ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1071/2022 от 21.04.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-1071/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 21 апреля 2022 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу начальника районного нефтепроводного управления «Белогорск» - филиала общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Дальний Восток» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 19 апреля 2021 года № 16-06/2021-128, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 27 сентября 2021 года и решение судьи Амурского областного суда от 8 декабря 2021 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Дальний Восток» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а :

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 19 апреля 2021 года № 16-06/2021-128, оставленным без изменения решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 27 сентября 2021 года и решением судьи Амурского областного суда от 8 декабря 2021 года, юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью ООО «Транснефть-Дальний Восток» (далее – ООО «Транснефть-Дальний Восток» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, начальник районного нефтепроводного управления «Белогорск» - филиала общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Дальний Восток» ФИО1 просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить, производство по делу прекратить.

Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности) сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В силу положений подпункта «а» пункта 3 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлениям Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2451, организация, осуществляющая деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию - углеводородного сырья и произведенной из него продукции (эксплуатирующая организация) обязана обеспечить выполнение плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанного в соответствии с требованиями раздела Ш настоящих Правил.

В соответствии с Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти на нефтеперекачивающих станциях объекта «Участок магистрального нефтепровода районного нефтепроводного управления «Белогорск» ООО «Транснефть - Дальний Восток» (приложение № 4-О Календарный план оперативных мероприятий при угрозе и возникновении разливов нефти на НПС объекта «Участок магистарльного нефтепровода РНУ «Белогорск» ООО «Транснефть-Дальний Восток»), утвержденным генеральным директором ООО «Транснефть-Дальний Восток» 24 января 2020 года (далее – План ликвидации), при разливе нефти к числу первоочередных действий относится доведение в течение 10 минут информации до территориального органа Федеральной службы в сфере природопользования Росприроднадзора (Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора).

Как установлено по делу, 07 марта 2021 года в 02 часа 00 минут (время московское) (в 08 часов 00 минут — время местное) на территории нефтеперекачивающей станции № 27, расположенной по адресу: Амурская область, Октябрьский район, 18 км к северу села Екатеринославки <данные изъяты> км магистрального нефтепровода «ТС ВСТО-П», в 60 км от города Белогорска по федеральной трассе Р-297 в восточном направлении в сторону города Владивостока, кадастровый номер <данные изъяты>, кадастровый квартал <данные изъяты>, в результате разгерметизации запорной арматуры произошла утечка нефтепродуктов (ориентировочно на площадь 200 м2). О разливе (выходе) нефти ООО «Транснефть - Дальний Восток» сообщило в Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора 7 марта 2021 года посредством телефонного звонка на сотовый телефон оперативного дежурного управления - в 11 часов 11 минут 48 секунд (время местное), то есть спустя 3 часа 11 минут 48 секунд, а электронной почтой - в 14 часов 52 минут (время местное).

Несвоевременное, а именно по истечении более 10 минут сообщение в орган Росприроднадзора полной и достоверной информации об источнике загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, вредном воздействии на них послужило основанием для привлечения ООО «Транснефть - Дальний Восток» к установленной статьей 8.5 КоАП РФ административной ответственности.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 5 апреля 2021 года (т. 1 л.д. 73 - 76), актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 2 апреля 2021 года с фототаблицей (т. 1 л.д. 82 - 88), протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий от 7 марта 2021 года (т. 1 л.д. 124 - 127); актом отбора проб почвы от 7 марта 2021 года (т. 1 л.д. 90 - 92); выпиской из Единого государственного реестра объектов недвижимости (т. 1 л.д. 109 - 112), Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти на нефтеперекачивающих станциях объекта «Участок магистрального нефтепровода районного нефтепроводного управления «Белогорск» ООО «Транснефть - Дальний Восток» (т. 1 л.д. 115 - 121); сведениями об аварийном разливе нефти на магистральном нефтепроводе «ТС «ВСТО-П» в Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора (т. 1 л.д. 179) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что ООО «Транснефть - Дальний Восток» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению, с чем следует согласиться.

Выводы судебных инстанций о наличии в действиях ООО «Транснефть - Дальний Восток» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, основаны на исследованных и приведенных в постановлении доказательствах, которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Доводы жалобы о том, что возникшая 7 марта 2021 года ситуация с разливом нефти не была чрезвычайной, вследствие чего у общества отсутствовала обязанность в течение 10 минут сообщить о разливе нефти в Росприроднадзор, так как Планом ликвидации необходимость такого сообщения предусмотрена только при возникновении чрезвычайной ситуации, были предметом оценки судей нижестоящих судов и обоснованно отклонены по приведенным в судебных актах мотивам.

Так, судами сделан правильный вывод о том, что положения раздела 2 Календарного плана оперативных мероприятий при угрозе и возникновении разливов нефти на НПС объекта «Участок магистрального нефтепровода РНУ «Белогорск» ОООГ «Транснефть-Дальний Восток необходимо применять во взаимосвязи со всеми положениями Плана ликвидации, приложением к которому он является, а также с требованиями Правил, в развитие которых ООО «Транснефть-Дальний Восток» принят и утвержден План ликвидации.

Согласно подпункту «в» пункта 25 Правил, эксплуатирующая организация по каждому факту разлива нефти и нефтепродуктов обязана незамедлительно оповестить территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории деятельности которого расположен объект эксплуатирующей организации

Пунктом 2.1 Плана ликвидации юридическое лицо приняло на себя обязательства в качестве первоочередного действия при возникновении аварии на ЛЧ МН РНУ «Белогорск» в первую очередь оповестить в том числе департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу.

Данные мероприятия направлены в первую очередь на недопущение перехода факта разлива нефти в чрезвычайную ситуацию и необходимы для целей принятия срочных и эффективных мер по охране окружающей среды.

Под экологической информацией, по смыслу статьи 8.5 КоАП РФ, подразумевается информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают или могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.

Как установлено по делу, ООО «Транснефть-Дальний Восток» сообщение в Росприроднадзор не было направлено незамедлительно, не позднее 10 минут с момента утечки нефти. Указанный орган государственного надзора о факте разлива нефтепродуктов был оповещен лишь по истечении нескольких часов, что свидетельствует о несвоевременном сообщении обществом экологической информации.

Административное наказание назначено ООО «Транснефть-Дальний Восток» с применением положений, установленных статьями 3.1, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции статьи 8.5 названного Кодекса.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции

п о с т а н о в и л а :

постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 19 апреля 2021 года № 16-06/2021-128, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 27 сентября 2021 года и решение судьи Амурского областного суда от 8 декабря 2021 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Дальний Восток» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника районного нефтепроводного управления «Белогорск» - филиала общества с ограниченной ответственностью «Транснефть-Дальний Восток» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева