ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1127/19 от 01.07.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-707/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу представителя ООО «ЭкоВтор» Собина И.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 20 августа 2019 года, решение судьи Астраханского областного суда от 4 октября 2019 года, вынесенные в отношении ООО «ЭкоВтор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 20 августа 2019 года, оставленного без изменения решением судьи Астраханского областного суда от 4 октября 2019 года, ООО «ЭкоВтор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель ООО «ЭкоВтор» Собина И.Н. просит указанные судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на имеющие стационарные источники воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой эксплуатируются такие источники. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требует обязательного получения разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.

Как следует из материалов дела, 7 апреля 2019 года управлением Росприроднадзора по Астраханской области на основании обращений граждан на неприятный запах нефтепродуктов вблизи жилых домов осуществлен рейдовый осмотр предприятия ООО «ЭкоВтор», расположенного по адресу: <адрес>А.

По результатам осмотра должностным лицом управления Росприроднадзора по Астраханской области установлено, что общество в результате осуществления деятельности по перекачке мазута создает неблагоприятные условия проживания жителям близлежащих домов.

Согласно протоколам отбора проб атмосферного воздуха №40к от 7 апреля 2019 года, №41к от 8 апреля 2019 года, №30к и №31к от 11 апреля 2019 года, а также экспертному заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по АО» №355 от 7 июня 2019 года в результате осуществления юридическим лицом ООО «ЭкоВтор» деятельности по перекачке мазута в атмосферный воздух осуществляются выбросы следующих загрязняющих веществ: толуол, ксилол, бензол, этилбензол, С12-С19, сероводород и т.д. Данные выбросы зафиксированы как на территории предприятия ООО «ЭкоВтор», так и при отборе проб на границе санитарно-защитной зоны предприятия, в том числе и загрязняющие вещества: этилбензол, бензол и толуол.

Согласно перечню загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды загрязняющие вещества - этилбензол, бензол и толуол, подлежат нормированию.

У юридического лица ООО «ЭкоВтор» имеется разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ от 27 сентября 2017 года , выданное Управлением Росприроднадзора по Астраханской области. Вместе с тем, в данном разрешении выбросы загрязняющих веществ - этилбензол, бензол и толуол отсутствуют.

Таким образом, ООО «ЭкоВтор» в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года осуществляло выбросы вредных загрязняющих веществ в отсутствие полученного разрешения на выбросы указанных вредных загрязняющих веществ.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень опасности деяния, а также то, что правонарушение совершено в области санитарного законодательства, связано со здоровьем жителей многоквартирных домов, в связи с чем имеет повышенную степень общественной опасности, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны вменяемого состава административного правонарушения.

Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене либо изменению обжалуемых судебных актов. Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 20 августа 2019 года, решение судьи Астраханского областного суда от 4 октября 2019 года, вынесенные в отношении ООО «ЭкоВтор» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья А.Е. Иванов