № 5, указанному в счете от 04 марта 2019 года № 5 (л.д. 106-118).
Таким образом, при проверке выявлено нарушение администрацией сроков оплаты по счету от 31 января 2019 года, подлежащему оплате не позднее 02 марта 2019 года, и оплаченному платежным поручением от 13 марта 2019 года; по счету от 04 марта 2019 года, подлежащему оплате не позднее 03 апреля 2019 года, и оплаченному 11 апреля 2019 года.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления должностным лицом контрольно-ревизионного управления министерства финансов Нижегородской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО1 к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт совершения должностным лицом администрации вменяемого административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом министерства финансов Нижегородской области и судебной инстанцией фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, глава местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение части 13.1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе, выразившееся в оплате выполненных работ за пределами сроков, предусмотренных законом и муниципальным контрактом от 01 августа 2018 года.
Из доводов поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы ФИО1 об отсутствии в его действиях совокупности признаков объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения, предусматривающего несоблюдение как срока, так и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вопреки указанному доводу, разделом 4 муниципального контракта от 01 августа 2018 года в соответствии с положениями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе определен порядок расчетов, предусматривающий промежуточную оплату заказчиком выполненных работ, с определением момента, в который он считается исполнившим свое обязательство по оплате.
Поскольку по делу установлено нарушение конкретных сроков оплаты выполненных работ, исчисляемых с момента подписания обозначенных в пункте 4.2 контракта документов, и соблюдение которых является обязательным условием исполнения установленного порядка расчетов, действия главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО1 образуют объективную сторону состава вменяемого правонарушения.
Также в настоящей жалобе ФИО1 в подтверждение факта отсутствия в его действиях состава административного правонарушения заявляет, что с момента составления акта КС-2 у заказчика имеется 7 рабочих дней для приемки выполненных работ, соответственно, срок оплаты не нарушен.
Данный довод был предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и обоснованно признан несостоятельным.
Как следует из содержания пункта 4.1.4 муниципального контракта, муниципальный заказчик принимает работу в течение 7 рабочих дней с момента передачи акта о приемке выполненных работ и соответствующих отчетных документов и направляет подрядчику подписанный акт о приемке выполненных работ или мотивированный отказ в приемке работ.
Основанием для отказа в приемке работ является несоответствие результата работ, выполненных подрядчиком, требованиям действующего законодательства и нормативных документов Российской Федерации, государственным стандартам и условиям контракта.
Таким образом, из условий контракта следует, что заказчик в соответствии с условиями раздела 4.1 (Порядок приемки работ) имеет право в течение 7 рабочих дней проверить соответствие выполненных работ предъявляемым требованиям, после чего принять их с оформлением соответствующих документов либо отказать в их принятии в порядке пункта 4.1.5 контракта.
Из материалов дела усматривается, что по акту выполненных работ от 23 января 2019 года № 4, составлен акт о приемке выполненных работ от 31 января 2019 года по унифицированной форме КС-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 года № 100, подписанный директором ООО «<данные изъяты>» Б.М.Д. главой местного самоуправления городского округа Выкса ФИО1, представителем технического надзора заказчика - начальником строительно-монтажной службы ООО «<данные изъяты>» К.М.А.
На основании данных документов и счета от 31 января 2019 года № 3 заказчиком осуществлена оплата работ, выполненных подрядчиком 23 января 2019 года, и принятых заказчиком 31 января 2019 года в течение установленного семидневного срока. При этом оплата данного счета платежным поручением от 13 марта 2019 года осуществлена в нарушение срока, определенного договором, истекшего 02 марта 2019 года.
Изложенное соответствует положениям раздела 4 муниципального контракта и свидетельствует о том, что подписание акта по форме КС-2 подтверждает факт принятия заказчиком выполненных работ после проверки их качества, после чего у заказчика возникает обязанность по их оплате в установленный в пункте 4.2 контракта срок.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебной инстанцией норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, является следствием субъективного толкования заявителем правовых норм и основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Несвоевременное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения главы местного самоуправления от исполнения обязанностей по соблюдению условий муниципального контракта и не свидетельствует о принятии должностным лицом достаточных и всех зависящих от него мер для исполнения требований Закона о контрактной системе.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника контрольно-ревизионного управления – начальника отдела контроля в сфере закупок министерства финансов Нижегородской области от 27 июня 2019 года, решение судьи Выксунского городского суда Нижегородской области от 30 июля 2019 года, вынесенные в отношении главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина