16-6406/2020
16-1109/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 15 февраля 2021 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу руководителя Управления Роскомнадзора по Республике Крым и городу Севастополю ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №13 Киевского судебного района г. Симферополь Республики Крым от 10 июля 2020 года и решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 18 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АНО «Телерадиокомпания «Крым»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №13 Киевского судебного района г. Симферополь Республики Крым от 10 июля 2020 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении АНО «Телерадиокомпания Крым» по части 2.1 статьи 13.21 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности.
Решением судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 18 сентября 2020 года постановление мирового судьи судебного участка №13 Киевского судебного района г. Симферополь Республики Крым от 10 июля 2020 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководитель Управления Роскомнадзора по Республике Крым и г. Севастополю ФИО1 ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, давность привлечения к административной ответственности не может наступать по истечению трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 2.1 статьи 13.21 КоАП РФ опубликование в средствах массовой информации программ теле- и (или) радиопередач, перечней и (или) каталогов информационной продукции без размещения знака информационной продукции либо со знаком информационной продукции, не соответствующим категории информационной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон№436-ФЗ) под зрелищным мероприятием понимается демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, места, доступные для детей определены, как общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции.
В части 1 статьи 12 Закон№436-ФЗ указано, что обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;
2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;
3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;
4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;
5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».
Согласно части 6 статьи 11 Закон№436-ФЗ до начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.
Частью 3 статьи 13 Закона №436-ФЗ предусмотрено, что распространение посредством телевизионного вещания информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, сопровождается демонстрацией знака информационной продукции в углу кадра в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).
Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 «Порядка демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией)», утвержденного приказом Минкомсвязи России от 17 августа 2012 года №202 продолжительность демонстрации знака информационной продукции в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией) должна составлять не менее 8 секунд.
Как следует из материалов дела, 6 марта 2020 года в ходе проведения внепланового мероприятия систематического наблюдения в отношении телеканала «Крым 24», проведенного на основании задания на проведение мероприятия от 18 февраля 2020 года №МК-6/91, утвержденного руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации по Республике Крым и г. Севастополю, выявлено нарушение части 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а именно установлен факт распространения в рамках телепередачи «Утро нового дня», афиши о проведении зрелищного мероприятия с отсутствием знака информационной продукции.
При проведении внепланового мероприятия систематического наблюдения в ходе анализа суточной записи эфира телеканала «Крым 24» от 29 января 2020 года Управлением установлено, что в рамках телепередачи под названием «Утро нового дня», демонстрировались афиши о проведении зрелищных мероприятий с отсутствием знака информационной продукции. В частности, в период с 07:20 по 07:22, а также с 08:19 по 08:21 минуты от 29 января 2020 года демонстрировалась афиша спектаклей без размещения знака Информационной продукции под названием «№13», проходящего в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького, а также спектакля под названием «Крошка Енот», проходящего в Крымском академическом театре кукол. В соответствии с информацией официального сайта Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького спектакль «№13» имеет маркировку 16+, а в соответствии с информацией официального сайта Крымского академического театра кукол спектакль «Крошка Енот»» разрешен зрителям старше трех лет.
Телеканал «Крым 24» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС 77-59765 от 30 октября 2014 года.
Постановлением мирового судьи судебного участка №13 Киевского судебного района г. Симферополь Республики Крым от 10 июля 2020 года производство по делу об административном правонарушении в отношении АНО «Телерадиокомпания «Крым», предусмотренном частью 2.1 статьи 13.21 КоАП РФ прекращено, в связи с истечением срока давности привлечения его к административной ответственности.
Прекращая производство по делу, мировой судья руководствовался тем, что административное правонарушение совершено 29 января 2020 года, выявлено 06 марта 2020 года.
Мировой судья указал, что статьей 4.5 КоАП РФ определено, что постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.21 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения (дня обнаружения административного правонарушения).
С данным выводом согласился судья районного суда.
Полагаю, что выводы мирового судьи и судьи районного суда основаны на неправильном толковании норм.
Так, в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, давность привлечения к административной ответственности не может наступать по истечению одного года со дня совершения административного правонарушения.
Административное правонарушение имело место 29 января 2020 года, следовательно, срок давности привлечения АНО «Телерадиокомпания «Крым» к административной ответственности истекает 29 января 2021 года.
Согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Полагаю, что такие нарушения были допущены, в связи с чем постановление мирового судьи судебного участка №13 Киевского судебного района г. Симферополь Республики Крым от 10 июля 2020 года подлежит отмене, а дело – возвращению в суд на новое рассмотрение.
Между тем, по смыслу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 13.21 КоАП РФ, составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.
После истечения данного срока, согласно положениям статьи 24.5 КоАП РФ, вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения (в том числе о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого велось производство состава правонарушения), обсуждаться не может.
На момент рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, трехмесячный срок привлечения к административной ответственности истек.
Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности является условием, исключающим дальнейшее рассмотрение дела по существу.
Поскольку в данном случае направление дела на новое рассмотрение при допущенных нарушениях, не позволивших объективно и полно рассмотреть его, невозможно в силу истечения срока давности привлечения к административной ответственности, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка №13 Киевского судебного района г. Симферополь Республики Крым от 10 июля 2020 года и решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 18 сентября 2020 года отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Решение27.05.2021