№16-550/2020
(№16-1128/2019)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 03 апреля 2020 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Курганпарк» на вступившие в законную силу постановление административной комиссии города Кургана № 81754 от 08 августа 2019 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 19 сентября 2019 года, решение судьи Курганского областного суда от 18 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5 Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», в отношении общества с ограниченной ответственностью «Курганпарк»,
установил:
постановлением административной комиссии города Кургана №81754 от 08 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского городского суда Курганской области (№12-1177/2019) от 19 сентября 2019 года и решением судьи Курганского областного суда (№ 72-3902/2019) от 18 ноября 2019 года, общество с ограниченной ответственностью «Курганпарк» (далее – ООО «Курганпарк», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5 Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах ООО «Курганпарк», законный представитель общества ФИО1 выражает несогласие с указанными выше постановлением и судебными актами, просит об их отмене.
Копия жалобы направлена в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для ознакомления в адрес административной комиссии города Кургана, от которой в установленный срок поступил письменный отзыв, в котором высказано мнение о том, что оснований для удовлетворения жалобы заявителя не имеется.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 5 Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» содержание элементов благоустройства в загрязненном, неокрашенном, технически неисправном (неотремонтированном) состоянии: влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 40000 до 70000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Правил благоустройства территории города Кургана (далее – Правила благоустройства), утвержденных решением Курганской городской Думы от 27.03.2019 года № 52, содержание территорий общего пользования и элементов благоустройства, расположенных на них, осуществляют физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели, владеющие соответствующими территориями и элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.
Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и необходимый уровень благоустройства, принимать меры для сохранения объектов и элементов благоустройства на всей территории города Кургана.
Из материалов дела следует, что 13 апреля 2004 года между Департаментом государственного имущества и промышленности Курганской области, действующего от имени Курганской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Курганпарк» был заключен договор аренды №293-з, по условиям которого общество принимает от департамента в аренду земельный участок из земель поселений, расположенный по адресу: г. Курган, Городской сад, общая площадь земельного участка переданного в аренду составляет 70 572 кв.м. Срок аренды земельного участка установлен по 12 апреля 2053 года. Указанным договором установлены права и обязанности арендатора, который, помимо прочего, обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающему к его территории, а также выполнять работы по благоустройству территории (пункт 4.4.9. Договора).
Должностным лицом отдела по составлению протоколов об административных правонарушениях управления административной практики Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана 22 июля 2019 года в 11 часов 05 минут был произведен осмотр территорий парка «Городской сад», в ходе которого было установлено, что на территории парка в районе шахматного сквера в неотремонтированном состоянии содержится элемент благоустройства – бортовой камень.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении юридического лица 22 июля 2019 года составлен протокол № 10405-АП об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5 Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области».
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 08 августа 2019 года административной комиссией г. Кургана вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ООО «Курганпарк» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5 Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области».
Доводы жалобы об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, со ссылками на недоказанность данного обстоятельства, поскольку представленные в дело доказательства, по мнению подателя жалобы, являются недопустимыми, а также утверждения о том, что общество не является субъектом правонарушения в связи с тем, что договор аренды земельного участка не предусматривает ремонт конструктивных элементов асфальтобетонных сооружений – дорог, к которым относится бортовой (бордюрный) камень, его ремонт относится к дорожно-строительным работам, и обязанности по их выполнению лежат на арендодателе, ссылки на то, что нарушений части 18 статьи 5 Правил благоустройства обществом не допущено, несостоятельны.
Факт административного правонарушения, выразившегося в содержании элемента благоустройства в технически неисправном (неотремонтированном) состоянии, подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе по делу об административном правонарушении № 10405-АП от 22 июля 2019 года (л.д. 22), фотоматериалами, фиксирующими территорию городского сада и обстоятельства совершения правонарушения (л.д. 15-19,23-26), а также другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 5 Закона Курганской области от 20.11.1995 № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области».
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Факт содержания элемента благоустройства – бортового (бордюрного) камня благоустройства в технически неисправном (неотремонтированном) состоянии установлен в результате проведенного осмотра территории и подтвержден фотоматериалами, полученными 22 июля 2019 года. Вопреки доводам жалобы, акт, фотоматериалы и иные документы обоснованно оценены административными органом и судебными инстанциями как относимые и допустимые доказательства для установления обстоятельств дела. Осмотры территории, являющейся территорией общего пользования, проведены вне рамок взаимодействия с юридическим лицом, соответствуют порядку осуществления контроля, установленному статьей 19 Правил благоустройства.
