№16-1102/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 2 марта 2023 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 14 апреля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника службы экологической безопасности и регионального природопользования АО «Черномортранснефть» ФИО3,
установил:
постановлением государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 03.03.2022 №03-23-151-П-3 должностное лицо начальник службы экологической безопасности и регионального природопользования АО «Черномортранснефть» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 апреля 2022 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 25 июля 2022 года решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 14 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа просит отменить названные судебные акты, постановление административного органа оставить без изменения.
ФИО3, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанные судебные решения, возражения в установленный срок не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии с частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с положением ч. 1 ст. 14 Федерального закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1 - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
С 01.01.2021 согласно п. 1 Приложения 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 №1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов 1-1V классов опасности» порядок паспортизации отходов I-IV классов опасности устанавливает требования к выполнению работ по составлению переоформлению и утверждению паспортов отходов I-IV классов опасности.
Согласно п. 3 Приложения 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 №1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности» паспортизация отходов I-IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности.
Согласно п. 6 Приложения 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 №1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности» для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I-IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению №2 к приказу.
Как следует из материалов дела, Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании распоряжения от 05.10.2021 №РЕ-09/67 (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ № РЕ-09/77, от 09.11.2021№ РЕ-09/119) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка объектов АО «Черномортранснефть».
АО «Черномортранснефть» осуществляет производственную деятельность ш объекте НВОС №-П АО «Черномортранснефть», расположенном по адресу: 353911, <адрес>, <адрес>
По результатам проверки Административным органом составлен акт плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.0904-67Пл-А/125-1021, а также выдано Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ№Пл-П/125-1021. Согласно акту АО «Черномортранснефть» не имеет паспорт на вид отходов - «смет с территории предприятия малоопасный» (код по ФККО 7 33 390 01 71 4) 4 класса опасности, который образуется на объекте HBOC №-П, расположенном по адресу: 353911, <адрес>, Грушовая Балка. Нарушение ч. 1 ст. 14 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I- 1V классов опасности», что послужили основанием для привлечения начальника службы экологической безопасности и регионального природопользования АО «Черномортранснефть» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении жалобы на постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 03.03.2022 №03-23-151-П-3, судьи пришли к выводу об отсутствии события административного правонарушения.
В обоснование данной позиции указано, что экспертное заключение от 29.10.2021 №83 не может быть использовано в качестве доказательства по административному делу, так как Административным органом допущены существенные нарушения процессуальных норм, установленных КоАП РФ при получении доказательств. В протоколах морфологического состава проб отхода от 26.10.2021 №270 О и биотестирования проб отходов от 26.1-0.2021 БО отсутствуют ссылки на протоколы отбора проб, данные об исследовании именно изъятых проб (отсутствует номер пробы), отсутствует описание идентификационных признаков исследованных проб.
Судьями районного и краевого судов отмечено, что административным органом событие вменяемого административного правонарушения не подтверждено надлежащими доказательствами, вина должностного лица не установлена.
Считаю данные выводы судей законными и основанными на правильной оценке обстоятельств дела. Так, представленные в дело доказательства, безусловно не свидетельствует о наличии в действиях начальника службы экологической безопасности и регионального природопользования АО «Черномортранснефть» ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 статьи 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Имеющиеся доказательства оценены на предмет относимости, допустимости и достаточности, с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Считаю необходимым отметить, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории вида правонарушения, в настоящее время истек, в связи с чем, вопрос о виновности начальника службы экологической безопасности и регионального природопользования АО «Черномортранснефть» ФИО3 повторно обсуждаться не может.
Фундаментальных нарушений норм КоАП РФ, позволяющих отступить от указанного принципа (невозможность ухудшения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при пересмотре вступившего в законную силу постановления по делу), на которые указывает пункт 2 статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не установлено.
Согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Учитывая изложенное, полагаю, что решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 14 апреля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 июля 2022 года, подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 14 апреля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника службы экологической безопасности и регионального природопользования АО «Черномортранснефть» ФИО3, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья