ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1125/19 от 27.03.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№16-547/2020

(№16-1125/2019)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 27 марта 2020 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Курганпарк» на вступившие в законную силу постановление административной комиссии города Кургана № 81328 от 18 июля 2019 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 13 августа 2019 года, решение судьи Курганского областного суда от 12 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 25.2 Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Курганпарк»,

установил:

постановлением административной комиссии города Кургана (№81328 от 18 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского городского суда Курганской области (№12-1119/2019) от 13 августа 2019 года и решением судьи Курганского областного суда (№ 72-314/2019) от 12 сентября 2019 года, общество с ограниченной ответственностью «Курганпарк» (далее – ООО «Курганпарк», общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 25.2 Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах ООО «Курганпарк», законный представитель общества ФИО1 выражает несогласие с указанными выше постановлением и судебными актами, просит об их отмене.

Копия жалобы направлена в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для ознакомления в адрес административной комиссии города Кургана, от которой в установленный срок поступил письменный отзыв, в котором высказано мнение о том, что оснований для удовлетворения жалобы заявителя не имеется.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 25.2 Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» невыполнение законных требований должностных лиц административно-технических инспекций органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, выполняющих функции административно-технических инспекций, а равно воспрепятствование осуществлению этими лицами возложенных на них служебных обязанностей, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 000 рублей до 15 000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Правил благоустройства территории города Кургана (далее – Правила благоустройства), утвержденных решением Курганской городской Думы от 27.03.2019 года № 52, содержание территорий общего пользования и элементов благоустройства, расположенных на них, осуществляют физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели, владеющие соответствующими территориями и элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.

Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и необходимый уровень благоустройства, принимать меры для сохранения объектов и элементов благоустройства на всей территории города Кургана.

Из материалов дела следует, что во время осмотра территории городского сада по адресу: ул. Ленина, 23 в г. Кургане, 02 апреля 2019 года в 11 часов 29 мин. должностным лицом МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» установлено, что на территории городского сада не восстановлено разрушенное покрытие – ямы, выбоины. По результатам осмотра территории МКУ «Административно-техническая инспекция города Кургана» генеральному директору ООО «Курганпарк» выдано требование №81/2 от 02 апреля 2019 года по осуществлению мероприятий по устранению выявленных нарушений: восстановить разрушенное покрытие в срок до 01 июня 2019 года. Указанное требование получено юридическим лицом 05 апреля 2019 года.

В ходе осмотра территории 03 июня 2019 года установлено, что ООО «Курганпарк» в установленный в требовании срок не выполнило законное требование должностного лица административно-технической инспекции по устранению нарушений части 1 статьи 3 Правил благоустройства.

В связи с указанными обстоятельствами в отношении юридического лица 24 июня 2019 года составлен протокол № 10201-АП об административном правонарушении, предусмотренном статьей 25.2 Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области».

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 18 июля 2019 года административной комиссией г. Кургана вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ООО «Курганпарк» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 25.2 Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области».

Доводы жалобы об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, со ссылками на недоказанность данного обстоятельства, поскольку представленные в дело доказательства, по мнению подателя жалобы, являются недопустимыми, а также утверждения о том, что общество не является субъектом правонарушения в связи с тем, что договор аренды земельного участка не предусматривает ремонт асфальтового и иного покрытия арендатором на территории городского сада, что указанная обязанность возложена на арендодателя, несостоятельны.

Обстоятельства невыполнения законного требования должностного лица административно-технической инспекции органа местного самоуправления подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе по делу об административном правонарушении № 10201-АП от 24 июня 2019 года (л.д. 22), актом осмотра территории №132/2 от 02 апреля 2019 года (л.д. 36), фототаблицей к акту осмотра территории от 02 апреля 2019 года (л.д. 26,28,30,32,34), требованием №81/2 от 02 апреля 2019 года (л.д. 37), материалами фотосъемки территории городского парка от 03 июня 2019 года (л.д. 27,29,31,33,35), а также другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 25.2 Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области».

Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.

Факт невыполнения требования установлен в результате проведенного осмотра территории и подтвержден фотоматериалами, полученными 03 июня 2019 года. Вопреки доводам жалобы, акт, фотоматериалы и иные документы обоснованно оценены административными органом и судебными инстанциями как относимые и допустимые доказательства для установления обстоятельств дела. Осмотры территории, являющейся территорией общего пользования, проведены вне рамок взаимодействия с юридическим лицом, соответствуют порядку осуществления контроля, установленному статьей 19 Правил благоустройства.

Согласно частям 3-6 статьи 19 Правил благоустройства контроль осуществляется в форме мониторинга территории города Кургана и расположенных на ней объектов и элементов благоустройства с целью выявления нарушений требований настоящих Правил и в иных формах, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Курганской области. Мониторинг осуществляется посредством визуального периодического обследования состояния территории города Кургана, объектов и элементов благоустройства, расположенных на ней, на предмет их соответствия требованиям настоящих Правил. По результатам мониторинга должностным лицом составляется акт осмотра территории города Кургана. В акте фиксируются выявленные в ходе проведения мониторинга нарушения требований Правил благоустройства или их отсутствие. Лица, уполномоченные на осуществление контроля, принимают меры для установления лица, ответственного за содеянное нарушение настоящих Правил, и выдает ему требование об устранении нарушений Правил благоустройства.

Указанные требования в настоящем случае были соблюдены.

В соответствии с положениями Правил благоустройства территории города Кургана, под благоустройством территории следует понимать деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территорий города Кургана, по содержанию территорий и расположенных на них объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. (часть 1.1 статьи 2 Правил благоустройства). Под территорией общего пользования следует понимать территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (часть 1.39. статьи 2 Правил благоустройства). Из перечня работ по благоустройству и периодичности их выполнения, являющегося приложением к Правилам благоустройства территорий города Кургана прямо следует, что работы по ремонту (текущему, капитальному), касающиеся восстановления и замены покрытий и их конструктивных элементов осуществляются по мере необходимости.

В силу положений части 1 статьи 3 Правил благоустройства содержание территорий общего пользования и элементов благоустройства, расположенных на них, осуществляют физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели, владеющие соответствующими территориями и элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником. Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и необходимый уровень благоустройства, принимать меры для сохранения объектов и элементов благоустройства на всей территории города Кургана.

Из приведенных положений следует, что требование, направленное юридическому лицу о восстановлении разрушенного покрытия – ямы, выбоины, носит законный характер и направлено в адрес юридического лица обоснованно. В рассматриваемом случае обязанность ООО «Курганпарк» о восстановлении разрушенного покрытия на территории Городского сада во исполнение выданного в установленном законом порядке требования об устранении нарушения в сфере благоустройства территории города Кургана, следует из императивных требований закона.

В свою очередь, ссылки автора жалобы на наличие арендных правоотношении, по условиям которых арендодатель (Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области) обязан осуществлять за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, не свидетельствуют о наличии условий при которых общество может быть освобождено от выполнения вышеперечисленных обязанностей, установленных Правилами. Кроме того, из содержания условий арендного договора №293-з от 13 апреля 2004 года, следует, что обязанностью арендатора (ООО «Курганпарк») является, в том числе, выполнение работ по благоустройству территории (пункт 4.4.9.) (л.д. 46-49). Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что общество является субъектом вменённого ему административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, административный орган и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.

Доказательств принятия ООО «Курганпарк» всех зависящих мер для выполнения в установленный срок требований по устранению выявленных нарушений в материалы дела не представлено.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения общества к административной ответственности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, при надлежащем извещении ООО «Курганпарк» (л.д. 18). На составление протокола об административном правонарушении общество представителя не направило, протокол составлен в отсутствии представителя общества или его защитника, что не противоречит требованиям части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении была направлена ООО «Курганпарк» в установленном законом порядке.

В постановлении административной комиссии по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 25.2 Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Административное наказание в виде административного штрафа назначено юридическому лицу в соответствии с санкцией статьи 25.2 Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», является обоснованным и справедливым.

При пересмотре дела по жалобам на постановление судья городского суда и судья областного суда, проверили дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесли законные и обоснованные решения.

При рассмотрении дела в административном органе принимал участие защитник общества, который обосновывал позицию общества по делу. Судьей городского суда и судьей областного суда, дело рассмотрено при наличии сведений о надлежащем извещении юридического лица, которое направило для участия в судебных заседаниях своих защитников, которые обосновывали позицию общества и в реализации своих процессуальных прав ограничены не были. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление административной комиссии города Кургана № 81328 от 18 июля 2019 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 13 августа 2019 года, решение судьи Курганского областного суда от 12 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 25.2 Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Курганпарк», оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Курганпарк» – без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции Трапезникова И.И.