ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1068/2022 от 05.03.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-1068/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

5 марта 2022 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев жалобу защитника Сучковой И.Б., действующей на основании доверенности в интересах Некрасовой Людмилы Ивановны, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района города Ульяновска от 4 июня 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 июля 2021 года, вынесенные в отношении генерального директора акционерного общества «Контактор» Некрасовой Людмилы Ивановны (далее - Некрасова Л.И.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района города Ульяновска от 4 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 июля 2021 года, Некрасова Л.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Сучкова И.Б. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении генерального директора акционерного общества «Контактор» (далее также – АО «Контактор», общество) Некрасовой Л.И. по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2.1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5.1, 19.7.5.2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.8, 19.8.3 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Частями 1, 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон о занятости населения) установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о социальной защите инвалидов) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статьей 24 Закона о социальной защите инвалидов на работодателей возложена обязанность в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Положения пункта 3 статьи 25 Закона о занятости населения к ежемесячно предоставляемой в обязательном порядке органам службы занятости относят информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно статье 2 Закона Ульяновской области от 27 апреля 2009 года № 41-30 (в редакции от 28 мая 2018 года) «О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ульяновской области» работодатели ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере занятости населения, по установленной им форме сведения о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдении установленной квоты.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 30 июня 2016 года № 307-П (в редакции от 14 августа 2019 года) «Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда», работодатели оборудуют создаваемые специальные рабочие места для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (абилитации), требованиями санитарных правил путем приобретения, монтажа и установки необходимого оборудования; осуществляют трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты как путем прямого обращения с обязательным уведомлением областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» (далее - Кадровый центр), так и по направлению Кадрового центра.

Выполнением установленной квоты считается, в том числе, создание или выделение работодателем рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Как усматривается из материалов дела основанием для привлечения Некрасовой Л.И. к административной ответственности на основании приведенной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о выявленном в результате плановой документарной проверки, проведенной в период с 5 апреля по 27 апреля 2021 года агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области (далее – Агентство) в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, согласованным с прокуратурой Ульяновской области и распоряжением Агентства от 16 марта 2021 года № 39-р «О проведении плановой документарной проверке» в отношении АО «Контактор», генеральным директором которого являлся Некрасова Л.И., факте представления 4 марта 2021 года в органы службы занятости населения ежемесячных сведений о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдения установленной квоты за февраль 2021 года по установленной форме в неполном объеме, а именно отсутствует информация о специальных рабочих местах для трудоустройства инвалидов.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12 мая 2021 года № 48 (л.д. 2-6), предписанием об устранении нарушений от 28 апреля 2021 года (л.д. 7-8); извещением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 9-11); сведениями о наличии вакансий для приема на работу инвалидов и соблюдения установленной квоты по состоянию на 1 марта 2021 года (л.д. 13); выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО «Контактор» (л.д. 14-15) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правиламстатьи 26.11Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.4 названного Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Субъектами административной ответственности на основании статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются, в числе прочих должностные лица.

Некрасова Л.И., являясь генеральным директором общества, допустила нарушение вышеприведенных требований законодательства, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по статье 19.7 названного Кодекса.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола судебными инстанциями не установлено.

Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом деле об административном правонарушении совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям прийти к выводу о том, что состав административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Доводы жалобы об отсутствии в деянии должностного лица состава административного правонарушения, поскольку при оборудовании рабочего места инвалида работодателю необходимо руководствоваться индивидуальной программой реабилитации, являются несостоятельными, не исключают обязанность работодателя в соответствии с действующим законодательством создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о таких рабочих местах. Кроме того, для создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодатели, в соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о социальной защите инвалидов вправе запрашивать и получать информацию, необходимую им при создании таких мест.

Несогласие заявителя с изложенными выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленномстатьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района города Ульяновска от 4 июня 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 июля 2021 года, вынесенные в отношении генерального директора акционерного общества «Контактор» Некрасовой Людмилы Ивановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Сучковой И.Б., действующей на основании доверенности в интересах Некрасовой Л.И., – без удовлетворения.

Судья С.С. Картовенко

Постановление31.03.2022