ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1103/19 от 19.02.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-243/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 19 февраля 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу Кулагиной Т.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №259 Химкинского судебного района Московской области от 9 августа 2019 года и решение судьи Химкинского городского суда Московской области от 30 октября 2019 года, вынесенные в отношении заместителя главного бухгалтера Главного управления по информационной политике Московской области Кулагиной Т.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №259 Химкинского судебного района Московской области от 9 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Химкинского городского суда Московской области от 30 октября 2019 года, главный бухгалтер Главного управления по информационной политике Московской области Кулагина Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Кулагина Т.В. просит об отмене указанных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения заявителя к административной ответственности) грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно примечанию 1 к названной статье Кодекса под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов; регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета; отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет.

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с п. 5 ст.3, ч.3 ст.10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, перечень которых систематизируется в плане счетов.

Согласно п.п. 11, 152 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 191н (далее - Инструкция № 191н), в состав бюджетной отчетности включается «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (ф. 0503127) и «Сведения об исполнении бюджета» (ф. 0503164).

В соответствии с п.п. 55, 163 Инструкции № 191н в графе 4 раздела «Доходы бюджета», в графе 4 раздела «Источники финансирования дефицита бюджета» «Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (ф. 0503127) и в графе 3 раздела «Доходы бюджета» «Сведения об исполнении бюджета» (ф. 0503164) отражается сумма плановых (прогнозных) показателей по закрепленным доходам бюджета на основании данных счетов 150400000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения».

Приказом руководителя Главного управления по информационной политике Московской области от 17 декабря 2014 года № 319 утверждено Положение о реализации единой государственной учетной политики в Главном управлении по информационной политике Московской области в 2015 году вместе с прилагаемым рабочим планом счетов бюджетного учета.

Из материалов дела усматривается, что Инспекцией № 5 аппарата Контрольно-счетной палаты Московской области проведена проверка в отношении Главного управления по информационной политике Московской области.

В ходе проведения проверки Главным управлением по информационной политике Московской области была представлена Инспекции № 5 аппарата Контрольно-счетной палаты Московской области бюджетная отчетность за 2018 год, регистры бухгалтерского учета.

При проведении проверки установлено, что рабочий план счетов бюджетного учета не содержит счет 050400000 «Сметные (плановые и прогнозные) назначения», в связи с чем операции по отражению в бюджетном учете прогнозируемых доходов (поступлений) «Бухгалтерской справкой» (ф. 0504833) в 2018 году не оформлялись, аналитический учет операций по счету 050400000 «Сметные (плановые и прогнозные) назначения» Главным управлением по информационной политике Московской области не велся.

В нарушение п.5 ст.3 Федерального закона «О бухгалтерском учете», абз. 2 и 4 п.55, п.163 Инструкции №191н значения показателей графы 4 «Утвержденные бюджетные назначения» раздела 1 «Доходы», графы 4 раздела 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» «Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (ф. 0503127), графы 3 «Утвержденные бюджетные назначения (прогнозные показатели)» раздела «Доходы бюджета» «Сведения об исполнении бюджета» (ф. 0503164), отраженные в сумме 1 821 000 руб. не подтверждены данными бюджетного учета Главного управления по информационной политике Московской области.

Работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Московской области, замещающего должность государственной гражданской службы Московской области заместителя начальника Управления экономики и финансов - заместителя главного бухгалтера, утвержденным приказом Главного управления по информационной политике Московской области от 1 ноября 2018 года № 35П-148, возглавляет заместитель главного бухгалтера Кулагина Т.В.. В обязанности заместителя главного бухгалтера Кулагиной Т.В. также входит организация своевременного отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением.

Таким образом, заместитель главного бухгалтера Главного управления по информационной политике Московской области Кулагина Т.В. в нарушение ч.1 ст.13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и вышеприведенных положений Инструкции №191н 20 февраля 2019 года допустила грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Факт совершения Кулагиной Т.В. административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 20 мая 2019 года, годовой бюджетной отчетностью Главного управления по информационной политике Московской области на 1 января 2019 года, актом по результатам контрольного мероприятия «Внешняя проверка бюджетной отчетности Главного управления по информационной политике Московской области за 2018 год» и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Деяние Кулагиной Т.В. правильно квалифицировано по ч.1 ст.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Довод Кулагиной Т.В. о том, что до принятия Министерством экономики и финансов Московской области бухгалтерской отчетности выявленные нарушения были устранены, не может являться основанием для освобождения заявителя от административной ответственности.

Указанные нарушения выявлены не заявителем, а в результате проверки, проведенной Инспекцией № 5 аппарата Контрольно-счетной палаты Московской области.

Кулагина Т.В. признана виновной, в том числе в том, что рабочий план счетов бюджетного учета не содержит счет 050400000 «Сметные (плановые и прогнозные) назначения», в связи с чем операции по отражению в бюджетном учете прогнозируемых доходов (поступлений) «Бухгалтерской справкой» (ф. 0504833) в 2018 году не оформлялись, аналитический учет операций по счету 050400000 «Сметные (плановые и прогнозные) назначения» Главным управлением по информационной политике Московской области не велся.

Учитывая изложенное, оснований для освобождения Кулагиной Т.В. от административной ответственности не имеется.

Довод жалобы о том, что ч.1 ст.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 29 мая 2019 года N 113-ФЗ не применяется к должностным лицам государственных органов, не может повлечь отмену судебных актов, поскольку административная ответственность за указанные нарушения не была устранена. Федеральным законом от 29 мая 2019 года N 113-ФЗ статья 15.15.6 «Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности» названного Кодекса изложена в новой редакции, которой также предусмотрена административная ответственность за указанные нарушения. При таких обстоятельствах оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Порядок и срок давности привлечения Кулагиной Т.В. к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено Кулагиной Т.В. с учетом санкции ч.1 ст.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №259 Химкинского судебного района Московской области от 9 августа 2019 года и решение судьи Химкинского городского суда Московской области от 30 октября 2019 года, вынесенные в отношении заместителя главного бухгалтера Главного управления по информационной политике Московской области Кулагиной Т.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Кулагиной Т.В. - без удовлетворения.

Судья А.В. Поддымов