Согласно частям 3-6 статьи 19 Правил благоустройства контроль осуществляется в форме мониторинга территории города Кургана и расположенных на ней объектов и элементов благоустройства с целью выявления нарушений требований настоящих Правил и в иных формах, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Курганской области. Мониторинг осуществляется посредством визуального периодического обследования состояния территории города Кургана, объектов и элементов благоустройства, расположенных на ней, на предмет их соответствия требованиям настоящих Правил. По результатам мониторинга должностным лицом составляется акт осмотра территории города Кургана. В акте фиксируются выявленные в ходе проведения мониторинга нарушения требований Правил благоустройства или их отсутствие. Лица, уполномоченные на осуществление контроля, принимают меры для установления лица, ответственного за содеянное нарушение настоящих Правил.
Указанные требования в настоящем случае были соблюдены.
В соответствии с положениями Правил благоустройства территории города Кургана, под благоустройством территории следует понимать деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территорий города Кургана, по содержанию территорий и расположенных на них объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (часть 1.1 статьи 2 Правил благоустройства). Под элементами благоустройства следует понимать декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (часть 1.45 статьи 2 Правил благоустройства).
В соответствии с частью 18 статьи 5 Правил благоустройства, содержание элементов благоустройства, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется с соблюдением общих требований, установленных настоящими Правилами (элементы благоустройства должны находиться в технически исправном состоянии, быть отремонтированы, а также должны быть чистыми, окрашенными, не иметь повреждений, в том числе трещин, ржавчины, сколов). Нарушенные или поврежденные элементы благоустройства подлежат восстановлению путем проведения их ремонта, замены поврежденных частей или полной замены элемента благоустройства.
Из перечня работ по благоустройству и периодичности их выполнения, являющегося приложением к Правилам благоустройства территорий города Кургана, прямо следует, что к элементу благоустройства, осмотр которого следует производить ежедневно и исправление которого следует осуществлять по мере необходимости, относится, в том числе, бордюр (пункт №1и №2 Работ по содержанию объектов благоустройства). Следовательно, бортовой (бордюрный) камень является элементом благоустройства применительно к требованиям, установленным частью 18 статьи 5 Правил благоустройства.
Из приведенных положений, с учетом положений части 1 статьи 3 Правил благоустройства, следует, что на ООО «Курганпарк» возложена обязанность по содержанию элемента благоустройства – бортового (бордюрного) камня в исправном состояний.
В свою очередь, ссылки автора жалобы на наличие арендных правоотношении, по условиям которых арендодатель (Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области) обязан осуществлять за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, не свидетельствуют о наличии условий, при которых общество может быть освобождено от выполнения вышеперечисленных обязанностей, установленных Правилами, а также от выполнения его обязанностей как арендатора земельного участка, находящегося на территории рекреационного назначения: от осуществления необходимых мероприятий, направленных на поддержание и улучшение санитарного, эстетического состояния территорий города Кургана, по содержанию территорий и расположенных на них объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Кроме того, из содержания условий арендного договора №293-з от 13 апреля 2004 года, следует, что обязанностью арендатора (ООО «Курганпарк») является, в том числе, выполнение работ по благоустройству территории (пункт 4.4.9.) (л.д. 47-48). Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что общество является субъектом вменённого ему административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, административный орган и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
Доказательств принятия ООО «Курганпарк» всех зависящих мер для выполнения в установленный срок требований по устранению выявленных нарушений в материалы дела не представлено.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения общества к административной ответственности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом, при надлежащем извещении ООО «Курганпарк». На составление протокола об административном правонарушении общество направило своего представителя, который давал письменные объяснения относительно обстоятельств совершенного административного правонарушения. Копия протокола об административном правонарушении была вручена ООО «Курганапарк» в установленном законом порядке.
О рассмотрении дела в административном органе юридическое лицо извещалось надлежащим образом (л.д. 27), однако своего законного представителя или защитника для участия в рассмотрении дела не направило (л.д. 32). Дело рассмотрено административной комиссией с соблюдением требований статьей 29.7, 29.8 КоАП РФ.
В постановлении административной комиссии по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5 Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Административное наказание в виде административного штрафа назначено юридическому лицу в соответствии с санкцией статьи Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобам на постановление судья городского суда и судья областного суда, проверили дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесли законные и обоснованные решения.
Судьей городского суда и судьей областного суда, дело рассмотрено при наличии сведений о надлежащем извещении юридического лица, которое также не направило для участия в судебных заседаниях своего представителя. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление административной комиссии города Кургана № 81754 от 08 августа 2019 года, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 19 сентября 2019 года, решение судьи Курганского областного суда от 18 ноября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5 Закона Курганской области от 20.11.1995 года № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», в отношении общества с ограниченной ответственностью «Курганпарк», оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Курганпарк» – без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.