№ 16-1094/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар 15 сентября 2021 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Мамцева Д.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 6 Кировского района г. Астрахани от 17 июля 2020 года и решение судьи Кировского районного суда от 7 октября 2020 года, вынесенные в отношении федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства (далее - ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий», учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Кировского района г. Астрахани от 17 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда от 7 октября 2020 года, ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Мамцев Д.В. просит отменить состоявшиеся в отношении ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ) определяет обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ к полномочиям владельцев автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а в отношении автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», к полномочиям Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог, и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
В силу пункта 4.2 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Как усматривается из материалов дела, ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Основанием для привлечения ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выявленные 27 апреля 2020 года на автодороге общего пользования федерального значения Р-22 «Каспий» с км 1372+540 по км 1384+630 Астраханской области следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной данной автомобильной дороги в виде Узел 1 Проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования федерального значения Р-22 «Каспий» (с км 1383+775 по км 1384+640):
- отсутствуют 2 секции пешеходных ограждений вблизи автобусной остановки со стороны моста через р. Волга в сторону ул. Пушкина, 48 «г»;
- отсутствует секция барьерного ограждения, ограничивающая выход пешеходов, со стороны ул. Магистральная, 1 «Б» (автомойка самообслуживания) в сторону ФИО1, 1 «А» п. Пригородный Наримановского района;
- на примыканиях ул. Пушкина, ул. Юбилейная, ул. Колхозная отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.16.1, 1.16.2 и 1.16.3, обозначающая направляющие островки;
- перед примыканиями ул. 1-я Прохладненская и ул. Советская отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 и дорожные знаки 5.19.1(2) со стойками (справа);
- деформировано пешеходное ограждение на круговом пересечении (вблизи ул. 1-я Прохладненская);
- на круговом пересечении отсутствуют дорожные знаки 1.34.1 (5 шт.);
- перед примыканием по ул. Колхозная отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1, а также дорожные знаки 5.19.1(2) (справа, слева) со стойками.
- на км 1381+395 (слева) между автобусной остановкой и примыканием ул. Бирюзова не обозначен островок безопасности;
- на км 1381+0 - км 1381+531, на км 1373+0 - км 1373+034 отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.19;
- на км 1380+580 (слева) и км 1380+623 (слева) (регулируемый перекресток ул. Гагарина) отсутствуют секции пешеходных ограждений;
- на км 1380+605 (слева) перед примыканием ул. Гагарина изменение положения дорожных знаков 5.19.1(2);
- на км 1373+762 (слева) отсутствует дорожный знак 2.1;
- на км 1373+718 нарушение целостности лицевой поверхности дорожного знака 2.4 перед примыканием;
- на км 1373+175 км 1373+179 отсутствуют (основные) дорожные знаки 5.19.1 (2 шт. справа и слева) и 5.19.2 (2 шт. справа и слева);
- на км 1374+320 (справа) после автобусной остановки не обозначен островок безопасности;
- с км 1377+673 по км 1377+618 заездной карман определен границей укрепленной обочины, который не соответствует проекту организации дорожного движения;
- на км 1377+609 (слева) между автобусной остановкой и примыканием к заводу не обозначен островок безопасности;
- на км 1379+048 (слева) не обозначен островок безопасности на примыкании;
- на км 1380+068 (справа) отсутствует дорожный знак 5.19.1;
- на км 1381+883 (слева) не обеспечена видимость дорожного знака 5.19.2, ограничена дорожными знаками 2.1 и 4.8.1;
- на пешеходных переходах, расположенных на км 1381+877 - км 1381+883, км 1383+130 - км1383+135, км 1378+758 - км 1378+766, узел 1 (с км 1383+775 по км 1384+640) со стороны ул. Магистральная, 1 «Б» (автомойка самообслуживания) в сторону Муссы Джалиля, 1 «А» п. Пригородный Наримановского района, износ горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 более 25%.
Факт совершения правонарушения и виновность юридического лица подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.1-3), актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улица), железнодорожного переезда (л.д.4), фото-таблицей (л.д.5-6), уставом ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» (л.д.7-10) и иными представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей26.1 данного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
То обстоятельство, что не были установлены сроки устранения выявленных недостатков, не влияет на наличие в действиях учреждения состава административного правонарушения. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит, в частности, в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Делая вывод о виновности учреждения в совершении вмененного административного правонарушения, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что оно, будучи лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, не только не выполнило требования, предъявляемые к эксплуатационному состоянию дороги, но и, имея реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для устранения нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, не приняло каких-либо мер, направленных на его исполнение.
Ссылка заявителя на то, что учреждение не является субъектом административного правонарушения, несостоятельна. Исходя из положений приведенных норм и пункта 12 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Заключение государственного контракта с подрядной организацией не освобождало учреждение от обязанности по содержанию названной автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение являлись предметом проверки и оценки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах, установленные обстоятельства и выводы о виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права или норм процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в минимальном размере санкции части 1 статьи12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 6 Кировского района г. Астрахани от 17 июля 2020 года и решение судьи Кировского районного суда от 7 октября 2020 года, вынесенные в отношении федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Каспий» Федерального дорожного агентства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Мамцева Д.В. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Мусагалиева Г.А. № 5-577/2020
судья районного суда Чурбакова Е.Д. № 12-868/2020
судья кассационного суда Карасова Н.Х. № 16-1094/2021
Постановление30.11.2021